Сведения об образовательной организации

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД КАК СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД КАК СТРАТЕГИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Сорокина Е.В., Турсина М.Н.

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова

ev40ina@mail.ru

 

Технология проектного обучения заняла на современном этапе одно из ведущих мест среди методик, оказывающих значительное влияние на развитие образования во всем мире. Проектный подход широко используется во многих университетах России. Благодаря этому подходу студенты получают бесценный опыт, разнообразные знания для решения поставленных задач в будущем. Участвуя в реальных проектах (коммерческих, образовательных, творческих и др.) формируется специалист высокого уровня, не нуждающийся в переобучении на предприятии [1].

Проектный подход в современных условиях обнаруживает универсальный характер: прослеживается соединение исследовательского и прогностического, информационно-образовательного и социально-преобразовательного начал, что позволяет говорить о провозглашении проектного подхода в качестве основы образовательной парадигмы XXI века. В.Ф. Аитов, Ю.В. Еремин определяют проектный подход как реализацию ведущей, доминирующей стратегии обучения, служащей основой организации процесса образования, в котором все участники, являясь субъектами познавательного процесса, совершают самостоятельный целенаправленный, продуктивный поиск, переработку и актуализацию знаний.

Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед». Проект — это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях — план, замысел какого-либо действия. По мнению А.Б. Воронцова, проектный подход — это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, способ организации познания. Проектный подход — это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом.

Проектный подход к обучению, рассматриваемый с позиций личностно-деятельностного подхода, может быть охарактеризован рядом принципов, в качестве основных среди которых можно выделить следующие:

– принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе обучения;

– принцип избирательности и самостоятельности;

– принцип нестандартной структуры информации;

– принцип проблемной структуры учебного материала;

–принцип сознательной ограниченности предъявляемого преподавателем учебного материала;

– принцип направленного поиска дополнительной информации;

– принцип интегративно-предметного подхода;

– принцип сочетания эвристических и репродуктивных методов;

– принцип переноса знаний, умений и навыков на решение новых оригинальных задач профессиональной направленности.

Проектный подход рассматривается в качестве методологической основы формирования профессиональной компетентности студента, в рамках которой будет осуществляться его проектная деятельность. В процессе обучения проектной деятельности происходит не только усвоение учебных знаний внутри отдельных предметных дисциплин, но и развитие личности обучающихся. Анализируя проблему развития личности в процессе проектной деятельности, ряд ученых (В.Г. Веселова, Н.В. Матяш и др.) отмечают, что в процессе проектирования изменяются наиболее значимые элементы личности — самосознание и направленность. Кроме того, проектная деятельность оказывает значительное влияние на формирование регулятивных компонентов самосознания: саморегуляции, самоанализа и самоконтроля деятельности, ответственности, прогнозирования.

Существуют различные подходы к структурированию проектной деятельности. Так, например, Т.Г. Новикова разделяет жизненный цикл проекта на 4 этапа: разработка концепции проекта, разработка инновационного проекта (определение основных идей реализации проекта, основных активных и пассивных участников проекта, мотивации участников проекта), реализация инновационного проекта, завершение инновационного проекта. Наиболее разработанной и апробированной в технологическом смысле является структура творческого проекта, предложенная В.Д. Симоненко и Н.В. Матяш. На подготовительной стадии (исследовательский этап) осуществляется выбор проблемы, решаемой проектом, очерчиваются возможные границы, масштабы проекта, глубоко анализируется состояние проекта, подготавливаются исходные задания по его разработке. После проведения этой предварительной работы разрабатывается целевая программа проекта.

Разработка программы ведется поэтапно. Поначалу, как правило, осуществляется целевая разработка (структуризация исходной цели, построение «дерева целей»). В результате обрисовывается комплекс функционально выраженных подцелей проекта с оценками относительной важности каждой подцели и количественно выраженными целевыми нормативами, разрабатываются варианты комплексов объективно выраженных целей, при этом цели оформляются в виде функционально или объективно выраженных потребностей, которые удовлетворяются в случае достижений основной цели. В целом проектирование предполагает:

– определение цели;

– определение возможных альтернатив;

– выделение ресурсов, необходимых для достижения цели;

– проектирование и создание системы управления и организации комплекса;

– создание механизма функционирования и управления комплексом.

Проектная деятельность в вузе неразрывно связана с содержанием образования, социальными контактами, развитием субъектов образовательного процесса, личностным и профессиональным развитием специалиста.

Проектирование содержания учебного материала предполагает наличие глубоких знаний, методологическую и методическую грамотность. Алгоритм проектной деятельности предполагает всестороннее исследование проектируемых ситуаций, комплексное видение проблемы, поэтому проектирование образования охватывает не только содержание учебного материала, но и характер учебной деятельности, методы и формы обучения.

Использование проектных технологий в профессиональной деятельности позволяет преподавателям выполнять требования Государственного стандарта и воспитывать всесторонне развитую личность, востребованную на рынке труда [2]. В настоящее время в связи с усилением направленности на организацию самостоятельной деятельности учащихся роль проектного метода обучения возрастает. Эффективность обучения в существенной степени зависит от того, насколько разнообразно может быть обеспечено управление самостоятельной работой учащихся. Именно на эту цель ориентированы современные образовательные технологии, среди которых проектная деятельность является одним из самых эффективных инструментов[3].

Проектирование социальных контактов касается различных систем образовательной действительности, где в тесном взаимодействии находятся такие подсистемы, как администрация, коллектив педагогов, классы, группы. В основе проектирования педагогического процесса должна лежать общая идея развития активности и самостоятельности обучаемых; постановка их в позицию активного субъекта собственной деятельности и развитие способности к самоуправлению и самореализации.

Динамизм современных общественных преобразований, реформирование содержания образования предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности педагога, заставляют проявлять гибкость и нестандартность мышления, адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Таким образом, проектная деятельность может быть универсальным средством по отношению к формированию профессиональной компетентности педагога и стратегией организации образовательного процесса.

 

Литература

1.Проектный подход в образовании [Электронный ресурс] http://studyspace.ru/ekonomika/proektnyj-podhod-v-obrazovanii.html (дата обращения 19.10.15)

2. Духовно-нравственные ценности. Воспитание патриотизма /ред. О.В. Миновска. Кострома, 2013.

3. Проблемы формирования патриотического воспитания в современном обществе. Вязьма, 2013.

 

Разделы