Сведения об образовательной организации

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Кравченко Е.В.

Куйбышевский филиал

Новосибирского государственного педагогического университета

pmkravchenko@rambler.ru

 

Педагогическая практика как один из видов профессиональных практик является связующим звеном между теоретическим обучением будущих педагогов и их самостоятельной работой в образовательных учреждениях различного типа. Она проводится в условиях, максимально приближенных к реальным условиям будущей профессиональной деятельности, и направлена не только на формирование профессиональных умений и навыков, но и на формирование профессионально важных качеств.

Предъявляются новые требования к профессиональному уровню педагогических работников общеобразовательных учреждений, следовательно, и к подготовке бакалавров педагогического образования. Предусматривается значительное увеличение объёма педагогической практики: примерно в три раза больше по объёму в сравнении с предыдущим ФГОС – до 60?80 единых зачётных единиц. Таким образом, педагогическая практика становится одним из ведущих факторов в подготовке будущего учителя. При этом изменяется роль, содержание, технологии проведения педагогической практики и её организация. Однако формальное увеличение количества часов, отводимых на педагогическую практику, не означает автоматического выполнения поставленных перед нею задач. Требуются новые подходы в подготовке, организации, проведении и подведении итогов педагогической практики. В ближайшем будущем она должна стать обязательной частью каждого учебного модуля, и, более того, организующим и объединяющим стержнем всего учебного процесса.

Согласно новым подходам ФГОС при организации педагогической практики в Куйбышевском филиале НГПУ существует следующий алгоритм действий:

- определение трудовых функций и действий, формируемых в рамках освоения профильных дисциплин;

- формирование перечня осваиваемых компетенций согласно направлению профиля;

- определение набора дисциплин различных модулей подготовки;

- отбор содержания дисциплин и разработка УМК.

Компонент профессиональных практик, обязательный для всех студентов, занимает промежуточное место между теоретическими дисциплинами и контролем по модулю подготовки.

Модули психолого-педагогической подготовки бакалавров и бакалавров направления педагогического образования включают в себя новые этапы и виды профессиональных практик.

Наблюдательный или демонстрационный этап – новый вид учебной практики. Во время данной практики студенты знакомятся с высококвалифицированными специалистами в данной профессиональной сфере и анализируют профессиональную среду. Учебная практика ориентирует студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции. Этот вид практики осуществляется в эффективных базовых школах, с которыми был заключён договор о сотрудничестве в целях взаимодействия в образовательной деятельности по созданию условий для повышения качества непрерывного образования в системе «Эффективная базовая школа – Педагогический вуз» на основе совместной учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной работы, организации и проведении педагогической практики студентов.

Например, во время учебной практики студенты 1 курса факультета психологии составляют аналитические таблицы «Паспорт образовательного учреждения», «Паспорт кабинета психолога», «Особенности работы педагога-психолога в ОУ». В рамках выполнения данного задания они прорабатывают материалы годового плана педагога-психолога, актуализируют знания по психологии труда школьного психолога и изучают должностные инструкции психолога, пишут эссе «Зачем нужен психолог ОУ». Студенты 3 курса факультета филологии по профилю «русский язык и литература» пишут «Слово об учителе», строящееся на основе систематического наблюдения студентов за деятельностью учителя-словесника (учитель на уроке и во внеурочное время, интервью с учителем), а также впечатлений от встреч с другими учителями. Студенты 3 курса факультета филологии по профилю «иностранный язык» заполняют «Социальный паспорт», анализируют УМК и уроки учителя английского языка.

На демонстрационном этапе учебной практики формируется список проблем и задач будущей профессиональной деятельности. Осуществляется первый опыт профессиональных проб, которые предваряют одноимённый этап профессиональных проб.

На основном этапе психолого-педагогической (педагогической) практики проектируется модель будущей профессиональной деятельности, апробируются изучаемые методики и технологии в профессиональной среде. В ходе апробации происходит выявление проблем при выполнении трудовых действий. В финале данного этапа профессиональных практик студенты разрабатывают собственные проекты в рамках курсовых исследований.

Будущий педагог должен выполнять основные трудовые действия, предписываемые ФГОС. Но он должен быть и рефлексивным педагогом, умеющим перестраивать свои профессиональные действия не только методом проб и ошибок, но и на основе научного исследования, встроенного в профессиональную деятельность. А это означает, что будущий педагог должен владеть исследовательскими компетенциями, которые совершенствуются на финальном этапе профессиональных практик.

Во время завершающего экспериментально-рефлексивного этапа предметной (преддипломной) практики согласно направлению подготовки студенты проводят педагогический эксперимент в рамках апробации собственного проекта выпускной квалификационной работы. Осуществляется анализ результатов проведённого эксперимента и определяется эффективность проекта. Как правило, студенты выступают с результатами своей научно-исследовательской работы на семинарах, проводят мастер-классы, публикуются в сборниках научно-исследовательских конференций. Кроме того, выпускники факультетов психологии и математики и информатики выполняют свои дипломные работы под заказ образовательных учреждений. А студенты факультета филологии внедряют проектную деятельность и разрабатывают программы элективных курсов по русскому языку и литературе с учетом регионального компонента (местные авторы, топонимика, диалектные особенности, литература Сибири и т.д.) в соответствии с новым ФГОС, где 10% от общего количества часов отводится на курсовую и дипломную работу. Кафедра русского языка, литературы и методики обучения характеризуется тщательным подходом к выбору тематики выпускной квалификационной работы, где учитывается и приветствуется региональный компонент.

Следует отметить, что на защите исследовательских проектов в рамках выпускной квалификационной работы присутствуют будущие работодатели – директоры и заместители директоров эффективных базовых образовательных учреждений. Наши партнёры выделяют теоретическую разработанность проблемы и практико-ориентированную направленность самого дипломного исследования выпускников.

Заметим, что данное нововведение о присвоении статуса «Эффективной базовой школы» образовательному учреждению даёт первые плоды в виде открытых уроков, круглых столов, совместных проектов и семинаров с будущими выпускниками вуза. Такое сотрудничество должно быть более мобильным и должно носить инициативный характер со стороны вуза, а не школы.

Активное «присутствие» филиала в школе осуществляется комплексно через студентов-помощников классного руководителя, студентов-организаторов досуговой и волонтёрской деятельности, студентов-стажёров предметников, социально-педагогическое проектирование, студентов-руководителей научно-исследовательской работы школьников и апробации экспериментального обучения курсовых и дипломных исследований студентов.

Итак, четко организованная последовательность учебных мероприятий и педагогических действий, объединённых целостными разделами и блоками, имеет определённую логическую завершённость по отношению к поставленным целям и результатам профессиональных практик, выраженным в формируемых и осваиваемых компетенциях.

Следует отметить, что у наших студентов есть не только потенциал, но и желание посвятить себя педагогической деятельности. Проведенный мониторинг профессиональных практик как средства диагностики качества профессиональной подготовки студентов педагогического вуза показал, что в среднем около 60% всех выпускников осознали, что специальность полностью соответствует их интересам и они имеют желание связать свою будущую профессию с полученным образованием, 17 % определились с будущей работой, у 7 % место прохождения практики совпадает с местом будущей работы.

В целом содержание и динамика профессиональных практик, формы их организации и условия реализации в совокупности оказывают позитивное влияние на профессионально-личностное развитие студента, улучшает качество работ студентов, что подтверждается результатами защиты выпускной квалификационной работы после завершающего (преддипломного) этапа профессиональных практик. Это свидетельствует о том, что в филиале складывается заслуживающая положительной оценки система организации и проведения профессиональных практик с выходом на успешную защиту и дальнейшее трудоустройство выпускника. Как правило, выпускники, ставшие победителями конкурса старшекурсников КФ НГПУ «Ступени педагогического мастерства», благополучно трудоустраиваются в соответствии с полученным дипломом.

Разделы