Сведения об образовательной организации

ПРОБЛЕМА СООТНЕСЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ПРОБЛЕМА СООТНЕСЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 

Алисов Е.А.

Московский городской педагогический университет

evgenii.alisov@mail.ru

 

Парадигма компетентностного подхода к образованию актуализирует необходимость подготовки нового учителя, представляющего собой активную личность, способную самостоятельно определять и достигать профессиональных целей широкого спектра. Условия эффективности реализации современного высшего педагогического образования сопоставимы с основными тенденциями функционирования мирового образовательного процесса, но имеют свою выраженную специфику, ввиду принципиальных особенностей профессиональной деятельности педагога [1 – 3]. Воплощаемый в настоящее время в жизнь проект модернизации высшего педагогического образования на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего (профессионального) общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов, нацелен на решение новых профессиональных задач, встающих перед педагогами. К таким задачам, в частности, следует отнести формирование универсальных учебных действий, компетенций обучающихся, необходимых для деятельности в новой обстановке и на качественно высоком уровне.

Особое внимание в контексте проекта, уделяется формированию готовности учителей к воспитанию и развитию качеств личности обучающихся в соответствии с требованиями информационного общества, на основе стратегии социального проектирования и конструирования системы образования посредством разработки содержания и технологий, которые определяют пути достижения социально желаемого результата, личностного и познавательного развития школьников.

Принимаются установки на принципиальную смену модели взаимодействия учителя и обучающегося. Учитель не дает новые знания в готовом виде. Он только организует исследовательскую работу детей так, чтобы они сами нашли решение проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Учебный материал при этом играет не роль результата, который должен быть получен обучающимися, а роль образовательной среды, цель которой – создать условия для получения обучающимися собственного образовательного продукта.

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация. Она вызвана двумя обстоятельствами: 1) необходимостью создания единого образовательного пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений; 2) задачей вхождения стран в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике [4, с. 10 – 11]. В контексте проектирования образовательных программ актуализируется проблема соотнесения требований образовательных и профессионального стандарта.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования делается акцент на необходимости создания комплекса психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования, которые должны обеспечивать, в частности:

- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциации и индивидуализации обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);

- диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

- вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза). Все обозначенные условия находят прямое отражение в проекте модернизации высшего педагогического образования.

В качестве целевого приоритета проекта обозначается необходимость овладения учителями педагогическими технологиями проблемного, проектного обучения, технологией учения на основе «учебных ситуаций», на основе уровневой дифференциации, проблемно-диагностической технологией, игровыми технологиями (деловые, ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технологией критического мышления, технологией «Дебаты», технологией исследовательской и проектной деятельности и др. Подразумевается возможность существенного усиления этих технологий при одновременном использовании информационных и коммуникационных технологий обучения.

Показателями готовности учителя работать в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в рамках проекта, выступают следующие составляющие профессиональных компетенций:

- гуманистическая позиция по отношению ко всем детям;

- создание мотивационно-целевого пространства уроков на основе развития личностных потребностей обучающихся;

- системное видение школьных дисциплин в иерархии внутрипредметных и межпредметных связей и отношений;

- организация поисковой, проектной деятельности детей;

- формирование у детей навыков самоконтроля и самооценки своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;

- владение способами организации рефлексии;

- осуществление самоанализа своей педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов и др.

Принципиальным предстает вопрос о соотнесении компетенций ФГОС ВО и трудовых действий Профессионального стандарта педагога. Покажем это на конкретном примере ожидаемого результата реализации основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) (табл. 1).

 

Таблица 1.

Соотнесение компетенций ФГОС ВО и трудовых действий Профессионального стандарта педагога на примере образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры

 

Трудовое действие

Название компетенции ФГОС ВО, необходимой для формирования трудового действия

Знания и умения, необходимые для формирования трудового действия/компетенции по итогам освоения модуля

Результаты на основе соотнесения компетенций ФГОС ВО и профессионального стандарта

Обобщенная трудовая функция

«Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях основного общего образования»

Трудовая функция – развивающая деятельность

Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1)

Знает и понимает:

основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности развития; технологии анализа поведенческих и личностных проблем обучающихся.

 Умеет (способен продемонстрировать):

использовать метод наблюдения для анализа поведенческих и личностных проблем обучающихся.

Владеет: навыками анализа и оценки регуляции поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.

Понимает: педагогические закономерности, необходимость, специфику, алгоритм педагогического проектирования образовательной деятельности в образовательных организациях основного общего образования.

Умеет: конструировать систему содержательных компонентов образовательного процесса в соответствии с требованиями обновления развивающих программ, реализации качественно новой модели формирования личности обучающегося.

Владеет: навыками проектирования развивающей образовательной среды основной школы, обеспечивающую эффективность образовательной деятельности.

 

Таким образом соблюдается одно из ключевых условий реализации образовательной программы, заключающееся в интеграции результатов ФГОС ВО и Профессионального стандарта по схеме: функция – действие – компетенция (знание, умение, владение) – обобщение (интегрированный) результат.

 

Литература

  1. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С. 113.

  2. Алисов Е.А. Современные ориентиры повышения эффективности реализации высшего педагогического образования // Педагогическое образование: вызовы XXI века / под ред. Н.Е. Мажара: в 2 т. Смоленск, 2014. Т. 2. С. 184 – 187.

  3. Алисов Е.А. Модель углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование» в условиях сетевого взаимодействия // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Вып. 1 (141). С. 38 – 45.

  4. Аль Сади А.С.М. Сравнительный анализ стандартов качества общего образования России и Омана: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2015.

  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://umd.udsu.ru/FGOS_VPO/FGOS_fail/080500.htm (дата обращения 30.10.2015).

  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. № 35 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html (дата обращения 30.10.2015).

  7. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения 4.02.2015).

Разделы