Сведения об образовательной организации

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КУРСАНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КУРСАНТОВ

 

Вавилова Т.Е.

Воронежский институт МВД России

tatyanavavilov@yandex.ru

 

Одним из ведущих компонентов диверсификации образования становится ориентация на формирование познавательной активности обучаемых, способствующей интеллектуальному развитию человека. Для познавательной активности характерна не только потребность решать поставленные задачи, но и необходимость применять полученные знания на практике. Направить познавательную активность курсанта в полезное русло – постоянная и одновременно очень сложная задача обучения. Сложность заключается, прежде всего, в том, что потребности и мотивы деятельности очень переменчивы: на различных ступенях обучения виды и характер деятельности меняются. Однако при всех изменениях познавательная активность остается непременным условием развития интеллектуальных способностей обучаемого, достижения им успеха.

В современных условиях важны не только высокий уровень знаний и умений в профессиональной области, но также наличие определенных личностных качеств, способствующих развитию творческой личности обучаемых: познавательная целеустремленность, творческая активность, способность к импровизации, наблюдательность, интеллектуальная выносливость, т.е. все, что стимулирует повышение мотивации курсантов в процессе изучения иностранного языка, а также повышение уровня культурной осведомленности, способствующей продуктивной межкультурной коммуникации.

Достижение целей по формированию познавательной активности курсантов обеспечивается с помощью педагогических условий, направленных на эффективное формирование познавательной активности.

Не являясь сами по себе причиной событий, условия в то же время либо усиливают, либо ослабляют действие причины, т.е. условия можно определить как факторы, от которых зависит эффективность функционирования учебного процесса. Современная дидактика трактует условия как совокупность факторов, компонентов учебного процесса, обеспечивающих успешность обучения. Понятие «педагогические условия» определяется как совокупность объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающих успешность достижения поставленной цели [1].

Мы рассматриваем педагогические условия как совокупность объективных возможностей, связанных с организацией учебного процесса, содержанием и методами обучения, способствующими повышению эффективности формирования познавательной активности курсантов [2].

Исходя из данного определения для формирования познавательной активности курсантов в процессе их обучения иностранному языку необходимо создать следующие педагогические условия:

Во-первых, установка преподавателей и курсантов на формирование познавательной активности в сочетании с мотивацией постоянного повышения достигаемого курсантами уровня.

В основе данного условия лежит убеждение в том, что качество выполнения деятельности, ее результат зависят, в первую очередь, от побуждений и потребностей обучаемого, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, которая и определяет выбор средств и приемов для достижения целей. Поддерживает мотивацию реальный, этапный и конечный успех. Если нет успеха, то мотивация угасает и это отрицательно сказывается на выполнении познавательной деятельности, т.е. снижении познавательной активности.

Таким образом, при подготовке к занятию преподавателю необходимо продумывать не только объем информации, с которой он будет знакомить курсантов, но, главным образом, те методы и приемы, которые позволят обучаемым овладеть учебным материалом уже на самом занятии. При этом нужно иметь в виду, что информация и знания - это разные реальности. Учебная информация являет собой знаковую систему: это может быть учебный текст, звуки произносимых преподавателем слов, которые должен воспринять и усвоить курсант. Однако следует заметить, что информация не есть простое механическое сообщение незнакомых сведений, информация – это выражение оценки состояния явлений, процессов. Для превращения учебной информации в знание необходимо установление количественных и качественных связей с уже имеющимся запасом знаний. Информация превращается в знания только в том случае, если реализуются процессы восприятия, понимания, суждения, т.е. тогда, когда курсант сознательно «включается» в процесс обучения.

Любая информация имеет для человека личностный смысл только тогда, когда она не просто получена, а присвоена, т.е. пропущена через призму того, что может быть названо культурным контекстом, следовательно, понята и стала органичной частью его образа мира, достоянием его личной культуры [3].

Следовательно, предлагаемая информация должна быть занимательной, отличаться новизной, яркостью. Как правило, непроизвольное внимание вызывает любое лирическое отступление: сюжетный рассказ, исторический сюжет или характеристика, связанные с темой занятия, парадоксальность суждений и оценок, привлечение курсантов к обсуждению возникшей проблемы. Для организации дискуссии нужно, чтобы оценки были нарочито категоричными и даже вызывали неприятие у тех, кто с ними не согласен. Здесь немаловажную роль играет доверительный тон общения с аудиторией. Курсантам должно быть интересно не только получать новую, «готовую» информацию, им должен быть интересен сам процесс познания, самостоятельный поиск интересующей их информации, возможность применить полученные знания, т.е. все этапы познавательной деятельности.

Таким образом, действенное формирование познавательной активности курсантов осуществляется лишь тогда, когда создаются ситуации, где определенные способности подвергаются интенсивной тренировке. Иными словами, курсанты должны уметь работать с информацией, с текстом: выделять главную мысль, вести поиск информации в иноязычном тексте, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, уметь работать с разнообразным справочным материалом. Работая с текстом, курсанты учатся реферированию и аннотированию прочитанного с последующим обсуждением прочитанного.

Вторым педагогическим условием, необходимым для эффективного формирования познавательной активности, является направленность используемых преподавателями во время учебных занятий по иностранному языку методов и средств на формирование познавательной активности курсантов.

Учеными-дидактами предъявляются два обязательных требования к методам обучения: они должны не только способствовать активности обучаемых в учебном процессе, но также обеспечивать глубокое понимание изучаемого материала. Оба требования, на наш взгляд, взаимосвязаны: курсанты не могут быть активными на учебном занятии, если не понимают изучаемого материала, но, в то же время, они не смогут понять его и без активного включения в учебную деятельность.

Наибольшей эффективностью среди практических методов обучения отличаются упражнения. По сути своей упражнение – это планомерно организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. На наш взгляд, достоинство данного метода состоит в том, что он обеспечивает эффективное формирование практических умений и навыков обучаемых, способствует развитию культуры речи, логического мышления, познавательных возможностей курсантов.

Не менее эффективными в процессе развития познавательной активности являются познавательные игры, т. е. специально созданные моделирующие реальность ситуации. Главным назначением данного метода является стимулирование познавательного процесса. Предлагается, например, воспроизвести заседание парламента по обсуждению того или иного законодательного акта; мирового суда, участвуя в нем в качестве защитника, обвинителя или члена суда присяжных, сравнивая при этом свои действия с возможными действиями реальных лиц. Все это помогает курсантам обнаружить и понять мотивы принятия тех или иных решений.

Следующее педагогическое условие, способствующее формированию познавательной активности курсантов в процессе изучения иностранного языка, – творческое взаимодействие преподавателей и курсантов на всех этапах формирования познавательной активности.

В основе данного педагогического условия лежит определение структуры учебного занятия. Мы имеем в виду не внешнюю сторону дела - опрос, объяснение, закрепление изученного материала, контроль знаний, а его внутреннюю структуру, т.е. такую организацию системы элементов урока, которая бы способствовала эффективному взаимодействию преподавателя и курсанта. Это определяется, прежде всего, тем, на что ориентируется преподаватель при подготовке к занятию: на продумывание собственной деятельности или на организацию познавательной деятельности курсантов. Следовательно, образовательный процесс должен рассматриваться как межличностное, диалогическое взаимодействие в системах «преподаватель – курсант» и «курсант – курсанты», организуемое в направлении достижения объединяющей их цели: формирования познавательной активности, развития личности будущего профессионала.

Основной задачей любого преподавателя является наиболее полное усвоение знаний обучаемыми в процессе обучения, понимание ими общих закономерностей в сочетании с развитием личностных суждений. Поэтому к основным положениям данного педагогического условия мы относим постоянное стимулирование познавательной активности курсантов в процессе обучения, для чего рекомендуется предоставлять обучаемым известную автономию и самоуправление в учебном процессе.

Бесспорно, позитивным явлением можно назвать и внедрение новых информационных технологий в обучении иностранным языкам, поскольку оно отвечает новым требованиям, предъявляемым методикой современному преподавателю. Требования, прежде всего, заключаются в расширении возможностей и сферы общения курсанта и преподавателя. Одним из средств овладения иностранным языком является актуальное использование иностранного языка, что может осуществляться благодаря использованию ресурсов сети Интернет в учебных целях (дистанционное обучение, электронная почта, чат, телеконференции и т.д.), прослушиванию аудиозаписей, просмотру видеофильмов. Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость между изучением иностранного языка и использованием современных средств, которые дают возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более информативным, мотивирующим.

Без сомнения, продуманная организация учебного занятия повышает деловой настрой курсантов, их любознательность и внимание, содействуя переводу курсантов на более высокий уровень развития.

И последнее из рассматриваемых нами необходимых условий–наличие и использование средств эффективного контроля за результатами познавательной активности в процессе обучения иностранному языку.

Важным фактором результативности познавательной активности будет выступать, на наш взгляд, оценка и контроль результатов обучения, а также его коррекция. Даже при наличии оптимальных, с точки зрения решаемых педагогических задач, методов и организационных форм обучения, самых современных средств представления информации, невозможно сделать учебный процесс управляемым и целенаправленным, если не налажена система контроля за его ходом, своевременная проверка и оценка знаний, навыков и умений курсантов, отсутствует обратная связь.

Основной обучающей функцией проверки является обеспечение обратной связи между преподавателем и курсантом, получение преподавателем объективной информации о степени усвоения учебного материала, а также своевременное выявление недостатков и пробелов, требующих корректировки.

Основой для оценивания успеваемости курсантов являются результаты контроля. При этом учитываются как качественные, так и количественные показатели их учебной деятельности. Количественные показатели, как правило, фиксируются в баллах и процентах, качественные – в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и т.п. С позиций управления познавательной активностью курсантов контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль преподавателя) и внутреннюю (самоконтроль курсанта).

В ряду дидактических требований к системе контроля следует выделить: индивидуальный характер, требующий осуществления контроля за учебной деятельностью каждого курсанта; систематичность и регулярность проведения контроля; разнообразие форм проведения контроля (устный контроль, осуществляемый путем индивидуального и фронтального опроса; письменный контроль, проводимый в форме контрольных работ, словарных диктантов, переводов специальных текстов; тестовый контроль); объективность, исключающую субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы преподавателя; дифференцированный подход, учитывающий особенности  учебного предмета, а также индивидуальные характеристики курсантов.

Формирование познавательной активности курсанта с учетом особенностей обучения иностранному языку – сложный непрерывный процесс, представленный совокупностью приемов и способов педагогического воздействия на индивида в созданных условиях обучения иностранному языку и нацеленный на становление у обучаемого системы определенных отношений, ценностных ориентаций, убеждений в необходимости достижения определенного уровня знаний и готовности к постоянному его повышению, воспитание профессионально значимых качеств офицера полиции.

В этом смысле целью образования должен стать поиск новых форм образовательного процесса, что положительно скажется на формировании познавательной активности курсантов, усилении мотивации обучения, на приобщении к духовному богатству национальной и мировой культуры.

 

Литература

1. Подласый И.П. Педагогика. М., 2006.

2. Вавилова Т.Е. Формирование культуры познавательной деятельности курсантов в процессе обучения иностранному языку (на примере подготовки юристов в вузах МВД России): автореф. дис. … канд. пед. наук. Елец, 2008.

3. Вербицкий А.А. Кросс-культурные контексты в контекстном обучении // Высшее образование в России. 2007. № 4. С.16-20.

Разделы