Сведения об образовательной организации

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

 

Белошицкий А.В., Мещеряков Д.В.

Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

alexandr_beloshitskiy@mail.ru

 

Государственная программа Российской Федерации «Развития образования на 2013-2020 годы», межведомственные и ведомственные программы в сфере образования создали базу для решения отечественной системой образования задач, направленных на усиление его роли в социально-экономическом развитии страны, приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования к новым результатам, в соответствие с современными требованиями.

Совершенствование содержания, качества и технологий образования должно обеспечиваться:

- введением нового перечня направлений подготовки (специальностей),  соответствующих ФГОС ВПО, разработанных на оcнове компетентностного подхода в целях формирования образовательных программ в соответствии с социально-экономическими потребноcтями рынка труда и cистемой оценки качества образования;

- реализацией федеральных гоcударственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на основе компетентностного подхода;

- разработкой моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего развития личностно-профессиональной компетентности;

- внедрением новых образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса, обеспечивающих его эффективную реализацию, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий [1].

Приоритетным направлением является пересмотр структуры, содержания и технологий реализации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) вузов, формирование непрерывной системы высшего образования. Программы подготовки должны быть прозрачными, гибкими с разными сроками обучения [2].

Оптимизация военного высшего профессионального образования, вопросы качества подготовки военных специалистов в настоящее время также становятся приоритетными. Это связано с тем, что современной армии требуются высококлассные компетентные специалисты, способные успешно выполнять боевые задачи в различных условиях.

В свою очередь, Болонский процесс также обусловил направления модернизации образовательного процесса в России:

- утверждение компетентностного подхода как  ведущего направления в образовании;

- использование в образовательном процессе понятий компетенции и компетентности, как ключевых составляющих компетентностного подхода;

- применение единого контроля качества и аккредитации, разработанного на определенных критерияx [3].

Компетентностный подход максимально эффективно отражает основные стороны процесса модернизации высшего профессионального образования. В контексте этой прогрессивной идеи формулируются следующие утверждения: компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность; компетентностный подход выступает обобщенным условием способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций [4].

Актуальность компетентностного подхода в системе высшего военного образования обусловливается следующими факторами:

  • высокие темпы совершенствования военной техники и вооружения, и как следствие, повышающиеся требования к специалистам (приобретаемые в процессе обучения военно-профессиональные знания устаревают быстрее, чем будущие офицеры будут готовы к их реализации по функциональному предназначению);

  • ограниченное количество учебных часов, выделяемых на изучение военно-профессиональных дисциплин, что требует большей практической направленности в обучении;

  • сформированная совокупность знаний, умений и испытываемые трудности в их реализации на практике, предполагает использование знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций, алгоритмы решения которых не выработаны.

Обобщенно представим существенные для обучения будущих офицеров составляющие компетентностного подхода.

  1. Прообразом современных представлений компетентностного подхода являются идеи личностного и профессионального развития, сформулированные в контексте реализованных педагогических концепций и теорий.

  2. Категориально-понятийная база компетентностного подхода непосредственно связана с идеей целенаправленности и «целезаданности» образовательного процесса, при котором компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков курсантов.

  3. Важными условиями реализации компетентностного подхода являются: творческая инициатива, самостоятельность, креативность, конкурентоспособность, мобильность будущих офицеров.

4. Прогностическая направленность компетентностного подхода, обеспечивающая развитие у курсантов навыков и способностей прогнозирования, анализа, предвидения развития событий и умения их применения в военно-профессиональной деятельности.

Элементами прогнозирования результатов образования в контексте компетентностного подхода выступают не конкретные знания и умения, а определенные качества личности, позволяющие самостоятельно развивать способности, интересы, фундаментальные общекультурные знания, кругозор, способность решать сложившиеся проблемы, иметь активную жизненную позицию.

К военным специалистам предъявляются новые профессионально ориентированные требования, которые недостаточно учтены в программах подготовки. Это связано с тем, что требования носят надпредметный характер, тем самым обуславливая необходимость разработки и внедрения новых педагогических технологий, создания ситуаций включения курсантов в разные виды и формы инновационной деятельности.

Расширение содержания учебных программ, разделение дисциплин, общее увеличение учебных часов не обеспечивает решение проблемы. В первую очередь, требуется уделять внимание тем учебным предметам, которые позволят будущим офицерам успешно решать боевые задачи в условиях неопределенности и ограниченного времени.

Этому будет способствовать разработка и реализация ОПОП на основе компетентностного подхода, обеспечивающий фундаментальность, практическую направленность в обучении будущих офицеров военного вуза, что в свою очередь позволит:

- перенести акцент с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на конечные результаты образовательного процесса –  сформированные компетенции;

- отразить в ведомственных стандартах перспективы, ориентирующие будущих офицеров на эффективную профессиональную деятельность;

- привлечь к определению состава компетенций непосредственного заказчика;

- выявлять и диагностировать достижения курсантов на контрольных этапах обучения.

Компетентностный подход направлен на создание условий для формирования компетенций, личностное и профессиональное развитие будущих офицеров, в условиях непрерывно возрастающих требований к военным специалистам. Задачи образовательного процесса военного вуза определяют взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность субъектов и объектов, степень взаимодействия в нем.

Для достижения целей образовательного процесса военного вуза при участии органов управления военным образованием осуществляется педагогическое обеспечение этого процесса, включающее:

- разработку теоретико-методологического обеспечения, для вхождения военных вузов в общегосударственную образовательную структуру, с учетом требований ФГОС ВПО;

- разработку понятийного аппарата дидактики высшей военной школы, уточнение сущности ряда ключевых определений, без которых она не может самостоятельно существовать;

- сбор и анализ накопленного опыта воинского обучения и воспитания, для разработки конструктивных предложений, обеспечивающих совершенствование системы подготовки курсантов военных вузов;

- изучение особенностей педагогической деятельности преподавателей и командиров в образовательном процессе военного вуза, разработка требований к их профессиональной компетентности;

- разработку путей повышения качества образовательного процесса, а также участие военного вуза в системе непрерывного образования, обеспечивая дальнейшее повышение личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза.

Для определения и осмысления теоретико-методологического аппарата системы военного образования требуется четко сформулировать цели подготовки будущих офицеров по разным специальностям, а также обеспечить прозрачность компетенций, расширить структуру и гибкость учебных программ с обязательным включением в их состав материалов для диагностики учебных достижений курсантов. Оперативно разрабатывать с участием представителей заказчика (управлений видов и родов Вооруженных Сил) новые образовательные программы, в том числе в опережающем режиме.

Следует заметить, что овладение компетенциями невозможно без приобретения опыта использования знаний за пределами учебных дисциплин, в содержании которых они представлены, в различных ситуациях.

Здесь на первый план выступает междисциплинарный синтез, при котором процесс обучения приобретает новый смысл, становится процессом освоения методов получения недостающих знаний, умений, навыков и опыта деятельности, с целью достижения высокого уровня личностно-профессиональной компетентности.

Разработка ОПОП на основе компетентностного подхода реализуется путем проведения содержательного и методологического согласования учебных дисциплин, создания модели изучаемого объекта или явления. Образовательный процесс функционирует в единстве двух своих функций: репродуктивной и развивающей. При этом, в цикле основных учебных дисциплин имеет преимущественно репродуктивный характер, а развивающий эффект достигается за счет междисциплинарных связей – возможность применять знания по одной дисциплине при изучении другой. Для этого необходимо целенаправленное углубление этих связей при условии сохранения теоретической и практической целостности всех учебных дисциплин.

Достоинством компетентностного подхода является целостность педагогического процесса, способствующего саморазвитию курсантов через формирование у них потребностей и умений использовать аппарат учебных дисциплин как методологическое, теоретическое и технологическое средство выявления и решения проблем. Дидактическая значимость определяется возможностью систематического обучения комплексу процедур научно-теоретического исследования.

Также при проектировании и реализации ОПОП необходимо учесть, что их успешность и эффективность могут быть достигнуты лишь в той мере, в какой курсантами осознается личная и социальная значимость результата (т.е. результат воспринимается курсантами как ценность). Если этого не происходит, то курсанты отчуждаются от образовательного процесса. При этом технологии и содержание образовательной деятельности перестают играть определяющую роль, а существенными становятся вопросы организации и контроля деятельности.

Вместе с тем, ценностное самоопределение представляет собой продолжительный нелинейный процесс, что необходимо учитывать одновременно с разработкой ОПОП как неотъемлемую часть.

Компетентностный подход выступает основанием для проектирования новых ОПОП по направлениям и специальностям. Причем именно компетенции, как результат образования, а не отдельные дисциплины, должны стать смысловым ядром новых ОПОП. В ходе составления учебно-методических комплексов указываются: компетенции, для формирования которых они организуются; дисциплины, на материале которых реализуется программа; виды познавательной и практической деятельности; формы совместной работы курсантов и преподавателей (решение комплексных задач, выполнение проектов, защита выполненной работы перед группой специалистов этого профиля и т.д.).

Задача преподавателей – определить, изучение каких дисциплин, либо отдельных их модулей обеспечит формирование тех или иных компетенций. Разработка ОПОП является одним из перспективных направлений инновационной деятельности военных вузов, поскольку их содержание будет учитывать особенности конкретной военной специальности и образовательного процесса в целом, специфику формирования личностно-профессиональной компетентности, социальную (воинскую) среду, состав обучающихся, потенциал преподавателей и командиров.

Компетентностный подход ведет к переориентации образовательной парадигмы на создание условий овладения всем комплексом компетенций, обеспечивающих устойчивую жизненную позицию, личностное и профессиональное развитие, в условиях изменяющихся требований к специалисту.

Важно отметить, что в общей структуре ФГОС, как комплексной нормы качества высшего военно-профессионального образования, необходимо проведение следующих мероприятий.

1. В основных положениях квалификационных требований к военно-профессиональной деятельности выпускников отражать сопряжение норм качества профессиональной деятельности (военной службы) выпускников по направлениям подготовки с нормами качества результатов высшего образования.

2. В требованиях к ОПОП представлять совокупность всех существенных норм качества образовательного процесса в военном вузе, позволяющих достигать не только вузовские, но и общефедеральные цели высшего образования.

3. Перед началом разработки ОПОП определить главную цель программы, учитывающую ее специфику, характеристики групп обучающихся и конечные результаты обучения в виде набора знаний, умений и навыков, доведенных до уровня компетенций, формирующих способности самостоятельно применять их в практических ситуациях военно-профессиональной деятельности.

Таким образом, разработка и реализация ОПОП на основе компетентностного подхода, с присущей ему направленностью на практическую составляющую и конечные результаты обучения, будет способствовать разрешению проблем, возникающих между содержанием образовательных программ, объемом учебной нагрузки и требованиями к уровню военно-профессиональной готовности будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза.

 

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. М., 2011. Режим доступа: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развития образования на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]. М., 2012. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2690.

3. Мещеряков Д.В. Компетентностный подход в проектировании образовательного процесса в военном вузе. Деп. в центральный справочно-информационный фонд МО РФ 18.06.2012, № В7402.

4. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] // Интернет-журнал "Эйдос". 2005. №9. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.

Разделы