Сведения об образовательной организации

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Мычка С.Ю., Шаталов М.А.

Воронежский экономико-правовой институт

amista2007@rambler.ru

 

В современном высшем образовании большое значение уделяется компетентностному подходу. Методологическим основанием в системе модернизации высшего профессионального образования [1], как раз, и является компетентностный подход. В результате обучения в образовательной организации выпускник должен обладать компетентностью в профессиональной деятельности. Данный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата определяется не сумма усвоенной информации, а способность выпускника ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

В рамках компетентностного подхода определяются компетенции выпускника в соответствии с требованиями работодателей, образовательных стандартов, общественного устройства. Овладение различными компетенциями является главной целью процесса обучения (рисунок 1).

 Рисунок 1. - Общая схема проектирования учебной цели при компетентностном подходе

 

Так, обобщив данные, определим, что профессиональные компетенции (рисунок 2) есть способность и готовность к целесообразным действиям в соответствии с определенными условиями и требованиями дела, методически, организованно и самостоятельно принимать решения при возникновении определенных проблем и задач, а также уметь качественно оценивать результаты своей деятельности.

 Рисунок 2. - Компетенции выпускника по направлению подготовки

 

В современной российской образовательной системе реализация компетентностного подхода связана с определенными проблемами. И, прежде всего, это разработка и формирование перечня компетенций в рамках образовательного процесса и механизм их оценивания [2].

Также, несмотря на предпринимаемые усилия, в отечественной системе образования отсутствует в полной мере эффективный механизм взаимодействия образовательных организаций с работодателями. Чаще всего, наблюдается пассивное потребление работодателями результатов деятельности системы образования, а вузы «мало настроены» на современный рынок труда [3].

Представители бизнес-структур должны занять более активную позицию в рамках образовательного процесса. Решением данной проблемы может стать усиление взаимодействия бизнес-сообщества с образовательной организацией и студентами [4]:

- в области финансирования обучения студентов, необходимой для бизнеса квалификации и специальности;

- при разработке учебных планов, охватывающих оба уровня – бакалавриат и магистратуру;

- при формировании перечня компетенций, критериев, методов и технологии их оценки.

В свою очередь, компетенции, сформированные с участием работодателей, могут служить определенным ориентиром в деятельности образовательной организации, основой выстраивания его учебно-методической работы.

Отметим также, что в практике пока отсутствуют единые алгоритмы построения модели компетентностного образовательного процесса и обучения, однако, выделим некоторые закономерности процесса организации обучения на основе компетентностного подхода (Рисунок 3).

 

 Рисунок 3. - Модель организации обучения на основе компетентностного подхода

 

В процессе реализации образовательного процесса компетентностный подход позволяет осуществлять определенные механизмы:

- переход в профессиональном образовании от ориентации на теоретические знания к применению и организации полученных знаний и навыков;

- положение в основание стратегию увеличения гибкости в пользу расширения возможности трудоустройства и реализуемых задач;

- ориентация на междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса;

- ориентация при постановке цели на ситуацию применимости на рынке труда и др.

Философия компетентностного подхода высшего образования определяет специфику его реализации. Осуществление компетентностного подхода в практике высшей школы определяет особую культуру образовательного взаимодействия преподавателя и студента.

Таким образом, можно сделать вывод, что компетентностный подход находится в центре внимания системы высшего образования, как в России, так и в Европе. Он обеспечивает унификацию требований к выпускникам по средствам определения результатов обучения – компетенций, востребованных академическим и профессиональным сообществом. Также компетентностный подход способствует совмещению образовательных программ различных регионов (стран, регионов страны) и обеспечивает развитие академической мобильности. Особенно отметим, что компетентностный подход в системе высшего образования требует изменения и модернизации методического мышления преподавателей, трансформации привычных взглядов и установок на процесс подготовки профессионалов.

 

Литература

  1. Баутин В.М., Шаталов М.А. Интеграция как императив модернизации системы профессионального образования // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Воронеж, 2014. С. 13-16.

  2. Мычка С.Ю., Шаталов М.А.Инновационные методы обучения в системе среднего профессионального образования // Территория науки. 2015. № 3. С. 10-13.

  3. Мычка С.Ю., Макушникова Е.С., Мартынов С.В. Модернизация системы государственного управления региональным рынком образовательных услуг ВПО// Интеграция науки и практики: взгляд молодых ученых. Саратов, 2014. С. 173-174.

  4. Иголкин И.С., Шаталов М.А. Совершенствование механизма интеграции образовательных структур в условиях развития регионального рынка ВПО// ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2015. № 2. С. 25-29.

Разделы