Сведения об образовательной организации

СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА КУЛЬТУРЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА

СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА
КУЛЬТУРЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА*

 

Субботкина М.И.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

subbotkinamarina@mail.ru

 

*Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 15-36-01032а1

Культура умственного трудаинтегративное качество личности, которое в совокупности личностного, мотивационно-потребностного, интеллектуально-творческого и организационно-деятельностного  компонентов определяет эффективность учебной деятельности, возможность учащегося качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять умственную работу в процессе обучения.

Рассмотрим специфику интеллектуально-творческого компонента культуры умственного труда учащихся в контексте методики его оценивания в практике образования.

Обобщив многообразие современных точек зрения и подходов к определению интеллекта, выделим наиболее существенные его черты. Интеллект (от лат. intellectus  понимание, познание)  - это общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение; это способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. В свою очередь, творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности [1]. Взаимодействие творчества и интеллекта – это одна из наиболее острых и спорных тем. Существует три точки зрения на этот счет:

1. Идея универсальности интеллекта как способности, влияющей на успешность решения  любых задач, в том числе и творческих (эта идея получила подкрепление в многочисленных факторных моделях). При этом творчество определяется в терминах мыслительных способностей, обеспечивающих его достижение. Многие специалисты в области интеллекта (Г.Айзенк, Д.Векслер, Д.И.Ниренберг, Р.Стернберг, Л.Термен, Р.Уайсберг и др.) разделяют точку зрения, что творческого процесса как специфической формы психической активности не существует. По их мнению, высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей. Это крайняя и наименее достоверная позиция.

2. «Можно быть интеллектуалом и не стать творцом» (В.Н.Дружинин). Эта идея подтверждается многочисленными эмпирическими данными (Д.Б.Богоявленская, А.Н.Воронин, М.Воллах, Н.Коган, К.Кокс, Л.Термен, Е.Торренс и др.), которые показывают, что корреляция творческих способностей и интеллекта при определенных условиях приближается к нулю. В этом случае творчество рассматривается как самостоятельный фактор, независимый от интеллекта.

3. Между уровнями интеллекта и творчества существует незначительная корреляция. В частности, «теория интеллектуального порога» Е.Торренса утверждает, что при IQ ниже 115 – 120 интеллект и креативность образуют единый фактор, если IQ выше 120 – способность к творчеству становится независимой величиной [2].

В контексте нашего исследования любая деятельность человека, в том числе и интеллектуальная, представляет собой творческий акт, ибо и субъект, и объект выходят из акта деятельности иными, чем они вошли. Но в интересах психологического анализа разделение мыслительной деятельности на творческую и репродуктивную вполне оправданно, и проводится оно на основе как объективных, так и субъективных (психологических) критериев.

1. Творческой называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта.

2. Поскольку новый продукт может быть получен случайно или путем сплошного неэвристического перебора вариантов, то к критерию новизны продукта обычно добавляют критерий новизны процесса, с помощью которого этот продукт был получен (новый метод, прием, способ действия).

3. Процесс или результат мыслительного акта называют творческим только в том случае, если он не мог быть получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. В случае подлинно творческого акта преодолевается логический разрыв на пути от условий задачи к ее решению. Преодоление этого разрыва возможно  за счет озарения, интуиции.

4. Творческое мышление связывают обычно не столько с решением уже поставленной кем-то задачи, сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему на языке решения, например как математическую задачу.

5. Важным психологическим критерием творческого мышления является наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения.

6. Творческий мыслительный акт обычно требует устойчивой и длительной или более кратковременной, но очень сильной мотивации.

Подчеркнем специфику трактовки творчества в образовании. Создание ситуаций по преодолению затруднений, самостоятельному решению задач креативной ориентации обучаемым – несомненно, творческий процесс. Это открытие нового на субъективном уровне. В педагогике Германии используется даже особый термин «годегетика» – открытие «нового только для обучаемого».

Способности – это такое своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней. Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях. В большинстве случаев творческий человек – это  в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения [3].

Творческие способности разделяют на три группы. Одна связана с мотивацией (интересы и склонности), другая – с темпераментом (эмоциональность) и, наконец, третья группа – умственные способности [4].

Интеллектуально-творческий компонент активно изучался и продолжает изучаться и в наши дни, так как творческие способности пользуются огромным спросом в нашем обществе, и спрос этот возрастает день ото дня. Соответственно возрастает интерес к методикам диагностики креативности людей (в особенности детей), а также к методам её развития. Следует сказать, что данная область до сих пор мало исследована, существует множество разногласий и споров даже по самым основополагающим аспектам.

В процессе создания творческого продукта (креативном процессе) выделяется ряд обязательных стадий:

- появление нестандартной проблемы и возникновение противоречия между необходимостью и невозможностью ее решения;

- зарождение и оптимизация мотивации к решению задачи; 

- созревание идеи в процессе рационального отбора и накопления суммы знаний о проблеме;

- логический «тупик», сопровождаемый обязательной фрустрацией эмоционально-волевой сферы личности;

- озарение (инсайт) - интуитивное прозрение, как бы выталкивающее нужную идею в сознание;

- экспериментальная проверка идеи.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Многие психологи и педагоги связывают способности к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей.

 2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

 3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи.

 4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей, можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Существует множество научных подходов к проблеме исследования творческих способностей. Суммируя результаты многочисленных научных изысканий, можно сделать следующие выводы о психологии креативности и связи ее с общими интеллектуальными способностями [5, 6]:

А) Одно из пониманий креативности - необычные проявления ординарных процессов, т. е. процессу креативности его сторонники отказывают в самостоятельности. Процесс решения творческих задач описан как взаимодействие других процессов (памяти, мышления и др.). Исследователи (Ф. Гальтон, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и др.) делают вывод: высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.

Б) Творческие способности являются независимым от интеллекта фактором. В частности, Э.П. Торренс в теории «интеллектуального порога» соотносит эти факторы следующим образом: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, если IQ выше 120, творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

В) Многие из исследователей выделяют в творческом поведении мотивацию, ценности, личностные черты индивида, считая, что как таковых творческих способностей нет.

Л.Я. Дорфман, Г.В. Ковалева выделяют четыре области исследований креативных личностей. Первую область составляют исследования их черт и мотивов. Дружинин приводит ряд личностных черт, выделенных исследователями в ходе анализа работ литературоведов, историков:

  • независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;
  • открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, -восприимчивость к новому и необычному;
  • высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
  • развитое эстетическое чувство, стремление к красоте;
  • уверенность в своих способностях и сила характера;
  • смешанные черты мужественности и женственности в поведении;
  • развитое чувство юмора и умение найти смешное в необычных ситуациях (К. Тейлор).

Вторая область исследования креативных личностей образуется связью Я с креативностью. Почти все ученые отмечают высокую силу Я (Р. Кеттелл, Ф. Бэррон и др.).

Третью область исследований составляют работы по креативности в контексте самоактуализации. Креативность здесь есть естественная тенденция к личностному балансу, психическому здоровью и самоактуализации.

Четвертая область исследований креативности личности - на границе с психиатрией и имеет дело с психопатологическими или близкими к патологии феноменам. Важнейшей и актуальной тенденцией настоящего времени является поиск путей исследования креативности в единстве когнитивных и личностных переменных.

Как видно, существует множество концепций, и вопрос изучения психологической природы креативности является одним из дискуссионных и широко исследуемых в отечественной и зарубежной психологии. Выделив общие взгляды нескольких научных школ по данной проблеме, можно констатировать основные принципы диагностики творческих способностей:

 1. Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, тогда как типичное для нас - конвергентное мышление – направлено на поиск из множества решений единственно верного. Многочисленные тесты измерения интеллекта (IQ), выявляющие скорость и точность нахождения верного решения из множества возможных, не годятся для измерения креативности.

2. В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление).

3. Люди, используя в повседневности в основном конвергентное мышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборки испытуемых. Отсюда креативный мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности личности.

4. Для проявления творческих способностей, повышения качества тестирования, необходима своеобразная обстановка – креативная среда. Параметры креативной среды:  отсутствие ограничения по времени; минимизация мотивации достижения; отсутствие соревновательной мотивации и критики действий; отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество. Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей.

5. Низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции [7].

Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.

 

Литература

  1. Российский энциклопедический словарь, М., 2001.

  2. Шаршов И.А. Психолого-педагогическая классификация подходов к понятию «творчество» // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2002. Т. 1. № 1. С. 43-59.

  3. Современные подходы и методы к введению ФГОС в школах России. М., 2013. Вып.1.

  4. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., 1976.

  5. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: дис… д-ра пед. наук. Белгород, 2005.

  6. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся. М., 2005.

  7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

Разделы