Сведения об образовательной организации

УРОВНИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

УРОВНИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ*

 

Королева А.В., Милованова Н.Ю.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

ANNA-VALEREVNAk@yandex.ru

 

*Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект 13-36-01024

 

Критическое мышление студентов гуманитарного профиля – это профессионально-ориентированный вид мышления, способствующий продуктивности социально-педагогической деятельности, характерными особенностями которого являются аналитичность, логичность, организованность и рефлексивность, специфически проявляющиеся при творческом решении профессионально-значимых задач. Уровень сформированности критического мышления студентов определяется по совокупности оценок качества показателей, от которых зависит его продуктивность. В общем смысле под показателем понимается обобщенная характеристика свойств объекта или процесса. Показатель является инструментом, обеспечивающим возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных. Различают две формы показателей: качественные, фиксирующие наличие или отсутствие определенного свойства и количественные, фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства [1].

В ходе проведенного анализа критического мышления студентов-гуманитариев был выделен ряд присущих ему характеристик: логичность, организованность, аргументированность, рефлексивность, аналитичность, целенаправленность. Так как они составляют основу критического мышления, то мы сформулировали показатели, взяв за основу эти характеристики [2].

Владение умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками подразумевает способность студента не только к получению, но и к интерпретации и проверке данных и источников их получения. Любая деятельность начинается с анализа имеющейся и получения новой информации и от того, насколько тщательно и объективно была проверена информация и ее источник, зависит ход и результаты деятельности. Однако в наше время существует большое количество различных источников информации, при этом нередко возникают сложности, связанные с определением их достоверности.

В процессе обучения в вузе студентов ориентируют на самостоятельность в поиске разнообразной, в основном профессионально-ориентированной информации, что способствует овладению ими соответствующими формами и методами работы с информацией. Помимо телевидения, радио и разнообразных печатных изданий, большое количество информации содержит internet, в связи с чем важное значение приобретает компьютерная грамотность будущих специалистов-гуманитариев [3].  

Кроме того, в работе студентов гуманитарного профиля сбор профессионально-ориентированной информации связан с общением с окружающими, то есть источником информации чаще всего являются люди. С одной стороны, это затрудняет процесс проверки достоверности получаемых данных, а с другой говорит о том, что для получения информации будущие специалист должен, в первую очередь, владеть развитыми коммуникативными умениями. При этом значительную роль в отборе и определении достоверности информации и ее источников играет такая характеристика критического мышления, как логичность, с помощью которой преимущественно осуществляется отбор информации по исследуемой профессиональной проблеме и аналитические умения, применяемые для оценки степени важности и достоверности профессионально-ориентированной информации и ее источников.

Наличие умений и навыков оценки и проверки процесса решения профессионально-значимых проблем способствует предупреждению или своевременному преодолению ошибок и неточностей, возникновение которых возможно как в ходе, так и в результате критического мышления. Под оценкой здесь подразумевается вынесение суждения о том, насколько выбранные пути решения этой проблемы рациональны и логичны. Проверка производится в целях подтверждения или опровержения выводов, сделанных в ходе критического мышления. Постоянный контроль за ходом собственного критического мышления, осуществляемый студентом путем оценки и проверки, повышает его эффективность. Важно так же отметить, что в гуманитарных областях существуют специфические профессионально-значимые проблемы, ориентация на разрешение которых продолжается весь период обучения в вузе.

Наличие умений планирования и организации учебно-профессиональной деятельности. Успешность критического мышления во многом зависит от того, насколько четко студент способен планировать и организовывать собственную деятельность, ставить цели и формулировать задачи. Процесс планирования деятельности подчиняется поставленным целям и подцелям и не может вступать в противоречия с ними, поэтому критическое мышление студента гуманитарного профиля характеризуется целенаправленностью и организованностью. Стоит так же отметить, что по сравнению с учащимися школы студенты вуза проявляют больше самостоятельности в планировании и организации собственной учебной деятельности: так как изначально получение высшего образования не является обязательным, то поступление и дальнейшее обучение в вузе – это самостоятельное (за исключением ряда случаев) и ответственное решение человека. В ходе дальнейшего обучения по выбранной специальности студентов ориентируют преимущественно на самостоятельную работу, что, в свою очередь, подразумевает умение планировать и организовывать свою деятельность [4].

Способность к самоанализу и саморазвитию является важным условием самосовершенствования будущих специалистов, как в профессиональном, так и в личностном плане. В процессе обучения в вузе студентов ориентируют именно на саморазвитие, так как учебные планы являются лишь «фундаментом» их будущей профессии. Практически любая специальность подразумевает постоянное развитие путем прироста новых знаний и, следовательно, для успешности профессиональной деятельности носитель этой специальности (профессионал) так же должен развиваться, что чаще всего происходит путем самообразования. Самоанализ позволяет совершенствовать критическое мышление и способствует концентрации внимания на особенностях его применения в различных ситуациях.

Способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций во многом зависит от личного опыта и знаний студента, в процессе приобретения которых большое место отводится развитию способности к рефлексии. Ориентируясь в процессе работы над проблемой на нахождение наиболее адекватного пути ее решения, студент вырабатывает на основе имеющихся знаний новые способы, нередко являющиеся новаторскими, используя свой творческий потенциал. Однако под способностью к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций мы так же подразумеваем оценку студентом рациональности выработанного пути решения, ведь не всегда выбор нетрадиционного пути решения проблемы гарантирует успех. Так же стоит отметить, что в профессиональной деятельности часто возникают нестандартные ситуаций, разрешение которых требует творческого, рационального подхода.

Установление причинно-следственных связей между различными явлениями происходит при условии, если студент может анализировать каждое из них в отдельности и определять связи между этими явлениями путем нахождения объединяющего их элемента. Другими словами, в процессе определения взаимосвязей между явлениями студент применяет имеющиеся у него аналитические и логические умения, а то, насколько верны полученные им выводы, показывает уровень сформированности этих умений.

Способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей – этот показатель позволит выявить, насколько гибко студент способен подходить к планированию деятельности, насколько он настойчив в достижении поставленных целей и проявляет ли он при этом творческую активность. Предпочтительным вариантом организации деятельности является такой, при котором сохраняются исходные цели и основополагающие принципы, но имеется возможность внесения определенных коррективов и изменений. Для критического мышления студента такой вариант организации является практически обязательным, поэтому и выявление способности к его осуществлению представляется нам важным.

В соответствии с выделенными показателями определим уровни сформированности критического мышления студентов гуманитарных специальностей: пассивный, поисковый, прогрессивный.

Пассивный уровень характеризуется низкими показателями развитости у студента базовых знаний, умений и навыков по решению проблемных ситуаций, самоконтролю и саморазвитию. Такие студенты чаще всего целенаправленно не занимаются самоанализом и развитием своих способностей, что может негативно сказаться как на их учебной, так и на будущей профессиональной деятельности. Студент испытывает затруднения в процессе выделения критериев оценки достоверности и актуальности профессионально-ориентированной информации и ее источников, в связи с чем возникают сложности в постановке целей, подцелей и задач; он фактически неспособен к самостоятельному планированию и организации учебно-профессиональной деятельности, постоянно нуждается в контроле и проверке со стороны. В процессе оценки и проверки процесса и результата профессионально-ориентированной деятельности такой студент склонен совершать большое количество ошибок, так как у него отсутствует логичность и аналитические способности недостаточно развиты; по этой же причине он слабо понимает взаимосвязи между различными явлениями и поэтому не может оценить проблему в целом.

Это может создать ряд трудностей в процессе профессионального становления и развития, так как социальный педагог в своей профессиональной деятельности чаще всего самостоятельно занимается поиском и отбором информации, определяет цели и задачи, планирует и контролирует собственную деятельность. Чаще всего такой студент недостаточно рационален при выборе методов решения профессионально-ориентированных задач, предпочитает использовать известные шаблоны, не ищет новых и не проявляет творческой активности, а при столкновении с нестандартными ситуациями теряется и отказывается от их разрешения, что может привести к низкой результативности не только его профессиональной подготовки в вузе, но и дальнейшей профессиональной деятельности.

Поисковый уровень свидетельствует о том, что студент обладает хорошим потенциалом для целенаправленного развития критического мышления. Студенты, находящиеся на данном уровне, склонны к самоанализу и стремятся к получению и развитию профессионально-важных знаний, умений и навыков. Они умеют формулировать проблемы, ставить цели и задачи; планирование и организация учебно-профессиональной деятельности не вызывает затруднений, однако часто содержит неточности и ошибки. Студенты оценивают и проверяют процесс и результаты решения профессионально-значимых проблем, но чаще всего бессистемно: при этом возникают некоторые затруднения в установлении критериев. В связи с этим они нуждаются во внешнем контроле, что вполне допустимо в процессе обучения в вузе, но не при осуществлении профессиональной деятельности.

Студент преимущественно понимает взаимосвязи между различными явлениями, умеет выделять обобщающие их элементы, что важно для формирования у него в процессе обучения знаний на межпредметном уровне, а так же способствует пониманию профессионально-ориентированных проблем. При решении профессионально-значимых задач студент в первую очередь ориентируется на имеющийся опыт, при отсутствии в нем рационального способа действия чаще обращается к опыту других людей, на нестандартные ситуации реагирует адекватно, эпизодично проявляет творческую активность. Обладает умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее различными источниками, однако не всегда объективно оценивает достоверность этой информации и часто прибегает к использованию сомнительных, непроверенных источников.

Прогрессивный уровень свидетельствует о том, что студент имеет хорошо развитое критическое мышление, перманентно совершенствуя его и активно используя для решения личных и профессионально-ориентированных задач, систематически занимается самоанализом и саморазвитием, что положительно влияет на процесс его профессионализации. Студенты, обладающие прогрессивным уровнем развитости критического мышления, как правило, не испытывают сложностей как в процессе овладения профессионально важными знаниями, умениями и навыками, так и их практического применения в учебно-профессиональной деятельности. Такой студент умеет планировать и организовывать учебно-профессиональную деятельность, крайне редко совершает ошибки в постановке целей и задач, ответственно подходит к поиску путей и способов их решения, ориентируясь, прежде всего, на рациональность.

Оценка и проверка процесса и результата решения профессионально-ориентированных задач производиться студентом самостоятельно и систематически, по четко сформулированным критериям. А, следовательно, студент, находящийся на данном уровне развития критического мышления, успешно справляется с решением как учебных, так и квази-профессиональных задач. При решении профессионально-значимых ситуаций практически всегда стремиться к проявлению творческой активности, которая преимущественно оказывается продуктивной. Адекватно оценивает профессионально-ориентированную информацию и ее источники, проводя тщательный анализ достоверность полученных данных, не использует непроверенную или сомнительную информацию.

 

Литература

1. Макарова Л.Н. Теоретические основы развития индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя высшей школы: дис. … докт. пед. наук. Белгород, 2000.

2. Королева А.В. Диагностика эффективности реализации индивидуальных траекторий развития критического мышления преподавателей и студентов гуманитарных специальностей // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 9. С. 148-153.

3. Макарова Л.Н., Голушко Т.К. Компьютерная культура студентов гуманитарных специальностей университета. Белгород, 2005.

4. Макарова Л.Н., Королева А.В. Характеристика проблемных зон развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2013. Т. 261. № 2. С. 103-108.

 

Разделы