valenbol@mail.ru
Современное состояние подготовки квалифицированных кадров в системе высшего профессионального образования в соответствии с усложнением целей, средств и структуры учебно-познавательной деятельности предполагает совершенствование учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего расширение объема и повышения прочности знаний, умений и навыков студентов, развитие их творческих способностей, необходимых для повышения профессиональной компетентности, одним из составляющих которой является овладение навыками исследовательской деятельности.
Конечно, есть особенность в подходах и методах проведения исследования специалистом, который разрабатывает научную теорию, и студентом, анализирующим процесс и результаты собственной деятельности в условиях опытно-экспериментальной работы или опыт работы других исследователей. Но анализ и обоснование значимости достигнутых результатов осуществляется по общим критериям, которые в равной степени важны для объективной оценки результатов, как опытному учёному, так и выпускнику университета.
Для организации проектной и исследовательской деятельности с детьми, студенту необходимо приобрести в университете компетенцию по готовности руководить проектно-исследовательской деятельностью детей. Для этого у него должно быть не только знание основ организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, но и умение её организовать, полученное в ходе первичного опыта при ведении образовательной деятельности. Причём решению этой проблемы огромное значение придается в ФГОС ДО и ФГОС НОО.
Мы попросили студентов 1, 2, 3, и 5 курсов (100 человек) будущих педагогов начального и дошкольного образования ответить на вопрос «Какими знаниями, умениями, навыками и личностными качествами, на Ваш взгляд, должен обладать педагог, ведущий исследовательскую работу с детьми?». В анкету можно было вписывать несколько качеств одновременно.
Обобщённые данные были следующими:
Доброжелательность – 46%
Владение логикой исследования – 42%
Знание материала темы исследования – 34%
Грамотная речь – 30%
Умение определять нагрузку в соответствии с возрастом детей – 12%
Умение ставить задачи и определять доступные детям пути их решения – 10%
Наблюдательность – 8%
Заинтересованность темой исследования – 5%
Терпение – 5%
Внимательность – 3%
Таким образом, основой для организации проектной и исследовательской деятельности с детьми, по мнению будущих педагогов, должны служить не только владение логикой исследования и знание материала исследования, но и доброжелательный подход в процессе взаимодействия с обучающимися.
Известно, что овладение основными исследовательскими компетенциями приводит к наличию у педагога исследовательской компетентности в целом. Исследовательская компетентность формируется у студента – будущего педагога на аудиторных и внеаудиторных занятиях и в различных видах деятельности. Основные пути, методы и технологии формирования данной компетентности у студентов вуза при освоении ООП ВПО – это
лекции, семинарские и практические занятия;
дискуссии, деловые игры, беседы, тренинги;
выполнение письменных работ (рефераты, доклады и сообщения, аналитические и рефлексивные эссе);
решение профессиональных задач;
работа над различными видами проектов на аудиторных занятиях, представление результатов;
учебно-исследовательские и научно-исследовательские задания;
система заданий, выполняемых на педагогических практиках;
участие в реализации различных проектов во внеаудиторной деятельности;
выполнение курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ.
Для выяснения готовности студентов вести научную работу мы провели анкетирование среди студентов 1, 2, 3 и 5 курсов (100 человек), где были следующие вопросы:
1. Занимались ли вы в школе исследовательской работой? Были ли результаты? Какие?
2. Хотели бы вы заниматься (или уже занимаетесь) в университете научно-исследовательской работой в научных кружках?
3. Дайте определение понятию «исследовательская деятельность».
4. Дайте определение понятию «проектная деятельность».
5. В чём главное отличие исследовательской и проектной деятельности?
6. Как Вы считаете, какая тематика исследовательских и проектных работ сейчас наиболее актуальна и интересна?
7. Закончите, пожалуйста, фразу: «Исследовательская и проектная работа со студентами будет успешной, если………….»
8. Хотелось бы Вам вести проектную и исследовательскую работу после окончания института (или поступить в аспирантуру)?
9. На сколько баллов от 1 до 5 вы оценили бы свою готовность к ведению личной исследовательской работы?
10. На сколько баллов от 1 до 5 вы оценили бы свою готовность к ведению исследовательской работы с детьми?
На первый вопрос анкеты утвердительно ответили только 14% опрошенных студентов, причём публикации до поступления в университет были только у 7%.
Наукой хотели бы заниматься (или уже ведут исследовательскую деятельность в научных кружках) только 30% студентов, «нет» ответило – 20%, а 50% - затруднились с ответом.
Допустимое определение понятиям исследовательская и проектная деятельность смогли дать только 30% опрошенных (точное не дал никто), причём, менее точные определения касались проектной деятельности, а главное отличие этих деятельностей указало только 2%.
Актуальными направлениями тем исследования в настоящее время студенты считают: экологическое, духовно-нравственное, проблемы досуга, социализации и всестороннего развития личности и др. Примерно 2% ответили «не знаю».
Практически все студенты считают, что исследовательская и проектная работа со студентами будет успешной, если студенты будут заинтересованы работой (98%). Однако примерно 2% студентов считают, что исследования должны быть более простыми.
Вести проектную и исследовательскую работу после окончания института (или поступить в аспирантуру) планируют примерно 50% студентов, 40% дали отрицательный ответ, а 10% ответили «не знаю».
Готовность вести личную исследовательскую работу студенты оценили примерно в 3 балла. Готовность вести исследовательскую работу с детьми студенты также оценили также примерно в 3 балла.
Таким образом, следует отметить, что:
Данные опроса показывают необходимость формирования не просто отдельных исследовательских умений студента, а его исследовательской компетентности как целостной системы, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных знаний с инновационным мышлением и практико-ориентированным научным подходом к решению конкретных образовательных проблем.
Выполнение выпускной квалификационной работы (ВКР) в педагогических учебных заведениях направлено на совершенствование профессиональной подготовки студентов и связано с углубленным изучением теории, приведением в систему и пополнением ранее приобретенных знаний, повышением эрудиции, формированием и развитием навыков самостоятельной деятельности. Способность к самостоятельному познанию развивается в исследовательской познавательной деятельности. Занятие научной работой вырабатывает у студентов системное мышление, умение анализировать педагогические и социальные явления современной системы образования, глубоко изучать историю педагогических идей, иметь самостоятельное суждение о каждой из них. При этом студент овладевает технологией проведения экспериментальной работы: умением работать с первоисточниками, навыками диагностики и обработки полученного практического материала, корректного использования данных. Наличие исследовательских знаний и умений является одной из ярких характеристик уровня профессиональной культуры студента, которая в свою очередь является главным системообразующим фактором педагога.
Исследовательская деятельность студентов позволяет реализовывать не только познавательные и творческие задачи, но и дает возможность личностного развития студентов, их самореализации, развивает коммуникативную культуру, что является инструментальным компонентом педагогической деятельности. Особенность профессиональной культуры педагога – сочетание компетентности и профессионализма в области педагогики с собственной личностной культурой, что даёт готовность не только к передаче знаний, но и к созданию гуманной развивающей среды в образовательном процессе.
Выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований. Приобретение навыков познавательно-исследовательской деятельности осуществляется при изучении различных учебных предметов, в частности на таких, как «Педагогика», «Психология», «Теория и технология экологического образования детей», «Методическая работа в ДОУ» «Моделирование образовательных программ» и др. Это и написание первых докладов, рефератов: подготовка публичных выступлений на студенческой научно-практической конференции, проведения мини-исследований, например, на такие темы, как «Решения вопросов самовоспитания и саморазвития»; «Исследование проблемы коллективного и индивидуального в истории педагогической науки»; «Педагогические условия формирования толерантности у детей дошкольного возраста»; «Формирование творческой предметной среды в ДОУ» и т.д.
Причём работать со студентом нужно как с младшим коллегой. Тогда студент из сосуда, который следует наполнить информацией, превращается в источник последней. Он следит за новинками литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке, а главное – процесс осмысления науки не прекращается, и при подготовке к практическим занятиям и экзаменам, и за пределами университета. Даже во время отдыха в глубине сознания не прекращается процесс самосовершенствования.
Вместе с тем, анализ практики формирования исследовательских умений студентов педагогического высшего учебного заведения свидетельствует о значительных трудностях, с которыми они сталкиваются в процессе исследовательской деятельности. Недостаточный уровень научно-теоретических знаний, методологической и методической подготовки значительно затрудняет работу студента над исследовательскими задачами уже на стадии их постановки. Эта же проблема наблюдается и при разработке гипотезы исследования, подготовке инструментария для сбора информации. Особую трудность вызывает планирование и проведение экспериментальной работы, обработка полученных данных.
При выполнении выпускных квалификационных работ, для получения наилучшего результата исследований студенты нуждаются в устных консультациях руководителей, методических рекомендациях, которые содержат конкретные разработки (планы-содержания, списки литературы, методики обследования детей и т.д.).
Важным в условиях гуманизации становится коммуникативный аспект личностной культуры педагога, который проявляется в реальном педагогическом общении. При взаимодействии руководителя ВКР и студента формируется коммуникативная культура выпускника, повышается его профессиональная компетентность.
Таким образом, одним их главных условий формирования исследовательской компетентности, являющейся частью профессиональной компетентности у студентов – будущих педагогов дошкольного и начального образования, служит создание единства теоретической и практической готовности студентов к организации исследовательской работы с детьми, которое реализуется во время аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов с использованием инновационных методов, и предполагает не только владение логикой исследования и знание материала исследования, но и доброжелательный подход в процессе взаимодействия с обучающимися.