Сведения об образовательной организации

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТСКИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТСКИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

Прокудин А.Ю.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

prokudin68@yandex.ru

 

Демократические преобразования общественной жизни, реформирование системы образования поставили перед органами управления образованием и образовательными учреждениями Российской Федерации актуальные задачи развития самодеятельности обучающихся и повышения роли детских общественных организаций и  объединений в воспитании подрастающего поколения.

Детское общественное движение сегодня является субъектом воспитания, позволяющим приобщать детей и подростков к общечеловеческим ценностям и культуре отношений. Они являются самостоятельным социальным институтом, призванным удовлетворять разнообразные интересы и выражать общественно-политические устремления детей, реализующим целый комплекс социально-педагогических функций, предоставляющим свободу выбора среды общения, право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых (по Конвенции ООН о правах ребенка).

В начале 90-х годов XX века наше государство сознательно отказалось от монополии на деятельность детских общественных объединений, подтвердив это законодательными актами. Правовая основа развития общественно-государственного движения включила в себя Федеральные Законы «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» (1995 г.), «Об общественных объединениях» (1996 г.), «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» (2010 г.) и другие. Принятые федеральные законы заложили основу правового регулирования деятельности общественных объединений, способствовали значительной активизации и росту добровольческих гражданских инициатив.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», движении  «Общественно активная школа» гармонизация взаимодействия детей и взрослых на основе совместной общественной деятельности, конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений, становится одной из приоритетных задач развития школы. В документе обозначены ориентиры на создание условий «правильно организованного взросления ребенка в разновозрастной детско-взрослой образовательной общности».

В принятой в 2010 году «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается значение детских общественных объединений в обучении и воспитании детей, предусматривается «добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и других проблем через различные формы  социализации. Одной из них являются детское движение, организации, сообщества. Они должны иметь исторически и социально-значимые цели и программы их достижения».

Детское общественное объединение определяется как особое социально-воспитательное явление (Л.В. Алиева, Н.Ф. Басов, М.В. Богуславский и др.). Они представляются как социально-педагогические системы формирования детей и взрослых, создающиеся на добровольной основе для реализации индивидуальных и социальных потребностей и способствующие социализации личности ребёнка.

Сегодня в отечественной практике существует множество различных форм детских объединений: союзы, федерации, ассоциации, организации и т. д. Форма объединения выражает его реальную конкретную характеристику существования во времени и пространстве (объединение по месту жительства, в Доме творчества, во дворце культуры и т.д.). Объединения могут консолидировать детей как одного, так и разных возрастов. Они различаются по своим целям, направленности и программам деятельности, по количеству и составу участников, характеру взаимоотношений, связей, по внутренней структуре и характеру влияния на детей и подростков .

Например, Л.В. Алиева выделяет следующие виды детских объединений:

- ориентированные на социализацию личности ребенка, его гражданское становление (военно-патриотические, пионерские, тимуровские и т.д.);

- социально - индивидуально направленные (скаутские);

- научной профессиональной ориентации и подготовки (бизнес-клубы, профильные отряды, Лига журналистов и т.д.);

-культурологические, историко-поисковые («Юный москвич», «Восхождение», «Истоки»);

- экологические;

- туристско-краеведческие;

- спортивные;

- досуговые [1].

По данным социологических исследований, вовлеченность детей и молодежи в общественное движение составляет в настоящее время более 10%, а 64,5% опрошенных детей и подростков считают необходимым создавать новые детские и молодёжные объединения. Заинтересованность в инициировании создания детских сообществ проявляют 90% педагогов, оценивших специфический воспитательный потенциал детского общественного движения[2].

10 января 1992 года по инициативе руководителей детских и молодёжных организаций был создан Национальный совет молодежных и детских объединений России, в который входит большинство общероссийских и межрегиональных общественных организаций детей и молодежи, а также региональные ассоциации молодежных и детских объединений. Таким образом, Национальный совет является наиболее представительным органом молодежных и детских объединений в Российской Федерации, признанным таковым как внутри страны (государственными органами), так и за рубежом (межправительственными - Совет Европы, ООН, и неправительственными международными организациями – Европейский молодежный Форум, Всемирная Ассамблея Молодежи и др.).

Основные направления деятельности Национального совета связаны с развитием инфраструктуры молодежного и детского движения в соответствии со стратегиями развития России до 2020 года[3].

Заинтересованность в развитии детского движения проявляется повсеместно.Например, в Союзе детских организаций Тамбовской области ведут свою деятельность 29 территориальных детских организаций городов и районов области, в которые входят около 400 первичных объединений общей численностью более 60 тысяч детей и взрослых. Наибольший интерес у подростков вызывают экологические, музыкальные, спортивные и туристические объединения, что обусловлено их возрастными и психологическими особенностями.

Однако следует заметить, что на протяжении ряда лет спектр объединений не расширяется, практически отсутствуют профессиональные, технические, юнкоровские объединения, влияющие на активную социализацию детей и подростков и включающие их в реальную жизнь. Несмотря на то, что детское общественное объединение не является структурой государственного учреждения, оно может создаваться на базе учреждения и при непосредственной поддержке администрации и педагогического коллектива. Слабо влияют на направленность общественных интересов подростков в общественной жизни и педагоги учебных заведений и центров детского творчества. Во многом это связано  с недостаточной компетентностью взрослых в области детского движения[4].

Педагоги, опираясь на потребности и желания подростков, должны быть готовы к работе и взаимодействию с детскими и молодёжными объединениями: помогать формулировать цели и задачи детского движения, грамотно сопровождать, совместно и эффективно реализовывать планы и проекты. Таких специальных знаний пока недостаточно в процессе профессиональной подготовки, в первую очередь, педагогов в вузе.

Для нашего исследования важным представляется изучение трудов по проблемам профессиональной подготовки кадров, работающих с детскими общественными объединениями. На основании характеристики позиции педагога по отношению к детскому объединению можно выделить три группы научных исследований: исследования по проблеме подготовки руководителя детского объединения; исследования, посвященные подготовке студента – будущего педагога-воспитателя детского объединения; исследования, раскрывающие особенность подготовки учителя к работе и взаимодействию с детским общественным объединением.

Анализ теоретических источников, нормативно-правовых документов, отечественного опыта подготовки кадров к работе с детскими общественными объединениями дает основание считать, что в современной педагогике создана теоретическая база, сформирован круг идей, которые являются научными предпосылками для решения проблемы подготовки кадров на основе накопленного опыта и с учетом конкретно-исторических реалий ХХI века.

Однако данные исследования посвящены в основном деятельности пионерской организации, совершенствованию системы государственной подготовки, которая осуществлялась в вузах, учреждениях дополнительного профессионального образования. В постсоветский период подобная система подготовки кадров оказалась разрушена, альтернативная практика носит фрагментарный характер.

Детские общественные объединения в новом тысячелетии требуют от общества совершенно нового педагога, вовлекая в процесс воспитания взрослого, который по жизненным установкам, призванию добровольно изъявил желание работать с детским самодеятельным сообществом. Учитывая, что детские объединения не имеют федерального статуса, создаются в основном на уровне муниципалитета, современная подготовка педагога должна быть приближена к местным условиям, должна осуществляться с учетом особенностей муниципального образования, на основе традиций, имеющихся в теории и практике отечественного образования. С этой целью необходимо определить базу подготовки и обеспечить её включенность в общую структуру непрерывного профессионального образования.

 

Литература

1. Алиева Л.В. Детское движение - субъект воспитания. Теория, история, практика. М., 2002.

2. Богуславский М.В. Детское движение в России: между прошлым и будущим. Тверь, 2007.

3. Волохов А.В., Фришман И.И., Лубова Т.А. Лидеры детских общественных объединений и значимость для них общественных объединений // Состояние и перспективы детского и молодежного движения в Российской Федерации / под ред. С.В. Тетерского. М., 2005. С.152-164.

4. Руденко И.В. Подготовка организаторов детского движения в России (историко-педагогический анализ).  М., 2008.

Разделы