Сведения об образовательной организации

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

Тарасова О.А.

Куйбышевский филиал

Новосибирского государственного педагогического университета

tarasowa70@mail.ru

 

Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку у студентов навыков самостоятельной работы. Современное общество не нуждается только в исполнителях, носителях усредненных качеств, а, наоборот, заинтересовано в более полном и разностороннем развитии своих членов. Ему нужны высококвалифицированные, образованные, нравственные, предприимчивые специалисты, способные самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, открытые к сотрудничеству, отличающиеся высоким уровнем социальной и профессиональной мобильности. Большим потенциалом для развития таких способностей обладает идея проектирования, а именно проектная деятельность студентов, которая стимулирует их познавательную активность, самостоятельность, творческий подход к овладению материалом, побуждает к самообразованию.

ПРОЕКТ = ПРОБЛЕМА + ПРОДУКТ. Эта лаконичная формулировка принадлежит Е.С. Полат, главному идеологу технологии ученической проектной деятельности в нашей стране. Она же отмечает, что если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [1]. 

Е.С. Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов на практических занятиях и во внеаудиторное время; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей); использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы [там же].

При постоянном и спланированном применении метода проектов будут созданы условия для:

•          формирования и развития внутренней мотивации обучаемых к более качественному овладению специальностью;

•          повышения мыслительной активности студентов и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;

•          речевого развития обучаемых, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;

•          развития индивидуальных особенностей обучаемых, их самостоятельности, потребности в самообразовании;

•          изменения роли преподавателя в образовательной среде.

Остановимся на последнем подробнее. Роль руководителя не сводится только к оценке контрольных точек проекта. Целесообразно осуществлять периодический контроль выполнения этапов и, при необходимости, их корректировку.

Таким образом, преподаватель предстает в новой интересной, но сложной роли координатора работы команды студентов над новыми актуальными профессиональными проблемами. В связи с этим повышаются и требования к преподавателю, который должен брать на себя помимо основных функций, следующие: стимулирование инициативы студентов, знакомство с актуальными профессиональными проблемами современности, общее руководство и координацию групповых проектов, знакомство студентов с публикациями по теме выбранных ими проектов, обучение студентов работе с научным и практическим материалом.

Проанализировав ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогические образование» выделим требования к профессиональной подготовке бакалавров, которые могут быть реализованы, как мы полагаем, с помощью метода проектов:

•          иметь опыт проектирования содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через преподаваемые предметы;

•          обладать развитой способностью к творческим подходам в решении профессиональных задач;

•          формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

•          осуществлять планирование проекта на всех фазах его жизненного цикла;

•          решать задачи управления проектами с использованием современных информационных технологий;

•          владеть навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

•          моделировать индивидуальные маршруты обучения, воспитания и  развития обучающихся, а также  собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

В теории и практике проектирования обычно выделяют четыре основных этапа разработки проекта. Охарактеризуем каждый из этапов с целью определения системы действий педагога и студента (табл. 1).

 

Система действий педагога и студента

в процессе работы над проектом

Таблица 1

Этап проектной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность

 студента

Исходный: разработка проектного задания

• мотивация учебно-профессиональной деятельности;

•помощь в постановке целей исследовательской деятельности

•  выдвижение проблемы исследования по результатам анализа исходного материала: обоснование её актуальности (через выявление противоречия), анализ изученности проблемы, обоснование практической значимости результата намечаемого исследования;

•  определение основной идеи проекта в связи с исследуемой проблемой;

• формулирование темы проекта;

• определение объекта исследования;

• выявление предмета исследования;

•формулирование гипотезы о предполагаемых результатах исследования и путях их достижения;

•определение направлений работы и непосредственных задач;

• определение способов поиска источников информации по направлениям;

• определение формы конечного продукта проектной деятельности

 Разработка проекта: планирование работы

• помощь в выборе источников, способов сбора и анализа информации; •коррекция задач, поставленных обучаемым

•определение средств и методов достижения цели проекта;

• определение сроков выполнения проекта, разделение всей работы на этапы, составление плана и графика промежуточной отчётности;    

• разработка содержания этапов;

• выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных;

• выбор способа оформления результатов и сценария презентации

Реализация проекта

 

 

 

• консультации;

•координация работы обучаемых; •контроль хода выполняемых работ;

• побуждение к деятельности и ее стимулирование посредством поощрений

•самостоятельное практическое выполнение заданий в соответствии с планом и расписанием во внеурочное время;

• сбор, анализ и обобщение информации из разных источников;

• контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с целью;

•составление отчёта по итогам исследовательской деятельности;

• оформление материалов для презентации: подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио-видеоряда проекта

Завершение проекта

 

 

 

• консультирование по оформлению сопроводительной документации проекта;

• экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.

•общественная презентация проекта;

• рефлексия: обсуждение процесса, итогов работы, групповых и личностных достижений.

 

 

 

 

Обобщенно идею организации проектной деятельности в системе подготовки бакалавров можно сформулировать следующим образом: это поиск решения интересной актуальной задачи, значимой для студента, которая подготавливает его к будущей профессиональной деятельности, работе в условиях современного информационного общества. В процессе работы по проектной методике студенты не только приобретают практические навыки создания некоторого продукта, но и опыт работы в команде, опыт взаимодействия с коллегами. При этом студент должен осознавать полезность и важность приобретаемых знаний и навыков, что побуждает его к дальнейшему развитию своих профессиональных способностей.

Итак, в результате проведенного анализа по проблеме использования метода проектов при подготовке бакалавров в вузе сделаем следующие выводы. Необходимость использования метода проектов в современном вузовском образовании определена очевидными тенденциями в образовательной системе, направленными на полноценное развитие личности студента, его подготовку к реальной деятельности в условиях современного информационного общества, условиях социально-ориентированной рыночной экономики. Метод проектов получает все более повсеместное внедрение при обучении студентов, что обусловлено его характерными особенностями.

Использование проектной методики имеет свои результаты на всех этапах обучения в вузе и является особенно продуктивным на старших курсах в рамках выполнения квалификационных работ. Это определено проблемным характером проектной деятельности (в ее основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью); неконфликтным характером проектной деятельности (метод проектов предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности).

Метод проектов активно используется преподавателями факультета математики и информатики Куйбышевского филиала ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». Результатом выполнения студенческих инновационных проектов являются: дидактические материалы по проведению элективных курсов, например, таких как «Элементы web-дизайна», «Уравнения и неравенства с параметром», «Нетрадиционные методы решения тригонометрических уравнений», «Развитие пространственного воображения школьников с использованием 3D-технологий», «Элементы математической логики»; электронные базы данных «Электронная ведомость», «Рейтинг студентов ФМиИ», «Личная и учебная карта студента»; обучающе-контролирующие и обучающие электронные пособия, как для учащихся школ, так и для студентов педагогических вузов и другие инновационные продукты.

 

Литература

Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.

Разделы