Сведения об образовательной организации

ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

 

Незнанова Л.А.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина

chetvertkova.l@yandex.ru

 

В современных условиях при подготовке специалистов социальной сферы особую актуальность приобретает их правовая подготовка, обусловленная объективными потребностями развития теории и практики образования в контексте динамических процессов обновления социальной инфраструктуры российского общества и реализации правозащитных направлений социальной политики государства.

Необходимость рассмотрения проблем правовой компетентности в российском образовании и их практического решения обусловлена изменением законодательства и накоплением соответствующей правоприменительной практики, разрывом между новым законодательством и низким уровнем правосознания выпускников высших учебных заведений. В связи с этим актуальным является формирование правовой компетентности специалистов социальной работы как одной из приоритетных и обязательных составляющих их профессиональной подготовки.

Структура и содержание профессиональной компетентности и условия ее формирования и развития в процессе профессиональной подготовки специалистов социальной работы исследованы в работах С.Э. Воронина, М.В. Горбушиной, А.В. Караевой, А.К. Марковой, И.Ю. Серяевой, А.В. Хуторского и др.

Основываясь на позиции А.В. Хуторского, под «компетенцией» следует понимать совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, а под «компетентностью» владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [1, с. 136]. А.К. Маркова понятие «компетентность» связывает с формированием личности и обретением такого состояния, которое позволяет продуктивно действовать при выполнении трудовых функций и достигать ощутимых результатов [2, с. 128].

С.Э. Воронин под правовой компетентностью понимает динамическое интегративное социально-педагогическое образование, которое сочетает взаимосвязанные правомерные способы поведения, фундаментальные правовые знания, умения и приобретенный опыт их практической реализации и проявляющийся в единстве с личностными качествами. Правовая компетентность - это результат процесса правового образования, осуществляемого непрерывно, последовательно и системно [3, с. 20].

По мнению И.Ю. Серяевой, правовая компетентность представляет собой интегративной свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в правовой области знаний; способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в обществе, предупреждать и устранять противоправные проявления поведения. От уровня правовой компетентности уровня зависит преодоление правового нигилизма, повышение уровня правовых знаний социальных работников, клиентов, социальных служб, уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, активная и справедливая правовая позиция в социальной сфере [4, с. 20].

Анализ изученной литературы позволил констатировать, что в современной педагогике имеется недостаточно исследований, раскрывающих специфику процесса формирования правовой компетентности специалистов социальной работы, большинство исследователей акцентируют внимание в основном на определенном наборе знаний, умений, связанных с областью права. Существует ряд противоречий формирования правовой компетентности у будущих специалистов по социальной работе:

- между требованием общества к специалистам по социальной работе с высокой правовой компетентностью и традиционными подходами в профессиональной подготовке со знанием правовых норм,

- между потребностью развивающейся системы социальных служб, нуждающихся в подготовленных специалистах, обладающих правовой компетентностью, и недостаточной разработанностью методики преподавания правовых дисциплин в вузах неюридического профиля,

- между потребностью будущего специалиста ориентироваться в законодательстве и механизме его реализации на практике, и недостаточным использованием компетентностного подхода, связанным с необходимостью определения сущностно-содержательной характеристики дефиниции «правовая компетентность», выявления сущности, содержания и специфики процесса формирования правовой компетентности будущего специалиста социальной работы в вузе,

- между необходимостью осуществления мониторинга качества процесса формирования правовой компетентности и отсутствием его критериального аппарата [5, с. 22].

Социальный работник должен иметь не только теоретические представления об определенных правовых нормах, законах, но и уметь применять их в практической деятельности. Он должен быть готов к целенаправленной деятельности по трансляции правового опыта, правовых идеалов от одного поколения  к другому, привитию клиентам социальных служб специальных знаний, навыков, правил поведения, связанных с совершением тех или иных юридических значимых действий и поступков.

Таким образом, актуальность проблемы формирования правовой компетентности у будущих специалистов социальной работы обусловлена рядом противоречий. Требования к правовой компетентности будущих социальных работников обусловлены государственной политикой, которая направлена на формирование правосознания граждан, уважения к закону, правопорядку, а также на преодоление правового нигилизма в обществе. Повышение качества правовой подготовки специалистов социальной сферы имеет существенное значение для решения многих проблем в обществе.

 

Литература

  1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М., 2002. 

  2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

  3. Воронин С.Э. Теоретические предпосылки формирования правовой компетентности будущих специалистов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2008. Вып. 10 (44).

  4. Серяева И.Ю. Формирование правовой компетентности студентов университета: автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2005.

  5. Горбушина М.В. К вопросу формирования правовой компетентности  в структуре профессиональной  компетентности  специалиста // Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона. Ульяновск, 2005.

 

Разделы