Сведения об образовательной организации

КОМПЬЮТЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА КАК КОМПОНЕНТ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

КОМПЬЮТЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
КАК КОМПОНЕНТ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

Курин А.Ю., Позднякова Н.В.

Тамбовский государственный университет им. Г Р. Державина,

kurinandrey@mail.ru

 

Ярко выраженная информатизация современного общества диктует необходимость все более широкого использования информационно-компьютерных технологий в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. Важнейшей задачей высшей школы России является качественная подготовка специалиста, соответствующая изменениям, происходящим на рынке труда. Практическая деятельность компетентного, конкурентоспособного специалиста предполагает высокий уровень его готовности к использованию современных информационно-компьютерных технологий.

Профессионализация социальной сферы предполагает выработку технологического основания социальной работы, то есть создание современных технологий по всем ее направлениям. На ряде технологических этапов в социальную работу уже сегодня включаются компьютерные технологии. Их назначение – повышение эффективности практической работы, создание комфортных условий для специалистов и социальных клиентов, расширение функциональных возможностей соответствующих учреждений.

Как следствие – одной из приоритетных задач, стоящих перед системой социального образования, является подготовка будущего специалиста социальной работы, владеющего не только совокупностью узкопрофессиональных знаний, умений и навыков, характерных для конкретной специальности, но и активно использующего средства информационных и компьютерных технологий при решении профессиональных задач, то есть обладающего определенным уровнем компьютерной компетентности.

В широком смысле слова, «компетентный» (лат. competens, competentis – надлежащий, способный) – означает «знающий, сведущий в определенной области»; «имеющий право по своим знаниям судить о чем-либо».

Применительно к тому или иному виду профессиональной деятельности отечественными и зарубежными исследователями дано несколько различающихся по содержанию трактовок понятию «компетентность».

Так, Дж. Равен, один из первых системно исследовавший проблему компетентности, понимает под ней специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в той или иной предметной области, включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [1].

Проблема сущности компетентности рассматривается в работах В.Г. Афанасьева, Т.Г. Браже, С.Я. Батышева, И.А. Зимней, А.К. Марковой, Ф.Ш. Мухаметзяновой и других ученых. Анализ работ показывает, что в ее содержании ученые фиксируют:

•          общую культуру специалиста, отраженную в совокупности научных знаний, ценностных ориентаций, мотивов деятельности; познание им окружающего мира и понимание своего места в нем; способность к развитию творческого потенциала (Т.Г. Браже);

•          умение профессионально мыслить и профессионально действовать (А.И. Мищенко, Л.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов);

•          степень развитости личностно-профессиональных качеств, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности в конкретной предметной области, выражающуюся в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем (С.Я. Батышев, Е.И. Холостова);

•          психическое состояние субъекта профессиональной деятельности, позволяющее самостоятельно и ответственно ее осуществлять (А.И. Фукин);

•          совокупность функций, прав и ответственности специалиста (В.Г. Афанасьев);

•          готовность к профессиональной деятельности (Г.С. Трофимова).

По мнению ряда исследователей (В.П. Беспалько, Ю.С. Брановский, Ю.Г. Татур, В.Д. Шадриков и др.) формирование у студентов компетентности в области компьютерных технологий должно быть непосредственно связано с целями профессиональной подготовки, а характер предстоящей деятельности должен быть определяющим в отборе и построении содержания образования. На наш взгляд, существенную роль в совершенствовании подготовки будущих социальных работников в вузе по специальности выполняет вариативная часть содержания образования, призванная углубить, расширить, конкретизировать базовые знания и умения студентов.

Отталкиваясь от трактовки сущности компетентности, мы определяем компьютерную компетентность специалистов по социальной работе как интегральное личностное качество, выраженное в знаниях о способах получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально детерминированной информации с помощью компьютерных технологий, в обобщенных умениях интегрировать их в технологии социальной работы, не нарушая при этом профессиональных ценностей и установок; понимание их роли и места в непрерывном профессиональном развитии путем самостоятельной познавательной деятельности.

Среди структурных компонентов компьютерной компетентности социального работника нами выделяются: когнитивный, операциональный, аксиологический.

Когнитивную составляющую компьютерной компетентности определяют знания об объекте изучения и способах деятельности, обеспечивающих использование знаний в преобразовании действительности. Современный специалист социальной работы может успешно решать стоящие перед ним профессиональные задачи, владея и используя необходимые знания о возможностях применения компьютерных технологий в своей профессиональной деятельности, о способах, средствах, приемах, методах творческого решения этих задач. Критерием сформированности когнитивного компонента компьютерной компетентности мы считаем выраженную степень сформированности теоретических знаний в области компьютерных технологий, представлений о возможностях компьютерных технологий, понимания задач профессиональной деятельности, знаний способов их решения средствами компьютерных технологий.

Операциональный компонент выражается в умениях и навыках осуществления известных способов профессиональной деятельности, а также  личностных качествах, адекватных профессиональной деятельности социального работника. В этой группе мы выделяем умения, навыки, а так же виды деятельности которые формировали бы данные умения и навыки в ходе применения компьютерных технологий. В качестве критерия сформированности операционального компонента компьютерной компетентности мы выделяем сформированность умений и навыков использования компьютерных технологий в социальной сфере.

Рассмотренные компоненты в структуре компьютерной компетентности будущего социального работника означают, что для совершения целенаправленной профессиональной деятельности необходимы знания, умения, навыки в данной области. Но любая деятельность вызвана определенными потребностями, и, следовательно, определена соответствующей мотивацией и целью.

Поэтому, в связи с особым значением мотивов, целей, ценностных установок в деятельности будущих социальных работников и вузовской подготовке специалистов к осуществлению данной деятельности средствами компьютерных технологий, мы считаем закономерным добавить в структуру компьютерной компетентности аксиологический компонент. Вузовский этап формирования компьютерной компетентности особенно важен, поскольку именно на данном этапе осуществляется системное формирование аксиологического компонента [2].

Аксиологический компонент компьютерной компетентности будущего социального работника отражает профессионально-личностную заинтересованность в отношении использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности, включает личностно значимые мотивы и ценностные установки, осознание будущим специалистом социальной работы значимости применения компьютерных технологий в предстоящей профессиональной деятельности, его потребность успешно решать профессиональные задачи средствами новейших компьютерных технологий и активный интерес к процессу и результату их решения, стремление постоянного совершенствования знания в части использования средств компьютерных технологий при решении профессиональных задач, стремление к успеху и самореализации, творческое отношение к деятельности.

В процессе формирования компьютерной компетентности будущих социальных работников большое внимание уделяется установлению и усилению межпредметных связей блока дисциплин по специальности и информационным технологиям, что способствует осуществлению всех дидактических принципов процесса обучения и  усиливает их воздействие.

Актуализация межпредметных связей осуществлялась в процессе учебно-познавательной деятельности студентов, в котором аккумулированы разнообразные формы проведения занятий с использованием средств интерактивного обучения (чаты, форумы, виртуальные экскурсии, виртуальные доски и др.). В этой части активное участие принимают преподаватели Педагогического института ТГУ им. Г.Р. Державина, ведущие ряд дисциплин учебного плана профиля «социальная работа в системе социальных служб» («История социальной работы», «Теория социальной работы», «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе»), а также осуществляющие руководство курсовым и дипломным проектированием.

Использование средств интерактивного обучения в учебно-познавательной деятельности будущих социальных работников служит одновременно двум целям: с одной стороны, происходит целенаправленное формирование компьютерных компетенций, а, с другой стороны, идет процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков, т.к. методы и средства, используемые в учебном процессе, соответствуют задачам конкретных этапов основной образовательной программы студентов, их специализации. При этом применение интерактивных средств обучения положительно сказывается на повышении качества усвоения знаний обучаемых.

Начальный этап формирования компьютерной компетентности будущих социальных работников в вузе, включает в себя изучение основного курса «Информатика». Основное внимание здесь уделяется вопросам современного состояния, уровня и направлений развития вычислительной техники и программных средств. На этом этапе студенты изучают служебное (архиваторы, антивирусные программы и т.д.) и прикладное программное обеспечение общего назначения (текстовый редактор MSWord, табличный процессор MS Excel, базы данных MS Access, компьютерная презентация MS PowerPoint), программные оболочки, операционные системы Windows XP/Vista/7/8/10.

Со второго курса студенты получают дидактические задания на практику, например, используя программу PowerPoint, подготовить компьютерные презентации своих отчетов по практике; используя программу CorelDraw – создать эмблему социального учреждения (базы практики); используя табличный процессор Excel – построить диаграммы и гистограммы динамику обращений социальных клиентов в учреждения социальной защиты населения и т.д.).

Ведя исследовательскую деятельность, студенты старших курсов (3, 4 курсы – учебно-профессиональный этап формирования компьютерной компетентности) используют компьютерное моделирование различных прикладных задач  и современные информационно-компьютерные технологии (например, при написании курсовой работы, составляют электронные социальные паспорта). На этих же курсах ведется подготовка по таким дисциплинам информационного блока, как "Информатизация и компьютеризация деятельности социальных служб" (3 курс), "Интернет технологии в социальной сфере" (4 курс).

В заключение, организованный таким образом процесс обучения в вузе максимально способствует «погружению» студентов в работе с информацией и переработкой ее на компьютере, побуждает их целенаправленно овладевать соответствующими умениями и навыками. Поскольку работа с информационно-компьютерными технологиями, - непременная составляющая профессиональной деятельности современного специалиста, то «погружение» студента в профессионально ориентированную информационную среду является наиболее логичным способом взаимосвязи его профессиональной подготовки с развитием готовности к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей деятельности.

 

Литература

1. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002.

2. Курин А.Ю., Позднякова Н.В. Формирование компьютерной компетентности социального работника в вузе: аксиологический подход // Становление профессии «социальный работник»: опыт и перспективы / под ред. Н.В. Гарашкиной. Тамбов, 2012.

Разделы