Сведения об образовательной организации

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

 

Белоусов А.С.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

arthurbelousov2014@gmail.com

 

В 2003 года Россия присоединилась к Болонскому соглашению, которое положило начало коренным изменениям во всей системе образования в Российской Федерации. Эти перемены назревали давно и связаны с новыми образовательными стандартами. Введение новых образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования обусловлено востребованностью специалистов, обладающих динамическим профессионализмом как интегративным качеством, обусловленным совокупностью профессионально-образовательных способностей, обеспечивающих «универсальность» работника. Современные специалисты должны быть профессионально мобильными, ответственными, креативными, способными планировать, организовывать, выполнять и контролировать свою работу. Существующая до введения ФГОС форма представления вузами результатов подготовки специалистов не позволяет в полной мере работодателям оценить готовность специалиста к эффективной деятельности, обеспечить повышение академической мобильности студентов и выпускников вузов в рамках Болонского процесса.[1].

Компетенция (от лат. competentio от соmpeto добиваюсь, соответствую, подхожу) — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). В данном понимании компетенции используются при оценке персонала. Cовокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области называют компетентностью (от англ. Competence). Исходя из этих определений очевидно, что компетентностное образование предусматривает работу не только над профессиональными, но и личностными качествами учащегося.

Внедрение компетентностного подхода в систему высшего образования направлено на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения. Основная цель – подготовка высоквалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Исследователи в области компетентностного подхода в образовании (И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, С.Е. Шишов, Б.Д. Эльконин и др.) отмечают, что отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но способен реализовать и реализует их в работе [2].

К сожалению, существует ряд проблем, которые очевидным образом влияют на возможность реализации компетентностного образования в высшей школе:

1) необходимость создания новых учебных программ, новый базы для проведения занятий. Компетентностный подход нуждается в разработке соответствующих ООП. Причем сам учебный процесс должен быть максимально приближен к профессиональной реальности (особое место занимают ролевые игры, которые помогают смоделировать конкретный вид деятельности на уроке).

2) проблема квалификации преподавателей, их профессиональной адекватности не только разрабатываемому компетентностному подходу, но и гораздо более традиционным представлениям о профессионально-педагогической деятельности [3]. Преподаватель должен обладать компетенциям, которые собирается передать своим ученикам.

3) отсутствие научных критериев для оценивания сформированности профессиональных и личностных качеств. Современные методы мониторинга не позволяют анализировать развитость тех или иных компетенций. Для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников необходимо создание многокомпонентных систем, соответствующих новой парадигме стандартизации обра­зовательных программ ВПО в России. Эти системы должны решать следующие задачи [4]:

- контроль и управление (с помощью элементов обратной связи) процессом приобретения студентами необходимых знаний, умений и навыков (ЗУНов), определенных во ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения учебных модулей, дисциплин, практик;

- контроль (с помощью набора оценочных средств) и управление (с помощью элементов обратной связи) за достижением целей реализации данной ООП, определенных в виде набора универсальных и профессиональных компетенций выпускников.

4) особую место занимает роль государства в системе, которое должно минимизировать свой контроль не только над учебным процессом, но и над составлением учебных программ, отдавая больше свободы и возможностей для самореализации самим учреждениям. Причем государство может контролировать основы учебного процесса, а вуз должен сам решать, какой компетенции следует обучать учащихся.

5) противоречие между традиционной системой образования и компетентностным подходом. Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы ученик получил как можно больше знаний. Однако уровень образованности, а тем более в современных условиях, нельзя определить через объем знаний. Компетентностный подход в образовании требует от учащихся умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их. Традиционный подход стремится к результату, который показывает, что нового узнает учащийся в школе. А компетентностный подход дает понять, чему научился учащийся за период обучения. Оба подхода стремятся развить у учащегося определенные качества личности, сформировать систему ценностей. Различия связаны с разными представлениями о способах достижения желаемого. При традиционном подходе считается, что всего этого можно достичь путем приобретения новых знаний. Компетентностный подход в обучении рассматривает получение опыта при самостоятельном решении проблем.

6) отсутствие прочного диалога между высшей школой и рынком труда. Весь компетентностный подход состоит в том, чтобы из стен учебного заведения вышел не просто ученик, а личность, способная реализовать себя, реализовать свои знания в конкурентном мире, но это невозможно без последующего получения рабочего места. К сожалению, не всем выпускникам вузов удается это сделать, не только потому, что рынок труда перенасыщен специалистами в конкретной сфере, но и из-за того, что специальность, полученная в высшей школе, не связана с конкретной профессией.

Таким образом, компетентностный подход в системе высшего образования развивается преимущественно в теории. Следует признать, что данный подход в большинстве российских вузов имеет декларируемый характер. Причинами являются не только предрасположение к старым методам работы, но и в недостаточной практической доработке подхода. Особую роль занимает уровень квалификационной подготовки руководства и преподавательского состава к преобразованию. В целом же, причина кроется в том, что компетентностный подход пока противоречит уже сложившейся системе образования. Для того, чтобы компетентностный подход превратился в действенную программу, он должен стать элементом новой системы управления в высшей школе, построенной на принципах менеджмента качества, клиентоориентированности, управления по результатам.

 

Литература

1. Тоискин В.С., Шумакова А.В. Проблемы реализации компетентностного подхода в образовании //Научный электронный архив.

2. Мединцева И.П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство. М., 2012.

3. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал "Эйдос". 2005. 10 сентября.

4. Богословский В.А. Предложения по дальнейшему развитию системы классификации и стандартизации ВПО в России. М., 2005.

Разделы