Сведения об образовательной организации

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Ерошенкова Е.И.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

eroshenkova@bsu.edu.ru

 

Цивилизационный сдвиг и преобразования в развитии современного российского общества ориентируют содержание профессионального образования на обновление методологических подходов и принципов к подготовке будущего специалиста, его профессионально-личностное развитие. Ценности, декларируемые всей сферой образования и поддерживаемые социальным окружением, обществом, связаны со стремлением личности к самосовершенствованию, самосозиданию, саморазвитию. В этой связи актуализируется значимость ценностной проблематики профессионального университетского образования и ее практическая реализация [1].

Согласно позиции В.Н. Сагатовского, образование утверждает определяющую роль его духовных основ, базирующихся на подлинных ценностях и духовно-нравственных идеалах – культурных образцах [2]. Значение аксиологического подхода в профессионально-личностном развитии студентов заключается в определении природы ценностей, их генезиса и путей приобщения к ним личности в соответствии с нормами культуры. Следовательно, важнейшей отличительной особенностью реализации аксиологического подхода является возможность его использования в обязательной совокупности с культурологическим подходом. Культурологический контекст определяет содержательную основу и направление научно-педагогического поиска при решении задач профессионально-личностного развития студентов. Исходя из этого, эффективное использование аксиологического подхода в профессиональном образовании необходимо сопровождать анализом культурных ценностей, определением их актуального и перспективного значения, возможностей формирования на современном этапе развития культуры.

Как известно, базовым для аксиологического подхода является понятие «ценности», которое имеет междисциплинарный характер, способно к интеграции знаний о развитии общества и требует для своего изучения привлечения аппарата самых различных наук.

В зарубежном научном знании проблема ценности определяется проблемой «значимости» ценности (Г. Риккерт); ценности рассматриваются и как «вочеловеченный» избирательный принцип, установка, производная от потребностей. Ценности - это то, к чему стремится человек» (А. Маслоу); ценности вбирают в себя некий личностный смысл, являются категорией «значимости», а не категорией знания (Г. Олпорт) и др.

Отечественная психолого-педагогическая наука трактует ценности как осознанные смыслы жизни (Б.С. Братусь); как значение предмета для субъекта, как это специфическое отношение, которое связывает объект не с другим объектом, а с субъектом (М.С. Каган); как обобщенные, устойчивые предоставления о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения, в которых сконцентрирован предшествующий опыт субъекта» (В.Н. Сагатовский) и др.

Таким образом, сущностный анализ исследуемой категории показал, что «ценность» как научный феномен обладает рядом свойств:

– ценность связана с деятельностью и имеет субъективный характер;

– она изменяема во времени и социально-исторически обусловлена;

– ценность детерминирует свойства личности;

– ценность управляет поведением человека;

– ценность надситуативна;

– ценность имеет различную значимость для конкретных субъектов.

Анализ и осмысление обозначенных выше трактовок и свойств категории «ценность» подчеркивают разночтения в их определениях, которые можно сформулировать в виде вопросов:

– является ценность значимостью или значением?

– ценности относятся к сфере сущего или должного?

– ценности являются свойством предмета, объекта, явления или отношением субъекта к ним?

– какая система отношений фиксируется через категорию «ценность» - субъектно-объектная или субъектно-субъектная?

Мы придерживаемся мнения о том, что профессионально-личностное развитие студента возможно на основе постоянного и последовательного формирования «диалектической триады»: ценностного сознания – ценностного отношения – ценностного поведения (В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова). Причем, аксиологические ориентиры профессионально-личностного развития студентов формируются на основе функционирующих в обществе универсальных ценностей, преобладающих в профессиональной среде – специальных ценностей, и, присущих конкретной личности – личностных ценностей. Все эти ценности опредмечиваются в установки, составляют принципы отражения социальной, профессиональной и личностной реальности, становятся регуляторами поведения студентов. При этом механизм интериоризации ценностей имеет разноуровневый характер:

– социальный (межличностный) уровень. Здесь происходит объективация ценностей, осуществляется их отбор, оценивание, деятельностная интериоризация;

– психологический (внутриличностный) уровень. Здесь происходит превращение присвоенных ценностей в ценностные представления, ориентации, направленность, цели и т.д., ценностей детализируются, ранжируются по модальности, приобретают уникальное смысловое личностное наполнение [3].

Таким образом, межличностный уровень характеризуется появлением личности, а внутриличностный – индивидуальности. «Присвоение» личностью ценностей опирается на нормы общества и отражает ее ценностные ориентации личности, закрепляемые жизненным, профессиональным и личностным опытом индивида, совокупностью его переживаний.

Личностная иерархия ценностей является невоспроизводимой и строго индивидуальной. Комбинации сочетаний и взаимосвязей ценностных выборов бесконечны.

Как известно, личностная интериоризация ценностей, перевод их во внутренний план и выработка собственных ценностей происходят не только на когнитивном (рациональном) уровне. Эффективность данного процесса обусловлена также активной ролью эмоций и чувств, влияющих на формирование ценностных ориентаций личности и превращение их в движущие силы развития личности (в т.ч. профессионального), «так как даже понимание общественных ценностей не просто «сопровождается», а «окрашивается» чувством (К.А. Альбуханова-Славская). Участие чувства обеспечивает реальность «присвоения» ценности личностью, а не просто её понимание.

По мнению ряда ученых, самым сильным фактором становления ценностного отношения является развернувшийся на глазах у личности ценностный выбор, при котором студент стоит перед альтернативой выбора добра, истины, красоты – вопреки злу, лжи, уродству. Характер ценностного выбора определяет в дальнейшем траекторию профессионально-личностного развития студентов.

Педагогический аспект проблемы реализации аксиологического подхода к профессионально-личностному развитию студентов в условиях университетского образования состоит в том, чтобы объективные ценности стали субъективно значимыми, устойчивыми жизненными и профессиональными ориентирами личности.

Выстрагивая стратегию профессионально-личностного развития личности необходимо учитывать базисные ценности, обеспечиваемые университетским образованием в контексте вхождения в Болонский процесс. Результаты исследований под руководством А.В. Кирьяковой показали, что существуют следующие группы базисных ценностей университетского образования:

– академические ценности. К ним исследователь относит институциональную независимость, фундаментальность, интеллектуальное развитие, академические свободы, академическую солидарность (коллегиальность), содействие росту инноваций, профессиональную компетентность, новые парадигмы преподавания и исследования, академическую ответственность, единство образовательного и исследовательского процесса, академическую мобильность, критическое мышление, наставническую модель взаимоотношений преподавателя и студентов, приобщение последних к научным школам;

– ценности личностного роста и благополучия. Среди них выделяются ценности самоопределения, самореализации, индивидуальности, субъект-субъектных отношений, непрерывности образования, адекватности человека среде и ситуации, профессиональной мобильности, здоровья, корпоративности, конкурентоспособности выпускника;

– ценности гражданского общества. К ним исследовательская группа относит ценности свободы, демократии, открытости, социальной справедливости, толерантности, этичности, культурного разнообразия, социальной ответственности;

– организационные ценности. Среди основных из них – ценности принятия решений на основе согласования мнений и интересов, ценности свободы в осуществлении научных исследований, статусной иерархии, основанной на принципе научного авторитета, технологизации образовательной деятельности, стандартизации качества образования (образовательных программ), создания материальных ценностей и знаний, конкурентоспособности университета, доступности образовательных программ для зарубежных студентов, стратегического партнерства университета и бизнес – структур [4, с. 28].

Таким образом, аксиологический подход в профессиональном образовании означает изучение явлений и предметов с позиции их ценности для профессионального воспитания и развития личности студентов. В педагогике категория ценности имеет особое значение, определяющее и содержание процесса, и характеристику результата профессиональной педагогической деятельности.

Аксиологический подход к профессионально-личностному развитию студентов базируется на понимании сущности и социальной природы ценностей, предполагает рефлексию смысложизненных вопросов с позиций позитивно-созидательных ценностей, определяет качественный выбор ценностей на формирование ценностных ориентиров личности, на развитие ее профессионально значимого, духовно-нравственного, творческого опыта, на ценностные результаты во всех сферах жизнедеятельности.

 

Литература

1. Тимофеева С.В. Аксиологический подход в образовании – важнейший фактор воспитания личности // Режим доступа: kgau. ru/img/konferenc/2012/g10. doc (дата обращения: 20.09. 13).

2. Сагатовский В. Н. Аксиология творчества //Наука. Искусство. Культура. 2012. №. 1.

3. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск, 2010.

4. Кирьякова А.В. Ценностные ориентиры университетского образования // Вестник ОГУ. 2011. №. 2. С. 27-33.

Разделы