Сведения об образовательной организации

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ ПРИ РАЗНОУРОВНЕВОМ ПОДХОДЕ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ ПРИ РАЗНОУРОВНЕВОМ ПОДХОДЕ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ

 

Бычкова Е.С.

Липецкий государственный педагогический университет

elenalogos@mail.ru

 

Становление субъекта будущей профессиональной деятельности в настоящее время проходит в условиях реализации социально-экономических реформ в нашем государстве и в связи с этим приоритеты образовательного и учебно-воспитательного процессов в вузе претерпевают серьезные изменения.

В высших учебных заведениях по большинству направлений сейчас активно реализуется новая программа обучения студентов, что и определяет актуальность данного исследования – выяснить влияет ли на личностные показатели студентов-психологов разноуровневость процесса обучения по программам специалитета и бакалавриата. Система бакалавриата подразумевает большее количество часов, направленных на самостоятельное изучение дисциплин учебного плана, что влияет на личностные компоненты профессиональной подготовки.

Важным положением в рассматриваемой проблеме является то, что одной из основных задач подготовки студентов в вузе, отраженной в стандарте подготовки бакалавров, является даже не повышение уровня подготовленности и научной осведомленности по профессиональному направлению, но развитие компетентности и личностной культуры будущего специалиста. Научные исследования, и практический опыт показывают, что самооценка человека как специалиста во многом влияет на уровень его профессиональной компетентности.

Самооценку иногда путают с интроспекцией, но это не так. В отличие от интроспекции она включает в себя не только внутренние чувства самого индивида, но и реакцию окружающих. Самооценка, как структурный компонент, входит во множество личностных категорий. Б.Г. Ананьев [1] рассматривал самооценку как сложный и многогранный компонент самосознания индивида, который выступает прямым выражением оценки других людей, которые принимали непосредственное участие в становлении данного индивида как личности. А.Н. Леонтьев рассматривал самооценку с «чувственной» позиции как эмоциональное отношение, которое имеет «выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций»[2, c.304]. И.С. Кон [3, 4] включал самооценку вместе с самоуважением, самопринятием, самосимпатией и т.д. как элемент самоотношения. М.И. Ковель в своих трудах определял ее как основу внутренней мотивации и указывал на ее тесную связь с процессом познания [5].

Самооценка представлена двумя компонентами: когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй - его отношение к себе как меру удовлетворённости собой. В чистом виде ни один из этих компонентов не представлен – они функционируют вместе, в неразрывной связи друг с другом [6].

Самооценка постоянно изменяется, совершенствуется  и связана с одной из основных потребностей человека – потребностью в самоутверждении, Самооценка есть отношение личности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального «Я», определяя отношение  реальных достижений к тому, на что человек претендует в своей деятельности – к уровню притязаний. Существенные изменения в самооценке происходят  тогда, когда достижения связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.

Ведущая роль самооценке отводится в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включённый в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально - ценностное отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя.

Таким образом, самооценка как важнейший компонент целостного самосознания личности, выступает необходимым условием гармонических отношений человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. Адекватная самооценка коррелирует с позитивным отношением к другим людям, а также способностью к самораскрытию, установлению глубоких межличностных контактов.

Исследования показывают, что студенческий период в жизни характеризуется формированием целого ряда качеств, редко развиваемых в школьных условиях, таких как самостоятельность, целеустремленность, инициативность, решительность, что в свою очередь приводит и к изменениям у студента оценки своих интеллектуальных и физических навыков [7]. Чаще всего у студентов первых трех лет обучения самооценка в большей степени зависит от отношения к ним сверстников и педагогов, от их положения и статуса в своей группе. Однако постепенно на первое место в самоотношении выходят результаты самоанализа и рефлексии, активно формирующиеся в юношеском возрасте. Становление личности включает в себя обеспечивающий целостность психологического облика относительно устойчивый образ "Я", т.е. представление о самом себе. Психологи рассматривают принятие себя как основу того сложного психологического образования, которое называется "Я-концепция". Самооценка осуществляется путем сравнивания идеального "Я" с реальным, но в этом возрасте идеальное "Я" еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе.

В процессе ознакомления с методологической литературой нами были определены методики диагностики, которые мы решили использовать во время исследования: опросник самоотношения В.В. Столина и экспресс-диагностика уровня самооценки. Исследование проводилось на факультете педагогики и психологии Липецкого государственного педагогического университета в выборках по 25 человек из групп выпускников 4 курса по направлению «Психолого-педагогическое образование» бакалавриата и 5 курса специальности «Специальная психология» в рамках специалитета.

Обобщив полученные в результате исследования данные, было установлено, что уровень самооценки студентов, обучающихся по разным программам, колеблется в незначительной степени (Таблица 1). В среднем самооценка студентов колеблется в нормативных пределах адекватности в оценке своих возможностей. Так же было установлено, что из всех факторов самоотношения у студентов наиболее ярко выражен самоинтерес. Еще можно заметить, что у представителей обеих групп не выявлено выраженного проявления такого фактора, как «самообвинение».

Таблица 1.

 

Шкалы оценки факторов (%)

Шкалы обобщенных факторов (%)

Интег
ральная шкала S (%)

Резуль
таты экспресс-диагнос
тики

Сам
оув
ере
нно
сть

Ожи
дае
мое

отн
оше
ние

Сам
опр
изн
ани
е

Сам
опо
сле
дов
ате
льн
ость

Сам
ооб
вин
ени
е

Сам
оинт
ерес

Сам
опо
ним
ание

Сам
оув
аже
ние

Аут
оси
мпя
тия

Ожи
дан
ие
отн
оше
ния дру
гих

Сам
оин
тер
ес

Специа
литет

60

75

63,3

54,2

41,2

80

50

58,6

55,5

71,5

76,7

64,1

24,1

Бакалав
риат

63,7

68,4

58,5

57,7

45,5

75

53,4

55,2

60,1

66,4

72,3

63,7

26,5

 

Выраженность того или иного фактора, на наш взгляд является следствием специфики профессиональной подготовки студентов. Так, например, повышенный самоинтерес свидетельствует о высоком уровне рефлексии, что также является важным показателем профессиональности психолога. Бакалавриат подразумевает новую программу подготовки специалистов, что вызывает некоторую осторожность у окружающих, отсюда может и проистекать такая разница у испытуемых по фактору ожидания отношения к ним других людей.

В целом результаты сравнительного исследования отношения к себе среди студентов-психологов при разноуровневой программе подготовки не показали значительной разницы в показателях по тому или иному фактору. Среди студентов обеих групп встречались индивиды, чьи результаты в значительной степени отличались от большинства, но таких людей были единицы, а в большинстве своем результаты диагностики каждого отдельного студента колебались в незначительных пределах как в сравнении с одной выборкой, так и со всем контингентом испытуемых.

По результатам проведенного исследования было установлено, что разноуровневость при подготовке студентов-психологов не оказывает значительного влияние на формирование такого личностного компонента профессиональной компетентности, как самооценка.

 

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980.Т.1.

  2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

  3. Кон  И.С. Категория "Я" в психологии // Психологический журнал. 1981.  № 3.  С. 38. 

  4. Кон  И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.

  5. Ковель М.И. Самооценка как основа саморегуляции и внутренней мотивации // Красноярск. 1997. №2.

  6. Чеснокова И.И. Особенности развития самооценки в онтогенезе // Принцип развития в психологии. М., 2008.

  7. Липкина А. И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., 2008. 

Разделы