Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

 

Руделева О.А.

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

rudelevao@mail.ru

 

В современном динамичном обществе, в условиях модернизации образования особую актуальность приобретает проблема подготовки высококвалифицированных специалистов для школы. Только учитель с широкой и глубокой профессиональной подготовкой может решать образовательные и воспитательные задачи, встающие перед школой в условиях ее реформирования.

В системе школьного обучения важная роль принадлежит учителю начальных классов. От его знаний, кругозора, педагогического мастерства во многом зависит дальнейшая судьба ребенка, его отношение к учебе, жизненная позиция. Это обязывает учителя начальных классов в одинаковой степени владеть всеми школьными предметами начального обучения, методикой их преподавания.

В подготовке учителя начальных классов лингвистический цикл занимает особое место. Русский язык, являясь не только важным учебным предметом, но и языком обучения, определяет успех по всем учебным дисциплинам, служит основой познания, образования, развития будущих учителей. Это возлагает особую ответственность на преподавателей лингвометодического цикла вуза, определяет необходимость соблюдения единого языкового режима всеми преподавателями. Следует постоянно исходить из того, что «современный русский литературный язык представляет собой сложную систему, части которой находятся в отношениях постоянной и необходимой взаимосвязи: один участок этой системы не существует без другого. Такова звуковая организация языка, его лексика и его грамматика»[1, с.3].

В последние десятилетия в лингвистике наблюдается повышение интереса не только к исследованию структуры и семантики языковых единиц, но и к их функционированию. С этим связано возрастающее внимание к описанию словоформ, грамматических категорий и синтаксических конструкций в плане их функционирования. В связи с большой функциональной нагрузкой словоформа из ряда морфологических категорий перешла в категорию морфолого-синтаксическую и представителями функционального синтаксиса причисляется к ряду синтаксических единиц: словоформа – словосочетание – предложение (простое и сложное) – сложное синтаксическое целое [2].

Тесные внутрипредметные связи в курсе «Русский язык» определяются тем, что в языке тесно взаимосвязаны его фонетический строй, лексический состав (лексика и фразеология) и грамматическая система как различные стороны одного и того же явления – языка. Поэтому только взаимосвязанное изучение разных уровней языка может привести к восприятию языка как единой системы, единого целого, явится основой практического овладения им, развитию полноценной образной русской речи у будущих учителей. Здесь важно заметить, что отношения между уровнями языка во многом определяются спецификой конкретного языка, они заложены в самом языке. Русский язык с его флективным строем и многообразными способами и средствами словообразования и словоизменения требует неослабного внимания к изучению значения лексем и форм слова в их единстве, что лучшим образом достигается при тесной связи всех уровней языка: изучение морфологии на синтаксической основе, лексики в составе словосочетания, предложения в связной речи при постепенном усилении работы над лексической и грамматической синонимией [3].

Для глубокого и всестороннего овладения русским языком студентами педагогического направления недостаточно простого накопления лексических и фразеологических единиц, необходимо умение правильно и уместно пользоваться ими, обогащение синтаксического строя речи, создание коммуникативной основы обучения русскому языку. Важность соблюдения данного лингводидактического принципа заключается в том, что синтаксический строй языка представляет собой объективно существующую систему языковых средств, служащих целям общения. Однако следует иметь в виду, что объединяющиеся в синтаксисе единицы не одинаковы не только по своим структурно-семантическим признакам, но и по функции: одни из них непосредственно

формируют сообщение, другие являются компонентами единиц, формирующих сообщение.

В уже приведенном ряду синтаксических единиц, формирующих сообщение, коммуникативной единицей является предложение – простое и сложное. Среди предложений центральной синтаксической единицей служит простое предложение, представляющее собой элементарную конструкцию, предназначенную для передачи относительно законченной информации. Простое предложение, с другой стороны, служит основным компонентом сложного предложения, а также компонентом любого развернутого текста. В свою очередь простое предложение включает в качестве конструктивных элементов предшествующие единицы данного ряда. Это позволяет рассматривать словосочетание не только как самостоятельную синтаксическую единицу, но и как конструктивный элемент коммуникативной единицы – предложения. Нередко для выражения полноты мысли бывает недостаточно одного предложения, требуется больший контекст. В таких случаях используется сложное синтаксическое целое, являющееся более крупной из структурно-семантических единиц, на которые членится текст или устное высказывание.

Компонентами сложного синтаксического целого выступают простые и сложные предложения, объединенные общей микротемой и своей структурной организацией. Средствами связи компонентов сложного синтаксического целого служат формы глаголов-сказуемых, местоимения, наречия, лексический повтор, синонимическая замена, интонация, которые позволяют оформить данную синтаксическую единицу как важное композиционно-стилистическое единство, важную единицу связной речи. Кроме единиц, принадлежащих только синтаксису, в этот ряд входят единицы, относящиеся к другим уровням языка и участвующие в образовании синтаксических единиц: это слово и форма слова. Следовательно, слово является объектом изучения не только лексики и морфологии, но и синтаксиса. Это определяет отношение синтаксиса к другим сферам языка, в частности к лексике и морфологии, что должно находить последовательную реализацию в учебном процессе, а также достаточную ориентацию на школьную практику. Все занятия по русскому языку в вузе должны иметь профессиональную направленность. Ни один из педагогов не должен думать, что он дает знания по конкретному предмету, а кто-то другой должен их преломить в школьную практику. Только тесная связь теории и практики с постоянной ориентацией на будущую профессию учителя будет прочной основой в подготовке полноценного специалиста.

Осознание синтаксической основы всех разделов современного русского языка способствует также развитию образной речи студентов. Нередки случаи, когда учитель требует от учащихся составить предложения разных типов, с разным лексическим наполнением, связный текст, а сам не в состоянии этого сделать. Для избежания подобного положения прежде всего должна быть создана синтаксическая база изучения лексики русского языка. Особое внимание должно уделяться лексическим вопросам, непосредственно связанным с синтаксическим употреблением, с контекстом.

Слово является единицей языка, пронизывающей все уровни, тесно их связывающей. Овладение языком начинается с накопления лексического запаса, с обогащения словаря. Лексический состав современного русского языка богат и разнообразен. Из всех уровней языка лексический уровень наиболее проницаем, активно отражает все изменения, происходящие в общественно-политической, научно-технической и культурной жизни общества. Слова в языке различаются по своей семантике, грамматическим и словообразовательным признакам, когнитивной функции, синтаксическому употреблению. Каждое слово по набору признаков образует определенную семантическую и грамматическую парадигму. Это однозначные и многозначные слова, слова синонимического и антонимического ряда, слова разных частей речи. В связи с этим в обучении русскому языку важное значение имеет системная словарная работа, эффективная ее организация.

Работа над словом должна быть комплексной и включать: 1) работу над семантикой слова; 2) работу над деривационными связями слова, что естественно предполагает орфографическую и орфоэпическую работу; 3) работу над грамматическими формами слова; 4) работу над сочетаемостью слов; 5) работу над употреблением слова в речи; 6) стилистическую работу. Количественное и качественное обогащение словаря, многоаспектное овладение словом может быть реализовано только в процессе взаимосвязанного изучения всех языковых уровней на синтаксической основе путем выполнения лексико-семантических, лексико-грамматических, лексико-стилистических, орфографических, орфоэпических упражнений в процессе развития всех форм речевой деятельности и на всех этапах обучения. Наиболее продуктивными и универсальными типами упражнений, расширяющими словарный запас, служат специальные лексические упражнения, которые можно использовать при изучении программных тем современного русского языка.

Наиболее эффективной и продуктивной является работа над словом в структуре словосочетания и предложения с использованием конструктивных речевых упражнений, которые включают: 1) составление словосочетаний из заданных слов; 2) подбор к данным словам лексем определенной семантики и составление словосочетаний разных моделей; 3) выбор из синонимического ряда подходящего по оттенку значения к данному слову и составление словосочетаний и предложений; 4) подбор к многозначному слову лексических единиц, способствующих реализации его значений, и составление словосочетаний и предложений; 5) включение заданных словосочетаний в предложение или связный текст; 6) составление связных тематических текстов с использованием конкретных лексических единиц, словосочетаний и предложений. В процессе выполнения указанного комплекса упражнений словарный запас не только пополняется новой лексикой, но и обогащается формами слов разных частей речи, также в речи активизируется ранее усвоенная лексика. Внутренняя связь и сложные взаимоотношения между лексическими и грамматическими значениями слов определяют необходимость тщательного отбора лексического материала, на котором вводится данная грамматическая категория. В процессе такой работы усваиваются не только разнообразные значения слов, но и их сочетаемость. Поэтому при изучении существительного словарь пополняется всеми согласующимися частями речи, при изучения глагола - существительными, наречиями и т.д.

В эффективном овладении словарным составом русского языка, его активизации в речи большую роль играет целенаправленная и систематическая работа над составом слова и словообразованием. Значимые части слова служат для выражения грамматической формы и грамматического значения слов разных частей речи, слова каждой части речи имеют свои флексии, приставки, суффиксы, обладают своим набором словообразовательных моделей. И задача состоит в том, чтобы научить студентов самостоятельно образовывать слова по известным им моделям, научить из известных им аффиксов выбирать такой, который способствует наиболее точной передаче указанного значения. В результате систематической и целенаправленной работы над составом слова и словообразованием в процессе изучения морфологии студенты осознают словообразовательные типы таких слов, которые характеризуются единством аффиксального элемента, производящей основы и семантики. Привитие умения правильного разбора слов разных частей речи по составу, образования новых слов с использованием словообразовательных моделей способствует и осознанному усвоению орфографии, выработке и совершенствованию орфографических навыков. Такие фонетические явления, понятия, как фонетическое членение речи, фразовое, тактовое, логическое ударение, интонация, ее элементы и функции, основные интонационные конструкции могут быть рассмотрены и осознаны только на уровне синтаксических единиц, для чего необходимо глубокое понимание их теоретических основ.

Учитывая, что положения науки о языке определяют выбор приемов и методов обучения, профессор М.Н.Петерсон, например, предлагал три подхода к выработке орфографических навыков: 1) если орфограмма связана с фонетическим принципом русской орфографии, следует усилить работу над произношением; 2) если изучаемая орфограмма связана с морфологическим принципом орфографии, то основной упор необходимо делать на осознание структуры слова и законы словоизменения; 3) если изучаются традиционные написания, то приемы работы должны быть направлены на облегчение запоминания графического образа соответствующих слов[4].

Как на один из эффективных приемов обучения русскому языку в последнее время все больше внимания уделяется усилению взаимосвязи морфологии и синтаксиса. Такая методическая идея имеет естественную лингвистическую основу, морфология и синтаксис - два тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных раздела грамматики. С одной стороны, грамматическая природа многих морфологических категорий тесно связана с синтаксисом. Так, переходность и непереходность глагола, в основном не имея морфологических показателей внутри глагола, выражается через способность или неспособность глагола сочетаться с винительным падежом имени без предлога или родительным падежом в особых случаях. Тесной связью с синтаксисом характеризуются и такие морфологические категории, как категория наклонения, залога, возвратности - невозвратности, рода, падежа, одушевленности - неодушевленности. С другой стороны, морфологические единицы служат средством выражения синтаксических категорий и явлений: знаменательные части речи выполняют функции конкретных членов предложения, определенные формы глагола – основное средство разграничения типов односоставных сказуемостных предложений, союзы служат средством связи членов предложения и частей сложного предложения, предлоги используются для выражения определенных грамматических и смысловых отношений между членами предложения и компонентами словосочетания. Грамматические связи слов, относясь к области синтаксиса, определяются лексическими и морфологическими факторами, находятся в тесной связи с ними. Направленность работы над грамматическими категориями частей речи, изучения всей морфологии на соблюдение внутрисистемных связей между уровнями языка, на представление языка как единой функционирующей системы взаимосвязанных и взаимозависимых явлений - важный источник эффективного овладения языком и развития речи, активизации в речи изучаемых морфологических категорий [5].

Внутрипредметные связи в курсе «Современный русский язык» не должны осуществляться периодически, от случая к случаю, а должны носить систематический и системный характер, вытекать из внутренней природы языковой системы, из многообразных прямых и косвенных связей между уровнями языка.

Широкому лингвистическому образованию, развитию полноценной образной русской речи у будущих учителей, реализации важных дидактических принципов преемственности и перспективности обучения должно способствовать также соблюдение внутреннего единства предметов лингвометодического цикла «Русский язык и культура речи», «Практикум по русскому правописанию», «Введение в языкознание», «Ознакомление младших школьников с историей русского языка», «Современный русский язык», которые объединяются общим объектом изучения - русский язык.

 

Литература

1. Русская грамматика. М., 1982, т.II.

2. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973.

3. Шхапацева М.Х. Обучение синтаксическому строю русского языка. Майкоп,1993

4. Петерсон М.Н. Русское правописание. М.,1955.

5. Шанский Н.М. Русское языкознание и лингводидактика. М., 1985.

Разделы