Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Формирование готовности будущего педагога к взаимодействию
в условиях поликультурной образовательной среды

 

Ильинская И.И., Анохин Д.Г.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет ilirpe@rambler.ru

 

Стандартизация отечественной системы высшего образования обозначила ценностно-целевые ориентиры и приоритеты в профессиональной деятельности преподавателя вуза. Компетентностный подход позволил четко обозначить в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) высшего профессионального образования требования к результатам освоения программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки Педагогическое образование. Среди них обозначены и результаты, отражающие необходимость осуществления поликультурного образования будущих педагогов, которым предстоит трудиться в условиях взаимодействия представителей различных культур, в поликультурной среде.

Поликультурная среда представляет собой условия сосуществования и взаимодействия множества культурных факторов, среди которых выделяют, прежде всего, полиэтнический, поликонфессиональный состав населения, язык, национальные культурные традиции, национальное самосознание народа. Образовательная среда, как неотъемлемая часть среды социальной, обладает поликультурным характером - в ней взаимодействуют две и более различных культуры. Одним из основных субъектов поликультурной образовательной среды является педагог, выступающей ключевой фигурой и организатором педагогического процесса. Следовательно, он непременно должен обладать необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками (владениями), позволяющими реализовывать развитие, воспитание и обучение подрастающего поколения в современной поликультурной образовательной среде [см. подробнее 1].

Для достижения современным учителем целей образования, а обучающимися, обозначенных в ФГОС общего образования образовательных результатов педагогу нужно обладать готовностью к реализации поликультурного образования в образовательной среде школы. В действующих и готовящихся ФГОС высшего образования по направлению подготовки Педагогическое образование (уровень бакалавриата) обозначены компетенции, обеспечивающие готовность будущего педагога к осуществлению поликультурного образования подрастающего поколения. Так, в представленных к утверждению ФГОС ВО представлены следующие компетенции прямо указывающие на необходимость такой готовности: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4); способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5) [2, с. 9]. Также приведем компетенции, которые, на наш взгляд, косвенно говорят о вышеозначенной необходимости: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3); готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6) [2, с. 11].

Приведенные требования «преемственны» на уровне магистратуры. В ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование в требованиях к результатам освоения программы магистратуры содержаться следующие компетенции: готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3); способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19) [2].

Взаимодействие с участниками образовательного процесса на основе принятия и уважения культурных отличий, на наш взгляд, является ядром поликультурной образовательной среды, к построению которой будущий педагог должен быть подготовлен в процессе профессионального обучения. Способность к конструктивному межкультурному диалогу не может существовать сама по себе, она строится на высоких моральных качествах личности, на основе высокого уровня развития ее духовно-нравственной культуры (Е.В. Бондаревская, О.В. Гукаленко, А.Н. Джуринский, В.А. Тишков и др.). Готовность будущего педагога к взаимодействию в условиях поликультурной образовательной среды складывается из нескольких компонентов, которые изначально заложены в самом понятии «готовность».

Проблема готовности к профессиональной деятельности – одна из наиболее актуальных, широко освещаемых проблем в педагогической и психологической литературе. Вместе с тем она остается не решенной, поскольку представляет собой одно из самых сложных явлений с точки зрения ее формирования. Так, анализ психолого-педагогических исследований последних лет позволяет отметить, что готовность к деятельности рассматривается современными учеными со следующих позиций: как качество личности; как состояние личности перед началом деятельности; как наличие определенных способностей [3].

Л.Ю. Субботина в своих исследованиях отмечает, что главной «особенностью готовности к профессиональной деятельности является ее интегративный характер, проявляющийся в упорядоченности внутренних структур, согласованности основных компонентов личности профессионала, в устойчивости, стабильности и преемственности их функционирования, то есть профессиональная готовность обладает признаками, свидетельствующими о психологическом единстве, целостности личности профессионала, способствующими продуктивности деятельности» [4, с. 296]. Такая позиция созвучна нашим рассуждениям, вместе с тем необходимо отметить, что на наш взгляд в понятии профессиональной готовности должны содержаться более конкретные, определяющиеся характером деятельности черты. Так, А.А. Деркач трактует готовность к профессиональной деятельности как целостное проявление всех сторон личности специалиста и выделяет познавательные, эмоциональные и мотивационные компоненты [5]. Таковы представления готовности при ее рассмотрении на личностном уровне, когда она выступает как устойчивая характеристика личности, ее качеств.

Понимание готовности при ее рассмотрении на функциональном уровне позволяет представить ее как определенное психическое состояние. И.Ю. Исаева отмечает, что в «соответствии с этим подходом «готовность» рассматривается как условие успешного выполнения деятельности», как избирательная активность, настраивающая организм, личность на будущую деятельность. При этом в ряде исследований отмечается, «что готовность – это не только предпосылка, но и регулятор деятельности» [6, с. 23]. Вслед за В.А. Сластениным, обобщая вышесказанное, под профессионально-педагогической готовностью мы будем понимать совокупность качеств личности, которые обеспечивают ей успешность выполнения профессионально-педагогических функций.

Наряду с важнейшими качествами и способностями личности, обеспечивающими готовность будущего педагога к взаимодействию в условиях поликультурной образовательной среды необходимо отметить, что эффективность развития обучающихся во многом зависит от взаимодействия учителя и родителей учащихся, их паритетного сотрудничества в этом направлении. Именно поэтому одной из важнейших функций учителя, к выполнению которой он должен быть готов является диагностическая функция. Ее реализация осуществляется как на этапе формирования класса учащихся, так и в адаптационный период первоклассников в начальной школе. Будущий учитель должен умело познакомиться с семьей школьника, выяснить особенности проживания и воспитания ребенка в семье, семейные особенности и традиции. К сожалению, часто бывает так, что учителя не в состоянии представить этническую характеристику своего класса, что говорит о низком уровне готовности к взаимодействию в поликультурной образовательной среде.

Особенно важной представляется нам позиция будущего педагога, его внутренние мировоззренческие установки и ориентации. Для успешной профессиональной педагогической деятельности в условиях поликультурной образовательной среды учитель, воспитатель должен обладать высокой степенью эмпатии, мобильности, проявлять максимальную активность. Функционирование системы развития школьников в поликультурной образовательной среде подразумевает установление возможно большего количества взаимосвязей не только в подсистемах «педагог-ученик», «педагог-родитель», но взаимосвязей социально-педагогического характера в сфере социального партнерства с учреждениями науки, культуры, образования: сотрудничество с системой дополнительного образования, музеями, театрами, библиотеками, другими учреждениями образования и под. Значимыми составляющими готовности педагога к взаимодействию в поликультурной образовательной среде являются уровень осознания важности учета фактора поликультурности при организации процесса становления личности школьников, отношение учителя к проблемам поликультурного воспитания, желание овладеть недостающими знания и умениями в этой сфере профессиональной деятельности.

На сегодняшний день успешное выполнение профессионально-педагогических функций невозможно представить вне рамок поликультурной образовательной среды. Готовность будущего педагога к взаимодействию в условиях поликультурной образовательной среды необходимо формировать в похожей среде, которая должна быть создана в вузе. Во многом такая среда создается за счет введения учебных курсов «Педагогика межнационального общения», «Педагогическая деятельность в полиэтнической и поликультурной среде» и под. и дисциплин по выбору этнокультурной направленности. Вместе с тем, проблемы поликультурного образования будущих педагогов остаются не до конца решенными и требуют более глубокой проработки не только на общем, но и частно-методическом, технологическом уровнях. Так, во многом обозначенные в ФГОС ВО компетенции формируются в процессе занятий иностранным языком. Формирование культуры межнационального общения – одна из основных задач дисциплины «Иностранный язык», но далеко не единственная. Язык - зеркало культуры. Процесс обучения иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал поликультурного воспитания молодежи. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта личности, путем формирования у нее познавательных и коммуникативных навыков. Средствами поликультурного воспитания могут быть обучающие игры, занятия по страноведению. Страноведение, способствуя взаимному обогащению национальных культур, помогает легче и глубже воспринимать общечеловеческое через национальное, изучая национальные ценности, являющееся неотъемлемой частью общечеловеческих, способствует развитию всего самого прогрессивного, что раскрывается в общечеловеческом и отражает общечеловеческое [7].

Посредством описанных методов и форм работы активизируется социальная и профессиональная позиция будущих педагогов, обогащаются их представления о различных культурах, сосуществующих и взаимодействующих в рамках одного образовательного учреждения, учебного класса, повышается уровень готовности к взаимодействию в поликультурной образовательной среде.

 

Литература

1. Исаев И.Ф., Ильинская И.П. Формирование поликультурной компетентности будущего учителя начальных классов: проблемы и опыт // Известия Российской академии образования. 2013. № 1 (25). С. 67-74.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fgosvo.ru. Дата обращения 01.11.2015.

3. Морозова М.А. Формирование готовности студентов к самореализации в образовательном процессе вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2009.

4. Субботина Л.Ю. Формирование профессиональной готовности студентов к самостоятельной деятельности // Ярославский педагогический вестник, 2011. № 4. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 295-298.

5. Акмеология / под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2002.

6. Исаева И.Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к управлению досуговой деятельностью подростков. М., 2011.

7. Анохин Д.Г. Поликультурное воспитание школьников в процессе изучения страноведения на уроках английского языка // Перспективы развития науки и образования. Тамбов, 2014. С. 9-10.

Разделы