Сведения об образовательной организации

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

Лыткина А.В., Отт Н.Г.

Липецкий государственный педагогический университет

lav-40@yandex.ru

 

Установление сущности и закономерностей протекания феномена ценностного самоопределения является на сегодняшний день нерешенной задачей. Обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, методологов, представителей различных направлений науки и искусства. Многие авторы традиционно связывают самоопределение личности преимущественно с подростковым и юношеским возрастом, рассматривая его как важнейшее центральное новообразование данного этапа развития человека.

Усиление личностного подхода в психологии привело к обогащению ее языка понятиями, отражающими те аспекты сферы развития личности, которые ранее оставались за рамками психологического анализа. К таким понятиям следует отнести понятие «самоопределение личности» или «личностное самоопределение», распространенное сегодня в психологической и педагогической литературе.

Термин «самоопределение» употребляется в литературе в самых различных значениях. Так говорят о самоопределении личности: социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном. Притом даже под идентичными терминами зачастую имеется в виду различное содержание. Для того, чтобы прийти к достаточно четкому определению понятия, необходимо с самого начала разграничить два подхода к самоопределению: социологический и психологический. Это тем более важно, что достаточно часто происходит смешение этих подходов и привнесение специфически социологического подхода в психологическое исследование (и психологическое теоретизирование), что приводит к утрате собственно психологического содержания.

Самоопределение, следовательно, как психологическое явление в современном его понимании связано с ценностями: потребность в самоопределении представляет собой потребность в формировании ценностно-смысловой системы, в которой центральным моментом является представление о смысле собственной жизни. Таким образом, личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу.

Жизненная перспектива понимается большинством авторов как целостная картина будущего, включающая ряд возможных (планируемых и ожидаемых) событий. Построение жизненной перспективы подразумевает составление жизненных планов, которые предполагают выдвижение этапных ценностей-целей, разработку путей их достижения, а также рефлексию смысла их реализации. М.И. Гинзбург, Л.Н. Куликова, Н.Н. Лебедева, С.Н. Чистякова и др. также называют доминантой процесса самоопределения умение человека видеть и строить жизненное пространство и перспективу.

В исследованиях многих ученых процесс самоопределения, таким образом, связывается с активностью в определении места личности в социальной структуре общества, ее мотивационно-ценностными ориентациями, жизненными планами и целями, оформлением ценностной позиции личности по отношению к самой себе, к деятельности, к профессии, к людям, к миру и жизни в целом, с ценностной рефлексией выбора жизненного пути и перспективы, самореализацией и самоактуализацией, становлением субъектности как системной характеристики личности с социально зрелой позицией.

Следовательно, проблема ценностного самоопределения личности теснейшим образом связана с проблемой формирования ценностно-смысловой системы личности и становления ее как субъекта деятельности.

По мнению Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой «развитие ценностно-смысловой сферы выступает важнейшим критерием перехода человека на новый уровень (этап, стадию) своего развития... без внимания к ценностно-смысловой сфере невозможно понять, как формируется субъект….»[1, с. 212].

С точки зрения социологического подхода к самоопределению, оно относится к поколению в целом; характеризует его вхождение в социальные структуры и сферы жизни. Не рассматривая здесь взаимосвязей и взаимоотношений социологии и психологии, методов исследования, укажем лишь, что по отношению к самоопределению, которое в социологии понимается как результат вхождения в некоторую социальную структуру и фиксация этого результата, психолога интересует в первую очередь процесс, т.е. психологические механизмы, которые обуславливают вообще какое бы то ни было вхождение индивида в социальные структуры. На основе этого критерия большинство имеющейся литературы по самоопределению относится к социологическому подходу; количество работ, в которых рассматриваются собственно психологические механизмы самоопределения, чрезвычайно ограничено.

Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном. Проблема самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа - внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект воздействия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)»[2, с.26]. В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий». По отношению к уровню человека в понятии самоопределения для С.Л. Рубинштейна выражается самая суть, смысл принципа детерминизма: «смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему»[3, с.382]. Более того, сама специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия.

Таким образом, на уровне конкретной психологической теории проблема самоопределения выглядит следующим образом. Для человека «внешние причины», «внешняя детерминация» - это социальные условия и социальная детерминация. Самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой, собственно говоря, механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом. Проблема самоопределения, таким образом, есть узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой как в фокусе высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания (шире - психики) и роль собственной активности субъекта в этой детерминации. На разных уровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками, которые нашли свое отражение в различных психологических теориях по проблеме самоопределения.

Так на уровне взаимодействия человека и группы эта проблема была детально проанализирована в работах А.В. Петровского по коллективистическому самоопределению личности (КСО). В этих работах самоопределение рассматривается как феномен группового взаимодействия. КСО проявляется в особых, специально конструируемых ситуациях группового давления - ситуациях своеобразной «проверки на прочность»,- в которых это давление осуществляется вразрез с принятыми самой этой группой ценностями. Оно является «способом реакции индивида на групповое давление»; способность индивида осуществлять акт КСО есть его способность действовать в соответствии со своими внутренними ценностями, которые одновременно являются и ценностями группы.

Подход, намеченный С.Л. Рубинштейном, развивает в своих работах К.А. Абульханова-Славская, для которой центральным моментом самоопределения является также самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию. По К.А. Абульхановой-Славской, самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности [4].

Попытка построения общего подхода к самоопределению личности в обществе была предпринята В.Ф. Сафиным и Г.П. Никовым. В психологическом плане раскрытие сущности самоопределения личности, как считают авторы, не может не опираться на субъективную сторону самосознания - осознания своего «Я», которое выступает как внутренняя причина социального созревания. Они исходят из характеристики «самоопределившейся личности», которая для авторов является синонимом «социально созревшей» личности.

Итак, можно сделать вывод, что на сегодняшний день понятие «личностное самоопределение» еще не получило однозначной трактовки. Однако реальная жизнь требует решения этой проблемы как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

 

Литература

1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.

2. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.

3. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

4. Абульханова–Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

Разделы