senpola@rambler.ru
*Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 15-36-01032а1
Информатизация системы образования является одной из важных этапов развития современного общества, характеризующаяся внедрением новых информационных технологий для повышения эффективности качества подготовки специалистов среднего и высшего звена. Среди проблем, связанных с разработкой новых методов обучения в соответствии с заявленными требованиями, пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о самообразовании и саморазвитии личности [1-6]. Потребность в выпускниках, искусно оперирующих не только знаниями в узкоспециализированной области, набирает обороты. По мнению работодателей, разноплановые специалисты являются оптимальными, так как они не только экономят ресурсы и средства, но применяют нестандартные разрешения сложившихся проблем на основе интеграции различных областей знаний. В сложившейся ситуации, может возникнуть «конфликт оптимальности» между запросами общества в целом и выпускаемыми специалистами в частности.
Т.о., возникает вопрос, как побудить студентов к самостоятельной работе во внеурочное время с использованием новейших средств обучения, и как донести тот факт, что процесс самообразования и саморазвития является не заменимым для формирования разноплановой личности. Наше исследование выдвигает положение о возможности повышения уровня саморазвития личности в процессе использования электронных средств обучения, в частности, электронно-образовательных ресурсов (ЭОР).
На первом этапе констатирующего эксперимента были отобраны критерии и показатели, а также методики для оценки показателей, определяющие начальный уровень саморазвития респондентов [7]. На основании суммы уровней сформированности критериев, мы определили числовые интервалы, соответствующие каждому уровню саморазвития личности: низкий; средний; высокий; эталонный. В результате чего, были получены следующие процентные показатели по исходному уровню саморазвития личности каждого из респондентов в контрольной и экспериментальной группах (таблица 1). Анализ полученных результатов помог сделать показал, что большинство студентов имеют низкие результаты, что дает основание сделать вывод о полной сформированности у каждого из респондентов в большей мере лишь одного из четырех критериев оценки саморазвития личности.
Таблица 1 – Распределение студентов по уровням саморазвития личности на основе использования ЭОР в начале педагогического эксперимента
Уровень саморазвития |
Распределение по уровням, % |
|
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
|
эталонный |
6 |
2 |
высокий |
10 |
14 |
средний |
34 |
32 |
низкий |
50 |
52 |
Второй этап эксперимента заключался в отборе ЭОР с элементами автодидактики и их последующее внедрение в процесс саморазвития [8]. Под ЭОР с элементами автодидактики будем подразумевать образовательные ресурсы, представленные в цифровой форме, включающие в себя дуальное информационное наполнение: для основного и дополнительного изучения и направлены на активизацию механизмов саморазвития, таких как самопознание, самоорганизация, самообразование, самореализация.
По нашему мнению, процесс саморазвития ассоциируется не только с самостоятельным приобретением необходимых знаний для достижения чувства самоудовлетворенности, но и с параллельным развитием познавательных процессов. Именно они являются регуляторными и отвечают за формирование знаний, умений и навыков личности, что немало важно для развития общекультурных и профессиональных компетенций. Исходя из вышесказанного, было принято решение:
1) отбирать только те ЭОР с элементами автодидактики, внутренне содержание которых направлено на развитие познавательных процессов;
2) по возможности, каждый типов ресурсов, предоставлять в двух вариантах для осуществления права выбора участникам эксперимента.
В таблице 2 представлен оценочный лист ЭОР, на основании которого и происходил отбор.
Таблица 2 – Оценочный лист ЭОР
Критерии |
Показатели |
Балл |
|||
5 |
4 |
3 |
2 |
||
Учебно-методический |
структурированность |
||||
сюжетно-образовательная линия (для линейных ресурсов) |
|||||
полнота |
|||||
новизна |
|||||
научность |
|||||
доступность |
|||||
Сумма баллов |
|
||||
|
1 |
0 |
|||
Инновационный |
адаптивность (для нелинейных ресурсов) |
||||
интерактивность |
|||||
моделинг |
|||||
контроль знаний |
|||||
многоязычный интерфейс |
|||||
текстовый поиск |
|||||
визуализация достижений |
|||||
вариативность |
|||||
Сумма баллов |
|
||||
|
5 |
4 |
3 |
2 |
|
Дизайн-эргономический |
удовлетворительность |
||||
эффективность |
|||||
количество ошибок |
|||||
обучаемость |
|||||
запоминаемость |
|||||
четкая организация текста и графики |
|||||
соответствие цветовых, текстовых и звуковых решений информационному наполнению |
|||||
Сумма баллов |
|
||||
Итоговая сумма баллов по трем критериям |
|
Анализируя таблицу можно сделать вывод, что максимальное количество баллов, которое может получить ЭОР после экспертной оценки одним членом комиссии, составляет 68 или 72 (для нелинейного и линейного ресурса соответственно), что является 100%уровнем качества. В состав экспертной комиссии по отбору ЭОР входило 5 человек – ведущие преподаватели ТГУ им Державина: методисты и эксперты в области оптимальной разработки информационной ресурсов. Т.о., максимальное количество баллов от всех экспертов для одного ресурса составляет 340 или 360 соответственно. По нашему мнению, к дальнейшему эксперименту допускаются те ЭОРы, уровень которых равен или превышает 75 %, что приблизительно составляет 255 или 270 баллов. В результате чего были отобраны следующие электронно-образовательные средства:
· LinguaLeo (Duolingo)– ресурсы для изучения иностранных языков. По мнению экспертов, преимуществом данных ресурсов является помощь в построении образовательной траектории по результатам входного тестирования.
· Lumosity (Quantified-mind) – ресурсы для развития умственных способностей, работа с которыми носит игровой характер. Включают в себя ряд задач, решения которых подразумевает реализацию принципа интерактивности и моделинга.
· Соло на клавиатуре (vse10) – ресурсы для развития навыков быстрой печати. Имеют четкую сюжетно-образовательную линию. Выражена прямая зависимость качества усвоения нового материла от степени усвоения предыдущего. В связи с систематичной подачи материала происходит невольное развитие способностей к самоорганизации.
· Speedread – ресурс для развития навыков скорочтения. Также как и в предыдущем ресурсе прослеживается сюжетно-образовательная линия, реализуется принцип систематичной подачи материала.
Результаты педагогического эксперимента по определению изменения уровня саморазвития личности на основе использования ЭОР с элементами автодидактики будут представлены в дальнейшем.
Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика. 1999. № 7. С. 73-85.
Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997.
Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М., 2002.
Мониторинг качества воспитания и творческого саморазвития конкурентоспособной личности. Казань, 2004.
Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.
Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Белгород. 2005.
Шаршов И.А., Старцев М.В., Королева А.В. Cистемно-квалиметрический подход к исследованию и оценке педагогических процессов и явлений // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 11(103). С. 110-116.
Белова Е.А. Оценка эффективности использования электронных образовательных ресурсов с элементами автодидактики в процессе саморазвития личности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. №5. С. 153-160.