Сведения об образовательной организации

ИДЕИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

ИДЕИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

 

Пятаков А.В., Лебедева Е.В.

Орловский государственный университет

Gasmator2010@mail.ru

 

При подготовке будущих экономистов особую «роль играет овладение ими вероятностно-статистическими методами, поскольку любая предпринимательская деятельность связана с неопределенностью достижения конечного результата из-за влияния большого числа случайных и неконтролируемых факторов»[1, c.4].

Высшими образовательными учреждениями накоплен большой опыт в обучении теории вероятностей студентов-экономистов. Однако проблема прикладного характера этого раздела вузовской математики остается не решенной. Обычно обучение математике ведется в отрыве от потребностей экономической подготовки и очень формально. Выход из сложившейся ситуации возможен, за счёт многоуровневой системы образования.

Многоуровневая система даёт возможность быстро реагировать на социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе. Отсутствие жестко регламентированного учебного процесса позволяет обучение будущих экономистов теории вероятностей соединить с деятельностью направленной на экономическое прогнозирование. Кроме того, обучение будущего экономиста математике с учетом предстоящей ему деятельности будет вызывать заинтересованность в математической подготовке и, тем самым, будет более эффективным.

«Использование примеров практического содержания будет создавать предпосылки не только для формирования у студентов первичных статистических представлений с целью осознания студентами вероятностного характера экономических явлений и основных отличий статистических подходов исследования от детерминированных, но в дальнейшем и для перехода к некоторым вероятностным понятиям непосредственно от своих статистических предшественников»[1, c.65].

Обучение студентов-экономистов основам первичной обработки результатов исследований, осуществляемое с привлечением результатов статистического наблюдения реальных экономических показателей, создает условия для реализации идеи прогнозирования как способа осуществления прикладной направленности при обучении их теории вероятностей.

«Так как в самой математике нет статистической информации, то студенты могут получать статистические данные как в ходе непосредственного наблюдения за экономическим процессом, так и из официальных источников экономико-статистической информации (газет, журналов, сборников экономических показателей). При этом они видят реальность используемых в задачах числовых значений экономических показателей» [2, c.81-82].

Собранная экономико-статистическая информация представляет собой статистическую совокупность и нуждается в удобном представлении, поэтому ее необходимо наглядно представить, например, с помощью таблицы. Умение строить и заполнять таблицы выступает элементом экономической грамотности будущего экономиста и может быть оценено как составляющая исследовательской деятельности студента, связанная с прогнозированием.

Студенты, прежде должны хорошо осознать, что таблицы исходных данных играют важную роль. Одни из них могут быть использованы при построении линейных графиков, например, графическое представление сведений о выпуске продукции двумя заводами за некоторый период времени позволяет студентам судить об изменениях, которые ожидаются в будущем в работе этих заводов. Другие, например, число отраслей промышленности по темпам роста цен на изготовляемую продукцию за некоторый период, могут быть использованы при построении диаграмм. Студенты убеждаются, что графическое изображение более ярко показывает имеющиеся неточности, связанные либо с наличием ошибок наблюдения, либо с сущностью наблюдаемого явления.  С помощью графического изображения можно изучать закономерности развития экономического явления и его прогнозирование, устанавливать существующие взаимосвязи.

«Будущих экономистов следует познакомить с понятиями, относящимися к статистической зависимости, для этого с ними необходимо провести исследования относительно не одного, а двух взаимосвязанных между собой показателей»[1, c.70]. Это могут быть, например, производительность труда на предприятии и уровень механизации работ, урожайность и количество внесенных удобрений, капиталовложение и выпуск продукции и т. д. Студенты должны убедиться, что корреляционные таблицы следует использовать для количественной оценки корреляционной связиэкономических признаков, а не только для представления статистической информации. Они осознают, что такого рода таблицы могут быть использованы при систематизации результатов наблюдений и прогнозировании взаимосвязей между различными экономическими признаками.

Для выявления тенденций развития и взаимосвязи, присущих изучаемому объекту, в процессе прогнозирования, лучшего осмысления результатов статистического наблюдения экономического явления, необходимо использовать такие виды графиков, как столбчатая диаграмма, линии накопленных частот, гистограмма, корреляционное поле, линия средних, теоретическая линия средних.

Средние характеристики располагают большими возможностями для решения вопросов, связанных с проблемой прогнозирования. Для того, чтобы обучающиеся хорошо осознали необходимость рассмотрения средних характеристик и их роль в решении проблем, связанных с выбором наилучшего из предложенных вариантов, прогнозировании возможных последствий того или иного решения, следует обратить их внимание на то, что сплошное обследование всех объектов, охватываемых изучаемым экономическим явлением, не всегда целесообразно. Например, при составлении прогноза относительно продолжительности рабочего дня необязательно участие всех работников. Во многих же случаях обследование абсолютно всех объектов бывает невозможно. К примеру, уровень жизни включает большое число единиц, поэтому сравнение индивидуальных доходов каждой семьи рабочего, служащего, студента, банкира и т.д. является абсолютно невозможным.  В этом случае мы отмечаем, что из всей совокупности объектов принято случайно отбирать ограниченное количество объектов и подвергать их исследованию.

Таким образом, изучение статистических основ теории вероятностей рекомендуется проводить, используя данные, полученные из официальных источников экономико-статистической информации. При этом у будущих экономистов будут формироваться такие статистические аспекты как наблюдение, построение модели в условиях неоднозначности, анализ ситуаций, выявление тенденций, принятие решений, необходимые для прогнозирования экономических процессов.

В тоже время прогнозирование может выступать как способ введения основных базовых вероятностных понятий, что позволит совершенствовать содержание теоретического материала теории вероятностей. Поскольку прогностическая сущность многих базовых вероятностных понятий, в силу закона больших чисел, определяет внутренние потребности самой теории вероятностей в привлечении идей прогнозирования к процессу обучения в системе многоуровневого образования.

 

Литература

1. Лебедева Е.В. Селютин В.Д. Обучение студентов экономического профиля теории вероятностей на основе прогнозирования. Орел, 2011.

2. Лебедева Е.В. Методика обучения студентов экономического профиля теории вероятностей на основе прогнозирования: дис. … кан. пед. наук. Орел, 2009.

Разделы