Сведения об образовательной организации

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Болдырихина В.Н.

Социально-педагогический институт Мичуринского государственного аграрного университета

valenbol@mail.ru

 

Современное состояние подготовки квалифицированных кадров в системе высшего профессионального образования в соответствии с усложнением целей, средств и структуры учебно-познавательной деятельности предполагает совершенствование учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего расширение объема и повышения прочности знаний, умений и навыков студентов, развитие их творческих способностей, необходимых для повышения профессиональной компетентности, одним из составляющих которой является овладение навыками исследовательской деятельности.

Конечно, есть особенность в подходах и методах проведения исследования специалистом, который разрабатывает научную теорию, и студентом, анализирующим процесс и результаты собственной деятельности в условиях опытно-экспериментальной работы или опыт работы других исследователей. Но анализ и обоснование значимости достигнутых результатов осуществляется по общим критериям, которые в равной степени важны для объективной оценки результатов, как опытному учёному, так и выпускнику университета.

Для организации проектной и исследовательской деятельности с детьми, студенту необходимо приобрести в университете компетенцию по готовности руководить проектно-исследовательской деятельностью детей. Для этого у него должно быть не только знание основ организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, но и умение её организовать, полученное в ходе первичного опыта при ведении образовательной деятельности. Причём решению этой проблемы огромное значение придается в ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Мы попросили студентов 1, 2, 3, и 5 курсов (100 человек) будущих педагогов начального и дошкольного образования ответить на вопрос «Какими знаниями, умениями, навыками и личностными качествами, на Ваш взгляд, должен обладать педагог, ведущий исследовательскую работу с детьми?». В анкету можно было вписывать несколько качеств одновременно.

Обобщённые данные были следующими:

  • Доброжелательность – 46%

  • Владение логикой исследования – 42%

  • Знание материала темы исследования – 34%

  • Грамотная речь – 30%

  • Умение определять нагрузку в соответствии с возрастом детей – 12%

  • Умение ставить задачи и определять доступные детям пути их решения – 10%

  • Наблюдательность – 8%

  • Заинтересованность темой исследования – 5%

  • Терпение – 5%

  • Внимательность – 3%

Таким образом, основой для организации проектной и исследовательской деятельности с детьми, по мнению будущих педагогов, должны служить не только владение логикой исследования и знание материала исследования, но и доброжелательный подход в процессе взаимодействия с обучающимися.

Известно, что овладение основными исследовательскими компетенциями приводит к наличию у педагога исследовательской компетентности в целом. Исследовательская компетентность формируется у студента – будущего педагога на аудиторных и внеаудиторных занятиях и в различных видах деятельности.  Основные пути, методы и технологии формирования данной компетентности у студентов вуза при освоении ООП ВПО – это

  • лекции, семинарские и практические занятия;

  • дискуссии, деловые игры, беседы, тренинги;

  • выполнение письменных работ (рефераты, доклады и сообщения, аналитические и рефлексивные эссе);

  • решение профессиональных задач;

  • работа над различными видами проектов на аудиторных занятиях, представление результатов;

  • учебно-исследовательские и научно-исследовательские задания;

  • система заданий, выполняемых на педагогических практиках;

  • участие в реализации различных проектов во внеаудиторной деятельности;

  • выполнение курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ.

Для выяснения готовности студентов вести научную работу мы провели анкетирование среди студентов 1, 2, 3 и 5 курсов (100 человек), где были следующие вопросы:

1.         Занимались ли вы в школе исследовательской работой? Были ли результаты? Какие?

2.         Хотели бы вы заниматься (или уже занимаетесь) в университете научно-исследовательской работой в научных кружках?

3.         Дайте определение понятию «исследовательская деятельность».

4.         Дайте определение понятию «проектная деятельность».

5.         В чём главное отличие исследовательской и проектной деятельности?

6.         Как Вы считаете, какая тематика исследовательских и проектных работ сейчас наиболее актуальна и интересна?

7.         Закончите, пожалуйста, фразу: «Исследовательская и проектная работа со студентами будет успешной, если………….»

8.         Хотелось бы Вам вести проектную и исследовательскую работу после окончания института (или поступить в аспирантуру)?

9.         На сколько баллов от 1 до 5 вы оценили бы свою готовность к ведению личной исследовательской работы?

10.       На сколько баллов от 1 до 5 вы оценили бы свою готовность к ведению исследовательской работы с детьми?

На первый вопрос анкеты утвердительно ответили только 14% опрошенных студентов, причём публикации до поступления в университет были только у 7%.

Наукой хотели бы заниматься (или уже ведут исследовательскую деятельность в научных кружках) только 30% студентов, «нет» ответило – 20%, а  50% - затруднились с ответом.

Допустимое определение понятиям исследовательская и проектная деятельность смогли дать только 30% опрошенных (точное не дал никто), причём, менее точные определения касались проектной деятельности, а главное отличие этих деятельностей указало только 2%.

Актуальными направлениями тем исследования в настоящее время студенты считают: экологическое, духовно-нравственное, проблемы досуга, социализации и всестороннего развития личности и др. Примерно 2% ответили «не знаю».

Практически все студенты считают, что исследовательская и проектная работа со студентами будет успешной, если студенты будут заинтересованы работой (98%). Однако примерно 2% студентов считают, что исследования должны быть более простыми.

Вести проектную и исследовательскую работу после окончания института (или поступить в аспирантуру) планируют примерно 50% студентов, 40% дали отрицательный ответ, а 10% ответили «не знаю».

Готовность вести личную исследовательскую работу студенты оценили примерно в 3 балла.  Готовность вести исследовательскую работу с детьми студенты также оценили также примерно в 3 балла.

Таким образом, следует отметить, что:

  • очень мало студентов вели исследовательскую работу в школе, и только примерно третья часть занимается ею в вузе на базе научных кружков;
  • студенты не достаточно умеют определять исследовательские понятия;
  • большинство студентов видят насущные проблемы современности;
  • большинство из них считают основой в исследовательской работе заинтересованность ею;
  • примерно половина студентов хотели бы в дальнейшем вести исследовательскую работу.

Данные опроса показывают необходимость формирования не просто отдельных исследовательских умений студента, а его исследовательской компетентности как целостной системы, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных знаний с инновационным мышлением и практико-ориентированным научным подходом к решению конкретных образовательных проблем.

Выполнение выпускной квалификационной работы (ВКР) в педагогических учебных заведениях направлено на совершенствование профессиональной подготовки студентов и связано с углубленным изучением теории, приведением в систему и пополнением ранее приобретенных знаний, повышением эрудиции, формированием и развитием навыков самостоятельной деятельности. Способность к самостоятельному познанию развивается в исследовательской познавательной деятельности. Занятие научной работой вырабатывает у студентов системное мышление, умение анализировать педагогические и социальные явления современной системы образования, глубоко изучать историю педагогических идей, иметь самостоятельное суждение о каждой из них. При этом студент овладевает технологией проведения экспериментальной работы: умением работать с первоисточниками, навыками диагностики и обработки полученного практического материала, корректного использования данных. Наличие исследовательских знаний и умений является одной из ярких характеристик уровня профессиональной культуры студента, которая в свою очередь является главным системообразующим фактором педагога.

Исследовательская деятельность студентов позволяет реализовывать не только познавательные и творческие задачи, но и дает возможность личностного развития студентов, их самореализации, развивает коммуникативную культуру, что является инструментальным компонентом педагогической деятельности. Особенность профессиональной культуры педагога – сочетание компетентности и профессионализма в области педагогики с собственной личностной культурой, что даёт готовность не только к передаче знаний, но и к созданию гуманной развивающей среды в образовательном процессе.

Выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований. Приобретение навыков познавательно-исследовательской деятельности осуществляется при изучении различных учебных предметов, в частности на таких, как «Педагогика», «Психология», «Теория и технология экологического образования детей», «Методическая работа в ДОУ» «Моделирование образовательных программ» и др. Это и написание первых докладов, рефератов: подготовка публичных выступлений на студенческой научно-практической конференции, проведения мини-исследований, например, на такие темы, как «Решения вопросов самовоспитания и саморазвития»; «Исследование проблемы коллективного и индивидуального в истории педагогической науки»; «Педагогические условия формирования толерантности у детей дошкольного возраста»; «Формирование творческой предметной среды в ДОУ» и т.д.

Причём работать со студентом нужно как с младшим коллегой. Тогда студент из сосуда, который следует наполнить информацией, превращается в источник последней. Он следит за новинками литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке, а главное – процесс осмысления науки не прекращается, и при подготовке к практическим занятиям и экзаменам, и за пределами университета. Даже во время отдыха в глубине сознания не прекращается процесс самосовершенствования.

Вместе с тем, анализ практики формирования исследовательских умений студентов педагогического высшего учебного заведения свидетельствует о значительных трудностях, с которыми они сталкиваются в процессе исследовательской деятельности. Недостаточный уровень научно-теоретических знаний, методологической и методической подготовки значительно затрудняет работу студента над исследовательскими задачами уже на стадии их постановки. Эта же проблема наблюдается и при разработке гипотезы исследования, подготовке инструментария для сбора информации. Особую трудность вызывает планирование и проведение экспериментальной работы, обработка полученных данных.

При выполнении выпускных квалификационных работ, для получения наилучшего результата исследований студенты нуждаются в устных консультациях руководителей, методических рекомендациях, которые содержат конкретные разработки (планы-содержания, списки литературы, методики обследования детей и т.д.).

Важным в условиях гуманизации становится коммуникативный аспект личностной культуры педагога, который проявляется в реальном педагогическом общении. При взаимодействии руководителя ВКР и студента формируется коммуникативная культура выпускника, повышается его профессиональная компетентность.

Таким образом, одним их главных условий формирования исследовательской компетентности, являющейся частью профессиональной компетентности у студентов – будущих педагогов дошкольного и начального образования, служит создание единства теоретической и практической готовности студентов к организации исследовательской работы с детьми, которое реализуется во время аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов с использованием инновационных методов, и предполагает не только владение логикой исследования и знание материала исследования, но и   доброжелательный подход в процессе взаимодействия с обучающимися.

Разделы