Сведения об образовательной организации

КРИТЕРИИ ОТБОРА ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ АВТОДИДАКТИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ ВЛИЯНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

КРИТЕРИИ ОТБОРА ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ АВТОДИДАКТИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ ВЛИЯНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ*

 

Белова Е.А.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

senpola@rambler.ru

 

*Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 15-36-01032а1

 

Информатизация системы образования является одной из важных этапов развития современного общества, характеризующаяся внедрением новых информационных технологий для повышения эффективности качества подготовки специалистов среднего и высшего звена. Среди проблем, связанных с разработкой новых методов обучения в соответствии с заявленными требованиями, пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о самообразовании и саморазвитии личности [1-6]. Потребность в выпускниках, искусно оперирующих не только знаниями в узкоспециализированной области, набирает обороты. По мнению работодателей, разноплановые специалисты являются оптимальными, так как они не только экономят ресурсы и средства, но применяют нестандартные разрешения сложившихся проблем на основе интеграции различных областей знаний. В сложившейся ситуации, может возникнуть «конфликт оптимальности» между запросами общества в целом и выпускаемыми специалистами в частности.

Т.о., возникает вопрос, как побудить студентов к самостоятельной работе во внеурочное время с использованием новейших средств обучения, и как донести тот факт, что процесс самообразования и саморазвития является не заменимым для формирования разноплановой личности. Наше исследование выдвигает положение о возможности повышения уровня саморазвития личности в процессе использования электронных средств обучения, в частности, электронно-образовательных ресурсов (ЭОР).

На первом этапе констатирующего эксперимента были отобраны критерии и показатели, а также методики для оценки показателей, определяющие начальный уровень саморазвития респондентов [7]. На основании суммы уровней сформированности критериев, мы определили числовые интервалы, соответствующие каждому уровню саморазвития личности: низкий; средний; высокий; эталонный. В результате чего, были получены следующие процентные показатели по исходному уровню саморазвития личности каждого из респондентов в контрольной и экспериментальной группах (таблица 1). Анализ полученных результатов помог сделать показал, что большинство студентов имеют низкие результаты, что дает основание сделать вывод о полной сформированности у каждого из респондентов в большей мере лишь одного из четырех критериев оценки саморазвития личности.

 

Таблица 1 – Распределение студентов по уровням саморазвития личности на основе использования ЭОР в начале педагогического эксперимента

Уровень саморазвития

Распределение по уровням, %

Контрольная группа

Экспериментальная

группа

эталонный

6

2

высокий

10

14

средний

34

32

низкий

50

52

 

Второй этап эксперимента заключался в отборе ЭОР с элементами автодидактики и их последующее внедрение в процесс саморазвития [8]. Под ЭОР с элементами автодидактики будем подразумевать образовательные ресурсы, представленные в цифровой форме, включающие в себя дуальное информационное наполнение: для основного и дополнительного изучения и направлены на активизацию механизмов саморазвития, таких как самопознание, самоорганизация, самообразование, самореализация.

По нашему мнению, процесс саморазвития ассоциируется не только с самостоятельным приобретением необходимых знаний для достижения чувства самоудовлетворенности, но и с параллельным развитием познавательных процессов. Именно они являются регуляторными и отвечают за формирование знаний, умений и навыков личности, что немало важно для развития общекультурных и профессиональных компетенций. Исходя из вышесказанного, было принято решение:

1)                 отбирать только те ЭОР с элементами автодидактики, внутренне содержание которых направлено на развитие познавательных процессов;

2)                 по возможности, каждый типов ресурсов, предоставлять в двух вариантах для осуществления права выбора участникам эксперимента.

В таблице 2 представлен оценочный лист ЭОР, на основании которого и происходил отбор.

 

Таблица 2 – Оценочный лист ЭОР

 

Критерии

Показатели

Балл

5

4

3

2

Учебно-методический

структурированность

       

сюжетно-образовательная линия (для линейных ресурсов)

       

полнота

       

новизна

       

научность

       

доступность

       

Сумма баллов

 

 

1

0

Инновационный

адаптивность (для нелинейных ресурсов)

   

интерактивность

   

моделинг

   

контроль знаний

   

многоязычный интерфейс

   

текстовый поиск

   

визуализация достижений

   

вариативность

   

Сумма баллов

 

 

5

4

3

2

Дизайн-эргономический

удовлетворительность

       

эффективность

       

количество ошибок

       

обучаемость

       

запоминаемость

       

четкая организация текста и графики

       

соответствие цветовых, текстовых и звуковых решений информационному наполнению

       

Сумма баллов

 

Итоговая сумма баллов по трем критериям

 

 

Анализируя таблицу можно сделать вывод, что максимальное количество баллов, которое может получить ЭОР после экспертной оценки одним членом комиссии, составляет 68 или 72 (для нелинейного и линейного ресурса соответственно), что является 100%уровнем качества. В состав экспертной комиссии по отбору ЭОР входило 5 человек – ведущие преподаватели ТГУ им Державина:  методисты и эксперты в области оптимальной разработки информационной ресурсов. Т.о., максимальное количество баллов от всех экспертов для одного ресурса составляет 340 или 360 соответственно. По нашему мнению, к дальнейшему эксперименту допускаются те ЭОРы, уровень которых равен или превышает 75 %, что приблизительно составляет 255  или 270 баллов. В результате чего были отобраны следующие электронно-образовательные средства:

·                    LinguaLeo (Duolingo)– ресурсы для изучения иностранных языков. По мнению экспертов, преимуществом данных ресурсов является помощь в построении образовательной траектории по результатам входного тестирования.

·                    Lumosity (Quantified-mind) – ресурсы для развития умственных способностей, работа с которыми носит игровой характер. Включают в себя ряд задач, решения которых подразумевает реализацию принципа интерактивности и моделинга.

·                    Соло на клавиатуре (vse10) – ресурсы для развития навыков быстрой печати. Имеют четкую сюжетно-образовательную линию. Выражена прямая зависимость качества усвоения нового материла от степени усвоения предыдущего. В связи с систематичной подачи материала происходит невольное развитие способностей к самоорганизации.

·                    Speedread – ресурс для развития навыков скорочтения. Также как и в предыдущем ресурсе прослеживается сюжетно-образовательная линия, реализуется принцип систематичной подачи материала.

Результаты педагогического эксперимента по определению изменения уровня саморазвития личности на основе использования ЭОР с элементами автодидактики будут представлены в дальнейшем.

 

Литература

  1. Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика. 1999. № 7. С. 73-85.

  2. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997.

  3. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М., 2002.

  4. Мониторинг качества воспитания и творческого саморазвития конкурентоспособной личности. Казань, 2004.

  5. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.

  6. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Белгород. 2005.

  7. Шаршов И.А., Старцев М.В., Королева А.В. Cистемно-квалиметрический подход к исследованию и оценке педагогических процессов и явлений // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 11(103). С. 110-116.

  8. Белова Е.А. Оценка эффективности использования электронных образовательных ресурсов с элементами автодидактики в процессе саморазвития личности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. №5. С. 153-160.

Разделы