Сведения об образовательной организации

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»

 

Халилова К.С.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

khalilova.kseniya@yandex.ru

 

Современное образование ставит в центр всех преобразовательных процессов конкретного человека – обучаемого и педагога, провозглашая, тем самым, ценность индивидуальности. Индивидуализация - это самоопределённость и обособленность личности, её выделенность из сообщества, оформленность её отдельности, уникальности и неповторимости. Состоявшаяся индивидуальность есть самобытная личность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев подчёркивают, что «индивидуальность - это не только и не столько включённость индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенность из этих отношений.

Если личность - это определённость позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность - это определение собственной позиции в жизни, сама определённость внутри самой своей жизни. Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность - это встреча с самим собой, с собой как с другим, несовпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой жизни. Поэтому индивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей своей жизни, обращение, инверсию вглубь себя, выработку критического отношения к способу своей жизни. Поэтому индивидуальность - это всегда внутренний диалог с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя» [1, с.11-12].

В ключе историко-эволюционного подхода к личности под индивидуальностью А. Асмолов понимает «совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые порождаются в ходе жизни человека в обществе при наличии необходимых антропогенетических предпосылок, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей, овладение поведением в ситуации борьбы мотивов и воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения являющегося ценностью для данного человека образа жизни. Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»[2].

Соотнося понятия «личность» и «индивидуальность», Б.Г. Ананьев утверждает: если «личность - это вершина человека, то индивидуальность - это его глубина». Уникальность индивидуальности конкретного человека не в том, что он представляет собой неповторимое сочетание некоего набора признаков, но в том, что он как индивидуальность есть продукт и мера реализации свободы выбора своего жизненного пути в определенных природных и социокультурных условиях [3].

Подлинная перспектива и достойная человека цель воспитания - это развитие его как свободной индивидуальности, понятой не как самодостаточность, независимость каждого от любых других, а как такая свобода, которая реализуется через ответственное служение другим, обнаруживается в связях с другими людьми и социальными общностями и только таким путём формируется и получает адекватную форму своего существования.

Подчеркивая значимость субъективной активности в развитии личности как субъекта труда, прежде всего, следует говорить о развитии способности человека самостоятельно находить смыслы этой деятельности и искать пути совершенствования себя в ней. Человеческую, субъективную активность можно наблюдать, измерять, проявлять, стимулировать с помощью двух критериев:

  • уровня активности (внешняя - занятость человека, внутренняя - личностно значимая для человека);
  • формы проявления активности: интеллектуально - логической и эмоционально - чувственной.

В интеллектуально - логической форме выделяются разум как проявление внутренней активности, основанной на поиске и разрешении диалектических противоречий самоопределения, и рассудок как проявление внешней активности, основанной на формально-логическом просчете жизненных смыслов. Эмоционально-чувственную сферу составляют чувства, определяющие внутреннюю активность и отражающие глубокое проживание сложных ситуаций самоопределения, и эмоции, отражающие внешнюю активность, основанную на ситуативном и непосредственном отношении к проблемам самоопределения [4].

Разница между бытием природы и природным бытием человека - это вовсе не разница между универсальным, что свойственно природе, и уникальным, что свойственно только человеку. Это разница между универсальностью всейприроды и универсальностью той ее части, которая исторически освоена человеком. Аналогично этому, разница между бытием общества и индивидуальным бытием человека - это разница между всей родовой жизнью человека и ее конкретным развитием на уровне индивидуального бытия. Различие между общественным бытием и индивидуальным бытием человека есть различие внутри бытия общества. Вне различий внутри общественного бытия не может возникнуть и развиваться его единство и целостность.

Деятельностный выход за пределы себя каждой индивидуальности не разрушает ни саму индивидуальность, ни ее бытие, а наоборот, обеспечивает наличие нового уникального типа целостности в природе, которая способна быть универсальной, не ограничиваться приспособлением к действительности, а изменять ее в соответствии с мерками самого предметного мира. История и потенциал индивидуальной самореализации каждого человека не внутри его, но и не вне его -  они, говоря словами М. Бубера, в мире «между» - между человеком и природой, человеком и другими людьми, человеком и историей все города. Да и сохранять целостность бесконечного бытия каждого человека может только то, что находится в каком-либо бесконечном отношении к миру. В бесконечности циклических процессов индивидуализации сама индивидуальность предстает как становящаяся бесконечность, поддерживающая сопряженность с бесконечностью всего мира через целостность события [5].

Потребность индивида в самореализации является общественной характеристикой его потребностей в продуктивной деятельности, направленной как на предмет, так и на другого индивида. Самореализация оказывает и обратное влияние как на сформированные, так и на формирующиеся потребности и способности индивидуальности.

На наш взгляд, самореализация является необходимым процессом и стороной в развитии индивидуальности, оказывая на усвоение индивидом социального опыта общества активное влияние. Реализуя себя, индивид осуществляет одну из доступных ему возможностей в обществе. Какую возможность использует индивид - это зависит как от конкретно-исторического состояния социума, так и от самого индивида.

В индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности, через них раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, тип реакций, активность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности. Программирующие свойства - направленность, интеллект, самосознание - являются движущими силами индивидуальности. Единство и целостность единичных и общих, природных и социальных свойств человека составляет его самобытную самость. Индивидуальность - это авторство собственной жизни, выражающееся в миропонимании, поведении, стиле деятельности.

Неразрывное единство индивидуальности и социальности человека проявляется в том, что индивидуализация человека формируется лишь в его взаимодействии с другими людьми и продуктами их творческой созидательной деятельности: условием самореализации личности является конструктивный диалог, контакт с другим человеком, так утверждали М. Бубер, В. Франкл. Рассматриваемые понятия выступают взаимопроникающими условиями развития и реализации друг друга: взаимодействуя с другим человеком, индивидуальное «Я» непосредственно детерминируется его социально - культурной средой.

 

Литература

  1. Слободчиков В.И. О содержательной интерпретации индивидуально-типологических свойств личности // Психологические проблемы индивидуальности. Вып.1. М., 1983.

  2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 2004.

  3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М., 2001. Т.1.

  4. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.

  5. Индивидуальность и способности / под ред. В.Н.Дружинина. М., 2009.

Разделы