Сведения об образовательной организации

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Черникова Н.В.
Республика Беларусь, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
nat.tchernickova@yandex.ru

 В настоящее время в связи с усиленным вниманием государства к проблеме подготовки специалистов, а особенно к готовности педагогических кадров к работе по отдельным направлениям воспитательной работы в школе, все чаще возникает необходимость в разработке конкретных направлений воспитания. Эстетическое воспитание молодежи в вузовской среде сегодня в значительной степени основывается на традициях и подходах, доставшихся в наследство от советского периода.  Поэтому остро стоит проблема разработки новых подходов и принципов к организации эстетического воспитания студенческой молодежи (в контексте подготовки будущего учителя), поскольку только специалист с высоким уровнем эстетической культуры способен к творческой реализации идеи воспитания подрастающего поколения.

Эстетическое воспитание студентов высших учебных заведений осуществляется в тесном единстве со всеми другими видами воспитания. Важнейшими условиями их эффективности являются знание и верное практическое применение общих педагогических принципов, правильный выбор форм и методов эстетического воспитания. В современной педагогике различают дидактические принципы, т.е. дидактические требования, определяющие содержание, организационные формы и методы учебной работы в соответствии с общими целями воспитания и закономерностями процесса обучения.

В работах, посвященных проблемам эстетического воспитания личности, выдвигаются его основные принципы. Здесь, однако, у авторов нет единства во взглядах.

Так, Б.Т. Лихачев рассматривает следующие принципы эстетического воспитания: всеобщности эстетического воспитания и художественного образования; единства эстетического, политического и нравственного воспитания школьников; комплексности воздействия искусств и их взаимодействия с основами наук; творческой самодеятельности школьников; эстетики детской жизни [1].

Н.А. Чиликова в статье «Некоторые педагогические условия воспитания эстетической культуры студентов на занятиях по русскому языку» намечает такие принципы эстетического воспитания и образования в вузе, как: системности, оптимальности, социализации, положительного эмоционального фона обучения, профессиональной направленности [2].

Г.А. Петрова в своей работе «Воспитание эстетической культуры будущих педагогов в условиях университетского образования» выделяет следующие принципы эстетического воспитания и образования студентов, в частности – будущих учителей: идейно-эстетической направленности; научности и связи теоретических знаний с практикой; взаимодействия сознательности и эмоциональности; единства эстетического воспитания и образования; всесторонности эстетического воспитания и эстетической деятельности; активности и самостоятельности  студентов в учебно-воспитательном процессе; систематичности, последовательности, преемственности; учета возрастных и индивидуальных особенностей личности в условиях коллективной работы; профессиональной направленности эстетического воспитания [3].

На наш взгляд, принципы, приведенные в последней работе, более широко и всесторонне охватывают учебно-воспитательный процесс, дают более конкретное представление о педагогических основах эстетического образования и воспитания.

Заметим, что эстетическое воспитание и формирование эстетической культуры современной студенческой молодежи – сложный и многогранный процесс. И строить его целесообразно в соответствии с базовыми педагогическими принципами, ориентированными на решение педагогических и личностно-развивающих задач.

Опираясь на вышеуказанный материал, мы выделяем следующие принципы эстетического воспитания студентов – будущих учителей: системности, этапности, эмоциональной насыщенности занятий, дифференцированного подхода и учета личностных особенностей, креативности, партнерства и сотрудничества  преподавателя и студента.

Принцип системностипредполагает формирование эстетической культуры как составной части общей базовой культуры личности будущего специалиста. Чрезвычайно важно, чтобы системность охватывала все аспекты: учебные занятия и внеучебное время; содержание, формы и методы учебной и воспитательной работы в вузе; учение, общение, научную деятельность, досуг студентов; преподавание педагогических дисциплин и педагогическую практику.

Принцип этапностиподразумевает наличие определенной последовательности в развитии эстетической культуры студентов: когнитивный, мотивационно-ценностный и творческий этапы. Каждый этап решает определенные задачи: эстетическое просвещение (знания, представления) – формирование эстетической мотивации (интересы) – вовлечение в занятия художественно-эстетическим творчеством (эстетическая активность).

Принцип эмоциональной насыщенности занятий. Эмоциональность – важнейший и наиболее существенный компонент эстетического восприятия. Крен в сторону сознания и поведения неизбежно порождает разрыв слова и дела, обедняет эмоционально-чувственную сферу растущего человека. Именно учет особенностей эмоциональной сферы личности и постоянная опора на нее облегчают процесс освоения социального опыта, т.е. воспитания в широком смысле. Жизненные ценности, нравственные нормы и правила только через чувства могут стать собственными ценностями и нормами развивающейся личности.

Принцип дифференцированного подхода и учета личностных особенностей эстетического восприятия студентов выступает формой проявления более общего принципа природосообразности применительно к эстетическому воспитанию. Организуя процесс формирования эстетической культуры студентов, необходимо учитывать психологические закономерности эстетического восприятия, которое зависит от уровня развития, эстетического опыта, степени сформированности представлений. Задача преподавателей, учитывая возрастные особенности юношеского возраста, достичь понимания все более сложных явлений и форм прекрасного, эстетических проблем.

Принцип креативности (творческой направленности). Творческая личность и ее формирование представляются сердцевиной современного, гуманистически ориентированного воспитания. Креативность – творческая направленность, тесно связанная с развитием ценностных ориентаций, творческих способностей, мировоззрением личности; является ее интегральной характеристикой. Данный принцип обеспечивает передачу творческого опыта и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Художественность должна пронизывать все стороны педагогического процесса: его содержание, формы подачи материала, манеру работы педагога, среду образовательного пространства и т.д.

Принцип партнерства и сотрудничества  преподавателя и студента. Объективное преимущество осуществления художественно-эстетического образования студентов вузов на основе принципа  партнерства и сотрудничества связано с увеличением возможностей для каждого обучаемого занять активную позицию. Воспитательная работа наиболее эффективно осуществляется в небольших академических группах за счет интенсивности внутригруппового общения, хорошего знания куратором личностных особенностей каждого студента.

Принципы эстетического воспитания, которые являются педагогической основой формирования эстетической культуры будущего педагога, должны осуществляться в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза в органической взаимосвязи и взаимообусловленности. Опираясь на них, преподаватель высшей школы сможет грамотно наметить формы и методы эстетического воспитания студентов как в учебном процессе, так и во внеаудиторной работе. 

Литература

  1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001.
  2. Чиликова Н.А. Некоторые педагогические условия воспитания эстетической культуры студентов на занятиях по русскому языку [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.tisbi.org/science/vestnik/2001/issue2/vest2_4[2].html. Дата доступа: 18.03.2015.
  3. Петрова Г.А. Воспитание эстетической культуры будущих педагогов в условиях университетского образования. Казань, 2009. 
Разделы