Сведения об образовательной организации

ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЙ «КРЕАТИВНОСТЬ» И «ТВОРЧЕСТВО» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЙ «КРЕАТИВНОСТЬ» И «ТВОРЧЕСТВО»
В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

 

Рожкова С.В.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

rose_177@bk.ru

 

Высокая динамичность, сложность, неоднозначность, противоречивость и непредсказуемость событий в социальной среде характеризуют стремительный темп современного общества. Для успешной самореализации личности в данных условиях необходимо обладать такими характеристиками, как: мобильность, инициативность, гибкость, активность, способность  к быстрой ориентации в меняющихся условиях, умение разрабатывать и реализовывать нестандартные идеи, возможность менять тактики поведения при решении разнообразных задач.

Перечисленные характеристики входят в структуру креативной и творческой личности и имеют непосредственное отношение к психолого-педагогическому знанию. Креативность и творчество уже давно перестали быть качественной характеристикой представителей мира искусств, а стали жизненно важными составляющими успешной деятельности человека любой специальности. Творчество выступает катализатором для инновационной деятельности, быстрой адаптации и выживаемости в условиях непредсказуемой и быстро меняющейся жизни.

Вопрос изучения креативности и творчества имеет давнюю историю. Так, первые упоминания о творчестве (в частности, в эстетике) можно увидеть у зарубежных авторов еще в XVIII веке. Но, несмотря на это, интерес в области исследования творчества за рубежом стал появляться лишь к концу XIX -начала XX века, и по настоящее время не теряет своей актуальности как у отечественных ученых, так и западных. Также одним из факторов, способствующим сложности изучения творчества является междисциплинарный характер данного понятия, поскольку ни одна дисциплина не может претендовать на исключительные права по изучению творчества.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения креативности и творчества позволяет говорить о том, что не существует единого мнения в отношении изучаемых понятий. Ряд авторов не разграничивают эти понятия, тогда как другие исследователи предлагают их четко дифференцировать.

Термин «креативность» происходит от латинского create – творить и согласно классическому определению, английское слово «creativity» означает уровень творческого потенциала, способности к творчеству, составляющей относительно устойчивую характеристику личности. Перенесенное в русскую терминологию оно означает способность порождать множество оригинальных, многообразных идей в нерегламентированных условиях деятельности и понимается как творческость (М.А. Холодная) [1].

Обращаясь к словарям, можно обнаружить тот факт, что английское существительное «creativity» обозначает творческий потенциал личности, а русский синоним  «творчество» соотносится, с одной стороны, с процессом, а с другой — с результатами деятельности вовлеченного в этот процесс человека. Родоначальниками изучения креативности, проблем ее формирования и развития являются такие западные ученые, как Ф. Барон, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Дж. Рензулли, К. Роджерс, В. Смит, Р. Стернберг, Ж. Тейлор, Е. Торренс, Д. Хэлперн и другие.

Очень точно специфику креативности подметил А. Уайтхед. По его мнению, креативность есть «актуализация потенциальности», созидающая сила, творческая энергия, неотъемлемая от человеческого бытия.

Обзор литературы показывает: различие понятий креативности и творчества определяют различные стороны содержательных аспектов, а также связано в основном с областью их применения. В отечественных психолого-педагогических исследованиях, посвященных данной проблеме, природа креативности трактуется различным образом.

Как мы уже отмечали, креативность рассматривается как «творческость», творческие возможности человека, как некоторое особое свойство (устойчивая особенность) человеческого индивидуума, обусловливающее способность проявлять социально значимую творческую активность [2, с. 4]. Креативность рассматривается так же как характеристика личности, отражающая индивидуальную творческую продуктивность, в единстве мотивационного и интеллектуального компонентов, гуманистической направленности и их целостности (Т.К. Градусова, С.Л. Лесникова) [3].

С креативностью сопоставляются различные психологические конструкты: когнитивные свойства (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, С.А. Медник, Я.А. Пономарев, М.А. Холодная), мотивационные образования (Л.С. Выготский, А.М. Матюшкин), личностные черты (Т. Амабайл, К. Мартиндейл, Е.Е. Туник). В настоящее время, с учетом многоаспектности данного понятия, креативность все чаще рассматривается в русле системного подхода (Т.А. Барышева, А.Н. Воронин, М.М. Кашапов) [4].

По-мнению Ю.Р. Вагина, креативность - это особый психический процесс, способность воспринимать и преломлять объективную реальность, особенность личностного функционирования, связанного со способностью глубже мыслить, шире смотреть, гибче действовать. Творчество рассматривается автором как результат восприятия, переработки и воспроизведения различных сторон объективной реальности [5].

Для разведения понятий «творчество» и «креативность» исследователи (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова) используют две характеристики: процессуально-результативную (для обозначения творчества) и субъективно-обусловливающую (для обозначения креативности) [5, с. 67]. Между тем, сам факт возможности разведения данных понятий не ставит творчество и креативность по разные стороны, а, наоборот, создает их устойчивую взаимосвязь, которая может быть выражена в следующем рядоположении: личность – творческий процесс – результат (продукт творчества). Естественно, что детерминирующим началом в образовании данной взаимосвязи выступает личность человека, точнее, определенная степень развитости её творческих качеств, позволяющих изменять окружающий мир и саму личность посредством самопознания и бесконечной способности к творческому росту и саморазвитию.

Исследования Л.Б. Ермолаевой-Томиной доказывают, что творчество это процесс, который может включаться во все виды деятельности и вместе с тем отсутствовать даже в таком виде деятельности, который требует такого включения [7]. Креативность - это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, и формируемое за счет влияния социальной среды, ее ценностной ориентации, требований, предъявляемых к человеку, организации информационного потока и целевой направленности всех видов деятельности, начиная с учебной. Она проявляется как в умении самостоятельно видеть и ставить проблемы, так и в нахождении способов их решения и в творческом воплощении их в конкретный продукт.

Большое влияние на развитие креативности оказывают личностные особенности индивида, его эмоциональные и мотивационные факторы. Рассматривая различные точки зрения в отношении мотивационных характеристик креативности, Л.С. Подымова отмечает, что креативным людям свойственны: попытки наилучшим образом реализовать себя; стремление к максимальному соответствию своим возможностям; освоение и апробирование новых способов деятельности. Их мотивация также может быть основана на стремлении к риску, к проверке предела собственных возможностей.

Таким образом, креативность может проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом, либо отдельные ее стороны, креативность выступает одновременно и как продукт деятельности, а также как процесс их создания.

Следует отметить, что концептуальность креативности ориентирована на личность, а концептуальность творчества – на деятельность личности и ее результат. Креативность предполагает выведение мышления с обыденного сознания на создание необычной ситуации, в которой соединяются несоединимые поля реальности. Сущность творчества заключается в открытии и создании чего-то нового, необычного, ранее не существовавшего, имеющего ценность и приносящего пользу. Главными признаками творчества являются оригинальность, неповторимость созданного человеком нового целого из элементов старого на основе особого видения этого предмета творческой личностью. Развитие креативности и творчества происходит в течение всей жизни человека, «творчество присуще человеческому мышлению и человеческой практике, представляя собой глубоко интеллектуальную и личностную деятельность».

Несмотря на то, что накоплен большой и содержательный материал по изучению креативности и творчества, который дал определенные результаты как в теоретическом, так и в практическом отношении, единой и стройной теории креативности до сих пор не существует, как и не существует одинакового ее определения и всеми признанных методик, диагностирующих данную способность.

Таким образом, проведенный анализ определений позволяет говорить о том, что большинство отечественных авторов отождествляют понятия «креативность» и «творчество», но мы придерживаемся мнения, что изучаемые нами понятия не синонимичны, а имеют точки пересечения. Результатом этого пересечения являются такие общие признаки как неповторимость, создание нового, уникальность результата, оригинальность. При этом «креативность» является относительно устойчивой характеристикой личности и проявляется в способности к творчеству как к высшей форме раскрытия творческого потенциала.

 

Литература

  1. Коломиец Е.Ф. Основные направления изучения феномена креативности // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Серия 12. Вып. З.С. 381-387.

  2. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания.  М., 1994.

  3. Перевалова А.А. Педагогические условия формирования творческого потенциала личности. М., 2009.

  4. Подгузова Е.Е. Креативность личности: возможности развития в условиях вуза Смоленск, 2001.

  5. Вагин Ю.Р. Креативные и примитивные. Основы онтогенетической персонологии и психопатологии. Пермь, 2002.

  6. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997.

  7. Ермолаева-Томина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии. 1977. №4. С.43-48.

Разделы