Сведения об образовательной организации

МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

Шароглазова С.А.

Липецкий государственный педагогический университет

svetlana.sharoglazova@yandex.ru

 

Применение приемов моделирования в учебной работе студентов позволяет изменить мотив и смысл учения, совершенствовать мыслительную деятельность студентов и способствовать формированию творчески развитой личности. Предметом нашего исследования является поиск приемов и методик использования знаковых моделей в учебном процессе при изучении дисциплин психологического цикла.

Знаковую психологическую модель мы рассматривали как своеобразный сплав наглядности, выражающий общее внутреннее отношение объектов, подлежащее дальнейшему расчленению в виде информационных орбит. Знаковая модель служит для свертывания учебного материала и последующего самостоятельного словесного развертывания его по специальному плану и тесту.

Мы предполагаем, что моделирование позволяет формировать знания и умения студентов на большом массиве учебной информации при ограниченном времени. Применение знаков при моделировании позволяет развивать творческое и теоретическое мышление. Так как «знак – одно из самых замечательных приобретений науки, придавшее механизму умственной деятельности многостороннюю силу и могучее совершенство» [1, с. 232], а разработка приемов составления и использования моделей становится важной задачей внедрения моделирования в учебный процесс.

Структура моделирования основывается на трех дидактических принципах: научности, доступности и наглядности. Реализация принципа научности требует использовать способ обобщения для выявления ключевой идеи изучаемого объекта, который затем моделируется графическими приемами. Принцип доступности предполагает сочетание научного представления графической информации и возможности ее самостоятельного воспроизведения. С позиции наглядности в знаковой модели реализуется структура, представляемая ядром информации, информационными орбитами и следственно-логическими связями между ядром и орбитами.

В ядре информации кодируется ключевая идея изучаемого психологического явления, а на орбитах – информация, раскрывающая эту идею. Ядро модели включает содержательное обобщение, на информационных орбитах распределяется материал частного конкретного содержания, значимость которого убывает по мере удаления от ядра информации. Изучение изначально  содержательного обобщения ядра информации, а затем переход к материалу, группируемому на информационных орбитах, отвечает принципу восхождения от абстрактного к конкретному, позволяющему изменять учебный процесс.

Ядро информации модели, как правило, выделяется на общем фоне, а информационные орбиты отодвинуты и затемнены. Знаки системного действия устанавливают следственно-логические связи между ядром и орбитами, направляя анализ по кратчайшему пути.  Подбор знаков необходимо осуществлять так, чтобы они отражали действительность изучаемого явления.

С целью определения возможности использования различных знаков для моделирования был проведен эксперимент, в котором знаки подбирались заранее и предлагались испытуемым. Перед ними ставилась задача создать новый знак, который можно применять для отражения ключевой идеи заданного психологического явления. Для выявления и оценки знаков была проведена следующая работа:

1. Выдвигалась ключевая идея, объясняющая фундаментальное теоретическое положение изучаемого психологического явления.

2. Подбиралось 5-10 предложенных знаков, близких по внешнему виду соответствующей теме.

3. Определялись элементы знаков, наилучшим образом соответствующие изображению ключевой идеи.

4. Из подходящих элементов знаков компоновалась фигура ядра, отражающая ключевую идею.

5. Подобранные знаки предлагались другой группе студентов для повторного анализа и уточнения.

Результаты эксперимента оценивались по коэффициенту валидности и надежности, который в среднем составил 0,76. Это показывает, что данной методикой можно пользоваться для разработки необходимых символов с целью их использования в построении символа ядра информации, отражающего заданную ключевую идею.

Построение знаковой модели заключалось в следующем:

1. Выдвигалась ключевая идея изучаемого психологического явления.

2.Подбирался знаковый символ ядра информации, характеризующий содержание ключевой идеи изучаемого явления (например, по теме «Мышление»).

3.Устанавливалось число информационных орбит и выделялся учебный материал, относящийся к этим орбитам.

4.Знаковыми символами и графическими приемами изображалось содержание информационных орбит.

5.Для следственно-логических связей между ядром и информационными орбитами использовались знаки системного действия.

При построении знаковой модели необходимо соблюдать ряд требований. Она должна содержать ядро информации, от одной до трех информационных орбит и около 4-6 логических связей.

Графический материал модели можно сделать более наглядным для запоминания и воспроизведения, если применять рамки, стрелки, шрифты и т.д. Модели не должны быть похожи друг на друга, иначе их внешний вид и содержание трудно запомнить. Важную роль при построении модели играет цвет. Но только единство формы, содержания и художественного оформления способствует творческому освоению информации моделей.

Для освоения приемов моделирования мы использовали следующую методику:

1. При изучении нового материала преподаватель демонстрирует построение модели изучаемого явления с подробным пояснением приемов выявления ключевой идеи изображения ядра информации, информационных орбит и следственно-логических связей.

2. При изучении последующих тем испытуемым предлагается готовая модель, отражающая содержание изученного материала. Испытуемым предлагается провести анализ структуры и по заданному плану воспроизвести учебный материал.

3. Испытуемые переконструируют готовую модель и составляют план с письменными ответами (преподаватель на этом этапе помогает сформулировать ключевую идею, составить план и ответы).

4. Испытуемые самостоятельно составляют модель для изученного материала с планом и ответами (преподаватель контролирует умение выявлять в прочитанном материале ключевую идею, т.е. ядро информации, информационные орбиты и умение строить следственно-логические связи).

5. Испытуемые самостоятельно строят  модель по заданному плану, а также составляют вопросы и три возможных ответа к данной модели.

6. Полученная модель сравнивается с разработанными эталонными образцами по этой теме, выделяются отклонения от нормы. Более строго оценить содержание модели можно по коэффициенту корреляции, валидности, надежности.

Для закрепления сформированных навыков моделирования было предложено выполнить серию заданий.

Первое задание:

а) по предложенному плану и модели воспроизвести содержание учебного психологического материала (во внеурочное время);

б) только по модели воспроизвести содержание учебного материала (во внеурочное время);

в) воспроизвести самостоятельно составленную видоизмененную модель с устным комментарием на семинарских занятиях по дисциплинам психологического цикла.

Второе задание:

а) по учебному пособию и конспекту по психологии проанализировать структуру готовой модели (во внеурочное время);

б) по модели и плану воспроизвести (устно и письменно) содержание закодированного психологического материала (во внеурочное время). Обратить особое внимание на формулировку ключевой идеи, содержание информационных орбит и следственно-логических связей;

в) предложить на следующем занятии воспроизвести структуру разработанной модели, позволяющей контролировать знание учебного психологического материала и умение структурировать его;

г) для контроля и активизации самостоятельной работы предлагается использовать следующие вопросы: Как сформулировать ключевую идею и представить ее ядром информации? Какое содержание учебного материала отнести к первой и второй информационным орбитам? Какие логические связи существуют между информацией ядра и орбитами и как их изобразить? В чем практическая ценность модели при изучении данного учебного психологического материала?

Третье задание: 

а) пользуясь учебником и конспектом по психологии, проанализировать предложенный план построения знаковой модели;

б) анализируя модель, воспроизвести устно или письменно содержание закодированного в ней материала;

в) самостоятельно по плану подобно предыдущим (первому и второму) заданиям составить собственную модель.

Четвертое задание:

а) при работе с учебником или контекстом (письменно или устно) ответить на следующие вопросы: Какой изучаемый научный факт, фундаментальное теоретическое положение можно отнести к ключевой идее? Какое положение изучаемой теории, менее значимое по сравнению с фундаментальным положением, можно отнести к первой и второй информационным орбитам? Какие следственно-логические связи можно установить между ключевой идеей и орбитами? Как сформулировать в лаконичной форме эти положения?

б) составить собственную оригинальную модель изучаемого психологического явления;

в) составить реферат научного сообщения по содержанию психологического  учебного материала и приемам кодирования его в модели;

г) оценить работу путем сравнения ее с эталонной моделью или по коэффициенту корреляции, валидности, надежности.

Приемы моделирования можно использовать и вариативно, в зависимости от складывающихся обстоятельств (например, первое и четвертое, второе и третье задания и т.п.).

Возникает вопрос о способе определения объема учебного материала, который должен быть свернут в модель, и о приемах выявления в нем смысловой опоры. Объем учебного материала трудно установить с помощью рубрикации учебной программы, пособия или логических рассуждений. Для этой цели можно применять метаязык, позволяющий представить  логическую структуру учебного материала в виде сетевой модели. Учебный материал для этой модели расчленяется на элементы, которые располагаются в порядке следования от простого к сложному в соответствии с рекомендациями А.М. Сохора [2].

Понятие, на котором сводится большее число ребер графа, будет смысловой опорой в содержании раздела и его можно принять за ядро информации. Число ребер графа точно указывает, какое определение необходимо расчленить на следующей орбите, примыкающей к ядру информации. В таком порядке может быть построена знаковая учебная модель.

Для оценки структуры модели и эффективности ее использования в учебном процессе был проведен эксперимент в курсе общей психологии. Исследования проводились методом прямого наблюдения с последующей беседой. Перед экспериментом студентам была прочитана лекция по теме, предложен план для письменных ответов. Затем перед испытуемыми была поставлена задача: закодировать материал данной лекции с помощью знаков, т.е. изобразить графически, отразить в модели ключевую идею, а на орбитах – учебную информацию. Составленные студентами модели сравнивались с разработанными эталонными образцами, оценивались их валидность и надежность Анализ выполненных студентами заданий показал, что моделированию психологической информации с помощью знаков и знаковых средств, необходимо специально обучать.

 

Литература

  1. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. М., 1972.

  2. Сохор А.М. Проблема психологии памяти. М., 1974.

Разделы