Сведения об образовательной организации

ЗНАЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТА-ГУМАНИТАРИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ЗНАЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТА-ГУМАНИТАРИЯ
В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА  «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

 

Просолупова Н.А.

Курский государственный университет

natpros77@mail.ru

 

Глобальной задачей современного профессионального образования является развитие интеллектуального потенциала личности, способности к самостоятельному непрерывному совершенствованию своих профессиональных компетенций. Модернизация национальной экономики подразумевает, что надёжным источником высоких доходов страны должны стать социальные инновации, новые технологии и рациональные идеи совершенствования социально-экономических и технических систем. В связи с этим возникает объективная необходимость приобщения студентов вуза к миру науки, техники, информационных технологий, социально-экономических исследований. Так же современная тенденция гуманитаризации образования ориентирует образовательный процесс на готовность исследовать и решать социальные проблемы на благо человека.

Таким образом, готовность выпускника вуза выполнять исследовательскую работу является важной задачей общего и профессионального образования. Особую ценность имеют исследовательские умения и опыт исследовательской работы для студентов, обучающихся по профилям «Социология», «Менеджмент», «Маркетинг». Субъекты профессиональной деятельности перечисленных направлений в большей или меньшей степени выполняют исследования системы «человек – человек», они должны быть готовыми непрерывно совершенствовать исследовательские умения, самостоятельно осваивать новые методы и анализировать собственный опыт исследовательской деятельности.

Готовность к исследовательской деятельности,  по нашему убеждению, должна формироваться целенаправленно с первых дней обучения в вузе, развиваться по индивидуальной образовательной траектории и иметь выход на междисциплинарный и метапредметный уровень. Готовность к исследовательской деятельности будущих специалистов социально-экономической сферы – это системное личностное образование, которое обеспечивает успешную профессионально-исследовательскую деятельность его субъектов и включает в себя мотивационный, когнитивный, деятельностно-практический, рефлексивный и личностно-творческий компоненты [1, с.2].

Многие учёные считают, что математическое образование является надёжным фундаментом как для развития профессиональных компетенций, так и для самообразования личности. В то же время, ряд методистов, а вместе с ними и большая часть студентов, полагают, что преподавание математики студентам-гуманитариям должно носить общекультурный, поверхностно-ознакомительный характер. Но обеднение математической подготовки выпускника-гуманитария неизбежно отразится на его исследовательских умениях, а также на личностных качествах, необходимых для становления специалиста-исследователя. Оптимально организованный процесс обучения математике способствует формированию гибкости, критичности, креативности мышления, навыков саморегуляции, самоконтроля и самоосмысления – качеств, которые являются основой для формирования образа «Я – исследователь».

В психологии «Я – концепция» рассматривается как результат выделения субъектом себя из окружающей среды, самопознания, осознания собственного опыта и самоактуализации своих возможностей. В частности, осознание и выделение собственных возможностей и перспектив, создание позитивной Я-концепции повышают уверенность в себе, вызывают чувство удовлетворённости своей деятельностью, повышают стремление к самореализации.

В структуре концепции «Я – исследователь» выделяются три составляющие: Я – сегодня; Я – в будущем; средства и методы достижения будущего Я – образа.  Я-концепция позволяет сформировать представления о  «Я-идеальном», представить этот образ с позиции коллег, «со стороны», а также адекватно оценить свои возможности сегодня и осознать средства достижения Я-завтрашнего [2].

Анализ психолого-педагогических основ курса высшей математики показал, что правильное построение курса стимулирует у обучаемых самодвижение к образу «Я – исследователь».

Однако вызывают беспокойство трудности реализации перечисленных возможностей математического образования студентов социально-гуманитарных направлений в современных условиях. Зачастую вчерашние школьники не воспринимают математику как средство развития интеллектуального потенциала, стремятся свести выполнение всякого учебного задания к алгоритму или образцу, получить единственно правильный ответ.

Для будущего исследователя важно уделять внимание способам решения задачи, выбору наиболее рационального метода, анализу ошибок, поэтому работу в аудитории целесообразно строить в различных формах учебного диалога. Важно вводить в обсуждение задачи, решаемые несколькими способами, а также задачи, требующие семантического осмысления и обсуждения. Коллективная мыследеятельность, направленная педагогом, способствует осознанию студентами себя субъектами учебного труда, формирует кооперативную рефлексию. Если дидактический материал предложенного задания будет иметь профессиональный контекст, то его решение будет способствовать формированию познавательной и профессиональной мотивации. Но педагогу важно следить за грамотностью речи, требовать аргументированных и доказательных суждений, а также привлекать к работе студентов, которые не уверенно включаются в диалог или проявляют в нём формальное участие. Необходимо подводить будущих исследователей к глубокой рефлексии, которая имеет большое значение в перестройке сложившихся у человека стереотипов мышления. Благодаря сформированным рефлексивным умениям человек способен критически анализировать прошлый опыт и методы выполнения действий и на основе проведённого анализа разрабатывать новую идею, новую стратегию исследования. Только в учебном диалоге формируется децентрация мыслительной деятельности – то качество, которое позволяет человеку исследовать объект не только со своей позиции, но и понимать точку зрения другого человека [3]. Для будущего исследователя социальной сферы необходимо умение увидеть объект с различных позиций, «под другим углом», а также умение «примерять» на себя различные социальные роли.

Кроме того, полезно подводить студентов к критическому анализу информации, выявлению недочётов и противоречивых суждений. С этой целью можно проводить лекцию с запланированной ошибкой, математические диктанты с взаимопроверкой; разбор задач, решённых с ошибкой, в групповой или коллективной работе; составление плана доклада для конференции или проверка соответствия текста сообщения составленному плану. В современном обществе человеку необходимо не просто ориентироваться в огромном потоке информации, но и уметь критически её оценивать [4]. Способствует развитию критичности мышления анализ информации, размещённой на различных сайтах. Можно порекомендовать ряд сайтов, имеющих информацию математического содержания, студентам и попросить их выступить в качестве экспертов. Цель такого анализа – выявление «правдоподобности» информации, её полноты, аргументированности и доказательности суждений автора.

Особое место занимает работа, направленная на умение проверять, находить и исправлять собственные ошибки и недочёты. Математический материал позволяет не только выявить наличие ошибки, но и определить её место. Однако, малая часть обучаемых способна обнаруживать ошибку в своей работе и её исправлять. Поэтому в условиях балльно-рейтинговой системы контроля знаний и умений преподавателю целесообразно отдельно оценивать умения самоконтроля.

В профессиональном образовании специалиста социально-экономической сферы необходимо целенаправленно формировать у обучаемых потребность в самостоятельном творческом поиске. Благоприятным материалом для этого являются динамические  и исследовательские задачи.

Динамической называется такая задача, условие которой представляет собой серию взаимосвязанных проблем, способствующих формированию исследовательских компетенций обучающихся [5].

Желательно разбирать разные способы решения динамической задачи, частные случаи, ставить новые вопросы и, наконец, составлять новые задачи, соответствующие поставленным требованиям. Работа над составлением задач по заданному условию даёт простор творчеству студентов, развивает грамотную речь и воспитывает бережное отношение к слову, а преподавателю  возможность постепенного усложнения задачи позволяет применять дифференцированный подход в процессе обучения.

Например, работу над задачей «Имеются три лотерейных билета, вероятности выигрыша которых 0,1, 0,12 и 0,15 соответственно. Какова вероятность того, что выиграет только один билет?» можно впоследствии вести следующим образом:

1) сформулируйте обратную задачу;

2) измените условие задачи так, чтобы её можно было решить по формуле Бернулли;

3) составьте задачу с аналогичной моделью, но  другим содержанием.

Более высоким уровнем овладения исследовательскими умениями в математическом образовании является решение исследовательских задач. Исследовательская задача – это задание, в ходе выполнения которого обучающиеся, решая познавательные проблемы, используют известные и конструируют новые способы их решения. Исследовательской является любая текстовая задача с недостающими данными, с избыточными данными, задание с параметром. Эти задачи развивают способность самостоятельно искать способ решения, генерировать оригинальные идеи, видеть противоречия и ставить проблему.

Таким образом, математическое образование студента-гуманитария играет важную роль в становлении его готовности к исследовательской деятельности, в формировании индивидуальной рефлексивно-исследовательской позиции. И главной целью образовательных программ математики для гуманитариев должно стать восприятие этой науки в двух аспектах:

- как средства решения профессиональных и профессионально-исследовательских задач, как основы профессионального и личностного роста;

- как инструмента развития мыслительных компонент индивидуальности, как базиса для рационального постижения ситуаций социальных перемен и для самообразования личности.

 

Литература

  1. Просолупова Н.А. Модель становления и развития будущего специалиста – исследователя социально-экономической сферы в процессе математического образования в вузе: структура и пути реализации // Учёные записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. №1 (33). 2015. URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/038-024.pdf

  2. Агапов В.С. Фундаментальные идеи С.Л. Рубинштейна в современных исследованиях самосознания и Я-концепции субъекта. [Электронный ресурс] URL:  http://rubinstein-society.ru/engine/documents/document414.pdf (дата обращения 29.10.2015г)

  3. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.

  4. Макарова Л.Н., Королева А.В. Характеристика проблемных зон развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2013. Т. 261. № 2. С. 103-108.

  5. Токмазов Г.В., Панькина С.И. Методические основы формирования исследовательских умений. Новороссийск, 2009.

Разделы