Сведения об образовательной организации

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

 

Шишкина Л.Ю.

Социально-педагогический институт Мичуринского государственного аграрного университета

larisashishkina61@gmail.com

 

Известно, что педагогическая практика является одним из важнейших этапов профессиональной подготовки студентов. Цель проведения педагогической практики у бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование») – обеспечение связи между научно-теоретической и практической подготовкой студентов; приобретение первоначального опыта профессиональной педагогической деятельности. Во время педагогической практики, как и в ходе всего учебного процесса, велика роль самостоятельной работы. «Именно в процессе коллективной или индивидуальной самостоятельной деятельности воспитываются важнейшие качества личности, развиваются знания, умения, навыки, способности к творческому изучению вопросов науки, умение ориентироваться в потоке научной информации» [1, с. 217].

В ходе итоговой конференции по результатам педагогической практики всегда встает вопрос, что же главное для практиканта: урок или воспитательная работа, подготовка к уроку (подбор материала, написание конспекта) или непосредственное его проведение, итоговая оценка или общее впечатление? Каково мнение студентов о школе, о классе, об отношениях между учениками и практикантом, практикантом и учителем-наставником, между администрацией школы и практикантами. Хочется выяснить, что для практиканта составляет самую большую трудность, что является самым интересным, ярким, что запоминается более всего.

Практиканты, следуя наставлениям преподавателей педагогики, проводят уроки разные по типу, структуре и содержанию, применяют при этом различные формы работы: фронтальную, групповую, индивидуальную, коллективную, самостоятельную, работу по вариантам и в парах. Нетрудно посчитать, что за годы обучения в школе дети должны посетить более десяти тысяч уроков. А если еще учесть, что почти все уроки примерно одинаковы по структуре (проверка домашнего задания, объяснение нового материала, его закрепление, повторение ранее изученного), то становится понятной причина утомляемости и усталости детей и нежелание посещать школу. Очевиден и другой факт – на уроках химии, физики, алгебры в выпускных классах учителю не до занимательных моментов! Следовательно, в ходе учебного процесса в начальной школе необходимо постараться подготовить и провести уроки так, чтобы заинтересовать, увлечь учащихся. Именно увлечь, а не отвлечь! Как этого добиться? Конечно же, с помощью дополнительного материала в виде наглядности и игр. Однако практика доказывает, что во всем необходимо чувство меры. Вот что по этому поводу читаем в творческом отчете Валентины К.: «Мне очень хотелось, чтобы мои уроки запомнились детям. Для этого я использовала наглядный материал, различные дидактические пособия, игры, сказочные ситуации. Дети замечательно реагировали на красочные пособия. Но порой я замечала, что за яркостью плакатов, демонстрационных таблиц ребята не видели главного. После этого я уже старалась, чтобы пособия не скрывали сути темы».

Примечательно, что многие студенты для зачетного урока выбирают не стандартную, не традиционную форму, а уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-игры, уроки-экскурсии.

Студент, ответственный и творческий, задается вопросом, как лучше и эффективнее организовать работу. Студентка Ирина Т. пишет: «Меня очень беспокоила мысль – усвоят ли дети объясняемый мною материал. На мне лежала огромная ответственность за успеваемость детей во время практики. Студенты – это народ приходящий и уходящий, а учебный процесс – вещь непрерывная. Очень сложно будет педагогу переучить детей после допущенных студентом ошибок и погрешностей». Согласимся, причина опасения довольно серьезная.

Групповые руководители и методисты нацеливают практикантов на взаимные посещения друг другом уроков и мероприятий. Отрадно, что студенты сами убеждаются в очевидной пользе этого: «Взаимопосещения помогли избежать ошибок при проведении аналогичных уроков, позволили лучше увидеть себя и товарища именно в роли учителя, а не только в роли сокурсника: одни из нас за учительским столом энергичны, другие медлительны, одни эмоциональны и артистичны, другие – «суховаты» и сдержанны».

Уроки в ходе первой педагогической практики, безусловно, приносят студентам много волнений. Иногда очень непросто наладить дисциплину, установить порядок. Но чаще всего дети и их поведение – то есть то, что вначале считалось причиной тревоги и беспокойства практикантов, становится, наоборот, поддержкой и опорой. Строки из отчета Людмилы К.: «Я очень боялась первого зачетного урока, даже не хотела, чтобы этот день наступил. Но время не остановить. И вот я уже иду на свой первый урок с готовым конспектом. Руки трясутся, ноги подкашиваются. Было не трудно, но очень волнительно. Я с собой справилась, а помог мне в этом мой 3-в класс. Дети были очень активны, и я им за это благодарна. Дальше было, конечно, не легче, но волнение мое куда-то улетучивалось с каждым уроком».

С какими трудностями приходится сталкиваться на практике? Во-первых, грамотно составить конспект. Критерии правильно составленной методической разработки:

  • использование компетентностного подхода в обучении;

  • соответствие требованиям ФГОС начального общего образования;

  • учет возрастных особенностей обучающихся;

  • умение логично выстроить этапы урока для достижения поставленных целей;

  • подбор материала для различных видов деятельности учащихся и необходимой наглядности и т.д.

  • умение моделировать различные формы учебного взаимодействия, адекватные задачам обучения;

  • использование современных средств обучения;

Вторая трудность студента-практиканта – неумение распределить время. Хорошо об этом сказала Наталья К.: «Дети – не роботы, да и мы, составляя конспект, не можем точно распределить работу на уроке, т.к. не знаешь, чего можно ожидать от детей, как они будут отвечать, как будут вести себя». Бесспорно, умение владеть временем урока придет с опытом.

Одной из особенностей современной школы стало немалое количество многонациональных классов: соседствуют за партой русские и белорусы, киргизы и узбеки, чеченцы и цыгане. При всех трудностях, с которыми приходится сталкиваться студентам в ходе работы с такими классами, никто не отзывается о детях нелестно: «…работать трудно, но очень интересно!» или «они такие разные, но такие замечательные!». А классы коррекции?.. И опять же ни одного упрека в сторону детей, а лишь выражение любви и радости от общения с ними. Третьекурсник Руслан Г. пишет: «Проблем с детьми у меня не было. Мы нашли общий язык почти с первого дня практики. Ребята меня полюбили, и любовь эта была взаимной. Мы так подружились, что жаль было расставаться».

Впечатления от педагогической практики разные, но чаще всего радостные и восторженные. Например, Юлия К.: «Испытав себя в роли учителя, я поняла, какой это ответственный и нелегкий труд. И все же, как прекрасно дарить детям знания, наблюдать за ними, и при этом открывать что-то новое для себя». Иногда воспоминания о практике сдержанные и немного грустные. Например, Оксана Г.: «Дети недисциплинированны: не знают, что нужно поднимать руку при ответе, что разговаривать надо вежливо, а не кричать друг на друга. Мне было очень трудно – и новую тему урока надо объяснить, и за дисциплиной постоянно следить. Эта практика мне показалась вечностью». Встречаются студенты, формулирующие необоснованно смелые (даже самоуверенные!) выводы - Елена Б. считает так: «Свою готовность к преподаванию учебных предметов оцениваю как довольно высокую. Достаточно полно владею необходимыми знаниями по профильным предметам, обладаю необходимыми умениями по использованию методик, средств и отдельных приемов обучения. За время прохождения педагогической практики было налажено хорошее взаимодействие с учителем. Я считаю, что зачетные уроки были даны мною хорошо».

Студентам удается прочувствовать и понять, что это за профессия «УЧИТЕЛЬ». Елена П. пишет: «В этот период мне пришлось много трудиться. Правду говорят, что труд учителя не легок. Многие считают, что быть учителем просто, что совсем не трудно научить читать, писать, объяснить действия сложения и вычитания. Будто бы это по силам любому! Но как сложно это сделать! Нужно очень много знать и очень много уметь!». Алена Х. так рассуждает о работе учителя: «Это очень ответственная профессия! В общении с детьми необходимо учитывать все: и черты их характера, и особенности темперамента. Нужно уметь чувствовать, когда можно спросить, а когда этого делать не следует. Необходимо видеть и слышать каждого, а это порой очень сложно. А еще нужно уметь благодарить. Ведь как приятно ребенку услышать свое имя и заслуженную похвалу! Педагогическая практика помогла мне понять, что многому еще предстоит учиться. И самое главное ? набираться опыта! Никогда не следует бояться ошибок. Надо исправлять их и учиться дальше. Я не знаю, придется ли мне работать в школе. Но я точно усвоила: профессия учителя – одна из самых сложных, но в то же время и самых благородных!». А вот мнение Наташи Х.: «Чтобы провести урок и сообщить ученикам даже самое малое и простое, учитель должен многое знать, всю жизнь учиться, искать новое. Одним словом, постоянно работать над собой! Для школьников, особенно начальных классов, учитель – это человек, который знает все или почти все на свете. И задача студента как будущего учителя – не разрушить это представление. Поэтому при подготовке к урокам необходимо было прогнозировать возможные вопросы и ответы детей. А сделать это было так сложно. Педагогическая практика помогла мне понять, что профессия учителя требует подвижнического труда – труда кропотливого, длящегося годы и годы, быть может, целую жизнь. И мне очень больно осознавать, что эта профессия сегодня не очень высоко ценится».

Итак, выступления студентов при подведении итогов педпрактики, а также анализ их творческих отчетов позволяют еще раз подтвердить, что педагогическая практика играет важную роль в профессиональном становлении студентов – будущих педагогов. В процессе практики расширяются и укрепляются теоретические знания студентов, формируются их педагогические умения и навыки и профессионально-личностные качества, реализуются необходимые компетенции, развиваются педагогическое мышление, творческая активность и самостоятельность.

 

Литература

Шишкина Л.Ю. Методические подходы к организации самостоятельной работы студентов // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы. Тамбов, 2013. С. 216-220.

Разделы