Сведения об образовательной организации

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВО

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ
ЯЗЫКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВО

 

Лукьянова Н.А.

Куйбышевский филиал

Новосибирского государственного педагогического университета

 natlukjanova@rambler.ru

 

Новый подход к профессиональной педагогической деятельности обусловлен современным уровнем развития общества и определяет новое понимание роли педагога, его профессиональных возможностей и специфики. В последние годы все внимание сосредоточено как на самой теории деятельности, так и на отображении ее в профессиональном образовании. В настоящее время появилась необходимость определения свежих ресурсов для овладения педагогической профессией. Очевидно, что для получения соответствующего времени образования, учителю необходимо обрести совершенно новые умения, которые обеспечивали бы высокий уровень педагогического мастерства. «Академической подготовки стало недостаточно, чтобы продвигать модель профессионального учителя» [1, с.168].  Активное развитие науки, общества и в том числе педагогической науки с постоянно возрастающим творческим характером деятельности, требует изменений. Невозможно раз и навсегда обеспечить будущего учителя знаниями и умениями, необходимыми для его профессиональной деятельности. Поэтому подготовка к профессиональной деятельности в педагогическом ВУЗе может рассматриваться как формирование основы деятельности будущего учителя.

В процессе подготовки будущих учителей иностранного языка в рамках компетентностного подхода необходимо сформировать определенные компетенции выпускника, которые сформулированы во ФГОС ВО. Данный документ определяет набор формируемых компетенций по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Иностранный (английский) язык и Иностранный (немецкий) язык В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессионально-прикладные компетенции.

Содержание стандарта нового поколения определило новые ориентиры в деятельности педагогических вузов, в том числе факультетов готовящих учителей иностранного языка, такие как: необходимость изучения взаимосвязи профессионального и лингвистического образования, необходимость обеспечения качества педагогической деятельности, необходимость формирования профессиональной и языковой компетентности.

Целью данного направления является формирование профессиональной и языковой компетентности будущего учителя иностранных языков.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

-        подготовить высококвалифицированные кадры;

-        сформировать у студентов необходимые инструментальные, межличностные и системные компетенции;

-        создать научную и учебно-методическую базу для подготовки компетентного специалиста.

Лингвистическая подготовка, формирование коммуникативных навыков у студентов являются одними из основных в рамках формирования специальных компетенций, которые также включают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии принятия решений; умения, связанные с использованием техники: компьютерные навыки и способности информационного управления.

Учебный план по дисциплинам специальной подготовки учитывает и работу над формированием специальных компетенций, которые включают в себя:

  1. владение навыками восприятия, понимания, а также многоаспектного анализа устной и письменной речи на изучаемом иностранном языке;

  2. способность использовать языковые средства для достижения коммуникативных целей в конкретной ситуации общения на изучаемом иностранном языке;

  3. умение выстраивать стратегию устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке в соответствии с социокультурными особенностями изучаемого языка. Способность правильно использовать методы и приемы дисциплины.

Основываясь на изложенных выше специальных компетенциях, учебный план по дисциплинам специальной подготовки учитывает два основных направления работы: педагогическое направление и лингвистическое направление. В рамках педагогического направления организуется работа над общетеоретическими и практическими аспектами формирования различных компетенций, активно используются инновационные (интерактивные) технологии, осуществляется менеджмент качества образовательного процесса.

В рамках лингвистического направления организуется работа над практическим и теоретическим освоением фонетического, грамматического и лексического уровней языка. Языковые дисциплины изучаются в различных аспектах, а именно: в синхроническом и диахроническом, в лингвокультурологическом, гендерном и когнитивном.

Таким образом, формирование профессиональной и языковой компетенции студентов, будущих учителей иностранных языков, направлена на повышение эффективности реализации требований ФГОС, предъявляемых к качеству образования выпускника педагогического ВУЗа – будущего учителя, а также помогает сформировать и развить профессиональные, коммуникативные, социокультурные и лингвистические компетенции, необходимые для профессионального и межличностного общения.

 

Литература

Гарбуза Т.В.Особенности профессиональной подготовки учителей иностранного языка по дистанционной форме обучения в Великобритании //Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики [Электронный ресурс]. http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn13-05/839-a

 

Разделы