Сведения об образовательной организации

ИНТЕГРАЦИЯ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

ИНТЕГРАЦИЯ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

 

Озерская С.Н.

Белгородский университет кооперации, экономики и права

susan2272@mail.ru

 

Социально-политические, экономические преобразования и новые условия развития российского общества определяют необходимость качественного обновления системы образования в целом и высшего образования в частности. На первый план выдвигается задача оптимизации профессиональной подготовки будущего специалиста. Все чаще и чаще огромная часть населения охватывается процессом профессиональной подготовки  и переподготовки, повышения квалификации специалистов.

Включение России в международно-экономическое и образовательное сообщество, расширяющее всесторонние связи со странами объединённой Европы, свидетельствует о востребованности специалистов, владеющих иностранным языком (ИЯ). Причём на современном этапе знания ИЯ должны быть направлены на свободное владение, позволяющее будущим специалистам без переводчика общаться с иностранными партнёрами. Кроме того, владение ИЯ дает возможность молодым специалистам повысить свою квалификацию, продолжить учёбу, а также пройти стажировку или обменяться опытом за рубежом.

В настоящее время одной из задач современной высшей школы является  подготовка конкурентоспособного специалиста, компетентного, умеющего самостоятельно, грамотно, на высоком профессиональном уровне принимать динамичные решения, быстро адаптироваться к различным ситуациям профессионального общения в поликультурном пространстве. Очевидно, что в условиях всемирной глобализации современное деловое общение в принципе невозможно без знания иностранных языков [1, с. 356].

В связи с этим изменился и статус ИЯ. Усилилось его значение как действенного фактора социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса, как средства устного и письменного общения между представителями разных народов и культур и как важное средство для развития интеллектуальных способностей студентов, их профессионального потенциала. В образовательной системе требуются новые подходы к воспитанию и обучению будущих специалистов, которые будут подготовлены для работы в полиязыковом пространстве и отвечать всем современным требованиям, особо значимые из которых следующие: способность формировать межличностные отношения на конструктивном уровне, при этом, уметь слушать и слышать собеседника; способность аргументировать, делать выводы; способность акцентировать своё внимание на главной и важной информации; способность использовать на высоком уровне средства информационной технологии.

В современных условиях специалист не может полноценно работать без сформированной иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности. Хорошее знание ИЯ обеспечивает выпускникам вузов большую профессиональную востребованность, облегчает поиск работы и способствует их дальнейшему профессиональному росту. В настоящее время знание ИЯ - это не только лишь показатель культурного развития специалиста, но и одно из условий его плодотворной профессиональной деятельности.

Однако в условиях реформирования высшей школы наблюдаются противоречия между контекстом иноязычной подготовки студентов и традиционным подходом к ее организации, а также профессионально-личностным развитием будущего специалиста, которое предполагает получение необходимых знаний, позволяющих оптимально адаптироваться к трудовой деятельности не только на отечественных предприятиях, но и за рубежом.

Традиционное изучение лексико-грамматического материала в вузе не в состоянии научить и привить будущему специалисту самостоятельно использовать иностранный язык в реальных ситуациях профессионального общения. Проблема совершенствования форм и методов обучения, развивающих творческое мышление студентов, их познавательную активность, умение практически использовать полученные знания, позволяющих создать на занятиях ситуации, максимально приближенные к реальным ситуациям профессионального общения, учитывать профессиональные потребности будущих специалистов действительно актуальна в настоящее время.

Нетрадиционные формы занятий по ИЯ способствуют развитию познавательной активности студентов, облегчают им последующую адаптацию к реальной профессиональной деятельности. У студентов появляется возможность моделирования ситуаций профессиональной деятельности, способствующих формированию и развитию иноязычной профессионально-коммуникативной  компетенции.

С нашей точки зрения, иноязычная коммуникативная компетенция – это определенный уровень владения иностранным языком, формируемый в процессе личностно–ориентированного обучения, главной целью которого является реализация всех видов речевой деятельности на изучаемом иностранном языке в сфере личностного и профессионально-личностного общения с представителями других стран.

Наиболее полно общение на ИЯ может проявляться в ролевых играх, соревнованиях, дискуссиях и др. Поэтому в последнее время широкое распространение получили такие формы занятий как: семинар, викторина, КВН, пресс – конференция, дискуссия и др. И такие занятия есть не что иное, как  интеграция аудиторной и внеаудиторной работы.

Вышеперечисленные формы работы помогают расширить и углубить знания, умения и навыки в овладении иноязычной профессионально-коммуникативной деятельностью, стимулировать интерес обучающихся к изучению предмета, способствовать всестороннему развитию личности.     

Систематическое применение интегрированных форм работы на занятиях по ИЯ способствует:

- формированию познавательной активности,   

- самостоятельности студентов,

- развитию творческого мышления,  

- расширению и углублению знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью,

- стимулированию интереса учащихся к изучению иностранного языка, - всестороннему развитию личности учащихся,

- формированию навыков профессионального общения на иностранном языке,

- овладению профессией.

Иначе говоря, моделируемая игрой профессиональная деятельность становится внутренним организующим стержнем, вокруг которого накапливаются и закрепляются языковые знания студентов. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности, что и предопределяет деятельностный характер игры, которая моделирует предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалистов, задает ее контекст [1].

Иноязычная коммуникативная компетентность специалиста наиболее эффективно формируется в единстве аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов на основе использования в процессе обучении ИЯ таких форм работы как: конкурсы профессионального мастерства, конференции по практике, турниры эрудитов и др. Интеграция аудиторной и внеаудиторной работы всецело соответствует тенденции перехода от преимущественно информативных к активным формам и методам обучения с заключением элементов проблемности, исследовательского поиска, использование резервов самостоятельной работы студентов, созданию условий для творчества, что позволит обучающимся повысить уровень практического владения ИЯ, более полно реализовать функции ИЯ как средства общения, развить навыки работы над языком, расширить рецептивный и активный словарный запас. Высокий уровень самооценки учащихся, в свою очередь, позволяет им преодолевать возникающие в процессе обучения в условиях вуза трудности, способствует достижению учебных целей вообще [2].

При организации различных форм работы на уроке, преподаватель должен помнить и учитывать основные принципы работы по ИЯ: принцип связи с жизнью, принцип коммуникативной активности, принцип индивидуализации обучения, принцип ситуативности, принцип новизны, принцип междисциплинарных связей.

Соблюдение вышеперечисленных принципов позволит добиться эффективности и результативности в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов.

Все выше изложенное позволяет сделать вывод, что интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности по ИЯ в вузе способствует:

1) повышению познавательной деятельности студентов в процессе изучения ИЯ;

2) активизации иноязычной речевой деятельности студентов;

3) повышению интереса студентов к изучению ИЯ;

4) развитию и совершенствованию иноязычной коммуникативной деятельности студентов.

 

Литература

1. Озерская С.Н. Роль деловой игры в процессе подготовки студентов неязыковых факультетов к межкультурной коммуникации в будущей профессиональной деятельности //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. №12 (47). С.356-358.

2. Дружинина Р.В. Внеучебная работа со студентами при обучении иностранному языку и ее роль в совершенствовании коммуникативных умений будущих менеджеров //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 116. С. 127-132.

Разделы