tarasowa70@mail.ru
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку у студентов навыков самостоятельной работы. Современное общество не нуждается только в исполнителях, носителях усредненных качеств, а, наоборот, заинтересовано в более полном и разностороннем развитии своих членов. Ему нужны высококвалифицированные, образованные, нравственные, предприимчивые специалисты, способные самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, открытые к сотрудничеству, отличающиеся высоким уровнем социальной и профессиональной мобильности. Большим потенциалом для развития таких способностей обладает идея проектирования, а именно проектная деятельность студентов, которая стимулирует их познавательную активность, самостоятельность, творческий подход к овладению материалом, побуждает к самообразованию.
ПРОЕКТ = ПРОБЛЕМА + ПРОДУКТ. Эта лаконичная формулировка принадлежит Е.С. Полат, главному идеологу технологии ученической проектной деятельности в нашей стране. Она же отмечает, что если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [1].
Е.С. Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов на практических занятиях и во внеаудиторное время; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей); использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы [там же].
При постоянном и спланированном применении метода проектов будут созданы условия для:
• формирования и развития внутренней мотивации обучаемых к более качественному овладению специальностью;
• повышения мыслительной активности студентов и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
• речевого развития обучаемых, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
• развития индивидуальных особенностей обучаемых, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
• изменения роли преподавателя в образовательной среде.
Остановимся на последнем подробнее. Роль руководителя не сводится только к оценке контрольных точек проекта. Целесообразно осуществлять периодический контроль выполнения этапов и, при необходимости, их корректировку.
Таким образом, преподаватель предстает в новой интересной, но сложной роли координатора работы команды студентов над новыми актуальными профессиональными проблемами. В связи с этим повышаются и требования к преподавателю, который должен брать на себя помимо основных функций, следующие: стимулирование инициативы студентов, знакомство с актуальными профессиональными проблемами современности, общее руководство и координацию групповых проектов, знакомство студентов с публикациями по теме выбранных ими проектов, обучение студентов работе с научным и практическим материалом.
Проанализировав ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогические образование» выделим требования к профессиональной подготовке бакалавров, которые могут быть реализованы, как мы полагаем, с помощью метода проектов:
• иметь опыт проектирования содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через преподаваемые предметы;
• обладать развитой способностью к творческим подходам в решении профессиональных задач;
• формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
• осуществлять планирование проекта на всех фазах его жизненного цикла;
• решать задачи управления проектами с использованием современных информационных технологий;
• владеть навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
• моделировать индивидуальные маршруты обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
В теории и практике проектирования обычно выделяют четыре основных этапа разработки проекта. Охарактеризуем каждый из этапов с целью определения системы действий педагога и студента (табл. 1).
Система действий педагога и студента
в процессе работы над проектом
Таблица 1
Этап проектной деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность студента |
Исходный: разработка проектного задания |
• мотивация учебно-профессиональной деятельности; •помощь в постановке целей исследовательской деятельности |
• выдвижение проблемы исследования по результатам анализа исходного материала: обоснование её актуальности (через выявление противоречия), анализ изученности проблемы, обоснование практической значимости результата намечаемого исследования; • определение основной идеи проекта в связи с исследуемой проблемой; • формулирование темы проекта; • определение объекта исследования; • выявление предмета исследования; •формулирование гипотезы о предполагаемых результатах исследования и путях их достижения; •определение направлений работы и непосредственных задач; • определение способов поиска источников информации по направлениям; • определение формы конечного продукта проектной деятельности |
Разработка проекта: планирование работы |
• помощь в выборе источников, способов сбора и анализа информации; •коррекция задач, поставленных обучаемым |
•определение средств и методов достижения цели проекта; • определение сроков выполнения проекта, разделение всей работы на этапы, составление плана и графика промежуточной отчётности; • разработка содержания этапов; • выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных; • выбор способа оформления результатов и сценария презентации |
Реализация проекта
|
• консультации; •координация работы обучаемых; •контроль хода выполняемых работ; • побуждение к деятельности и ее стимулирование посредством поощрений |
•самостоятельное практическое выполнение заданий в соответствии с планом и расписанием во внеурочное время; • сбор, анализ и обобщение информации из разных источников; • контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с целью; •составление отчёта по итогам исследовательской деятельности; • оформление материалов для презентации: подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио-видеоряда проекта |
Завершение проекта
|
• консультирование по оформлению сопроводительной документации проекта; • экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями. |
•общественная презентация проекта; • рефлексия: обсуждение процесса, итогов работы, групповых и личностных достижений.
|
Обобщенно идею организации проектной деятельности в системе подготовки бакалавров можно сформулировать следующим образом: это поиск решения интересной актуальной задачи, значимой для студента, которая подготавливает его к будущей профессиональной деятельности, работе в условиях современного информационного общества. В процессе работы по проектной методике студенты не только приобретают практические навыки создания некоторого продукта, но и опыт работы в команде, опыт взаимодействия с коллегами. При этом студент должен осознавать полезность и важность приобретаемых знаний и навыков, что побуждает его к дальнейшему развитию своих профессиональных способностей.
Итак, в результате проведенного анализа по проблеме использования метода проектов при подготовке бакалавров в вузе сделаем следующие выводы. Необходимость использования метода проектов в современном вузовском образовании определена очевидными тенденциями в образовательной системе, направленными на полноценное развитие личности студента, его подготовку к реальной деятельности в условиях современного информационного общества, условиях социально-ориентированной рыночной экономики. Метод проектов получает все более повсеместное внедрение при обучении студентов, что обусловлено его характерными особенностями.
Использование проектной методики имеет свои результаты на всех этапах обучения в вузе и является особенно продуктивным на старших курсах в рамках выполнения квалификационных работ. Это определено проблемным характером проектной деятельности (в ее основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью); неконфликтным характером проектной деятельности (метод проектов предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности).
Метод проектов активно используется преподавателями факультета математики и информатики Куйбышевского филиала ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». Результатом выполнения студенческих инновационных проектов являются: дидактические материалы по проведению элективных курсов, например, таких как «Элементы web-дизайна», «Уравнения и неравенства с параметром», «Нетрадиционные методы решения тригонометрических уравнений», «Развитие пространственного воображения школьников с использованием 3D-технологий», «Элементы математической логики»; электронные базы данных «Электронная ведомость», «Рейтинг студентов ФМиИ», «Личная и учебная карта студента»; обучающе-контролирующие и обучающие электронные пособия, как для учащихся школ, так и для студентов педагогических вузов и другие инновационные продукты.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.