Сведения об образовательной организации

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКЕ

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКЕ

 

Мамугина В.П.

Тамбовский государственный технический университет

mamugina@mail.ru

 

Архитектурное образование в вузе направлено на обучение будущих зодчих организации материально-пространственной среды. В этом процессе важным является знание композиционно-художественных закономерностей, стилевых особенностей, конструктивно-художественной логики построения частей и целого в архитектуре. Будущий архитектор должен научиться видеть форму в пространстве, уметь соединять простые формы в сложное тело, постигая закономерности формообразования объекта и его взаимосвязь с другими элементами материально-пространственной среды.

«Рисунок» является общепрофессиональной дисциплиной, подготавливающей будущих зодчих к решению сложных профессиональных задач. Необходимо в процессе подготовки бакалавров архитектуры обеспечить такой характер обучения, при котором изобразительные и профессиональные задачи тесно взаимодействуют. Рисунок в конечном итоге должен стать не только показателем изобразительной подготовленности, а быть частью архитектурной художественно-творческой подготовки специалиста [1]. Следует определить в преподавании данной дисциплины соотношение доли рисунка, направленного на развитие изобразительных навыков, и рисунка, участвующего в архитектурном, художественном поиске.

Одним из путей, ведущим к решению этой проблемы, является такая организация учебного процесса, при которой происходит активное формирование профессиональной направленности мышления студентов. Графическая подготовка по рисунку осуществляется во время академических аудиторных занятий и внеаудиторных. К последним относится изобразительная практика на открытом воздухе – пленэр.  

В процессе обучения приёмам изобразительной работы на открытом и закрытом (интерьеры зданий) пространстве городской среды осуществляется адаптация знаний, умений и навыков к архитектурно-дизайнерским дисциплинам. Развитие профессиональной направленности мышления будущих архитекторов на пленэре должно реализовываться через решения ряда задач:

- знакомство с характерными композиционными чертами архитектурных ансамблей и интерьеров градостроительной среды;

- формирование общего представления о практических методах наглядного изображения архитектурных форм и архитектурного пространства;

- изучение, анализ формы и способов её изображения на плоскости графическими средствами;

- исследование законов линейной и воздушной перспективы, способов графического отображения пространства на плоскости;

- знакомство с характерными композиционными чертами архитектурных ансамблей и интерьеров градостроительной среды.

Рисование на природе значительно отличается от работы в помещении. Обилие света, быстро меняющееся освещение, разнообразие рефлексов, большая удалённость объектов от наблюдателя, различные состояния погоды – всё это новые и непривычные для неопытного рисовальщика условия, которые надо осваивать.           

Первые упражнения во время пленэрной практики посвящаются выполнению краткосрочных рисунков: архитектурных форм, деревьев, фрагментов архитектурного пейзажа, облаков, человека, животных, птиц.

Упражнения в создании быстрых рисунков связаны с активностью зрительного восприятия, мышления, с развитием изобразительных умений. Работа на открытом воздухе над выполнением набросков и зарисовок дает возможность частой смены впечатлений, вариативностью изобразительного решения образов. В них рисовальщик имеет большие возможности разнообразить материалы, технику, способы для передачи особенностей модели по сравнению с длительными рисунками. В процессе создания набросков и зарисовок перед рисовальщиком ставится цель: отвлечься от деталей, настроить внимание на самое главное, существенное в объекте, подобрать соответствующие изобразительно-выразительные средства [2]. В ходе систематической работы по краткосрочному рисованию студенты приобретают опыт частого оперирования образами, создания их изобразительного решения.

Минимальное время, отводимое для работы над набросками и зарисовками, влияет на характер изображения. Рисунок, выполненный в короткий срок, требует большей обобщенной трактовки, так как показывает самое существенное в изображаемом объекте.

Обобщение, как известно, присуще любому изображению. Однако его мера в том или ином изобразительном решении образа различна. В наброске оно проявляется в наибольшей степени и является одним из основных его изобразительно-выразительных качеств.

Краткосрочное изображение характеризуется художественным воздействием целостности его композиции. Создание впечатления ясности и завершенности зависит от умения подчинить второстепенное главному, слить всё воедино. Целостность краткосрочного рисунка проявляется в связанности всех элементов его композиции между собой, подчинении деталей общему. Этим общим в них является силуэт или пятно. Целостность обнаруживается также и во взаимосвязи и взаимопроникновении черного и белого, характерных цветов набросков и зарисовок. Работа над достижением целостности в рисунке направляет внимание рисовальщика на целостное восприятие мира.

Обобщенность, цельность решения изображения в краткосрочных рисунках определяют лаконичность их художественного языка. Знание художественно-выразительных средств набросков и зарисовок, умение их использовать в создании грамотного и выразительного решения образов восприятия и позволяет качественно обогатить графический язык. Набросок учит находить наиболее характерное, типическое в объекте изображения. Делать наброски это значит быстро мыслить, быстро анализировать. Набросок является лаконичным суждением ранее полученных знаний и суждений об этом предмете. Достоинства наброска заключается в умении выделять самые характерные особенности натуры. Развивать в себе эту способность человеку, занимающемуся архитектурно-художественной деятельностью, крайне необходимо. В своей повседневной практике архитектору, дизайнеру постоянно приходится пользоваться наброском. Он является неотъемлемой частью творчества.

Наброски и зарисовки можно выполнять во время практики в любой технике: карандашом, углём, сангиной, гелиевой ручкой, а также краской нейтральной или имеющей цвет, близкой к общему колориту натуры.

Когда появляется некоторый опыт в работе над набросками, можно переходить к более смелым действиям над изображением уже пространственных композиций. Выполнение продолжительных по времени исполнения рисунков заставляет внимательно и методически последовательно строить изображение. Главное внимание в длительном рисунке направляется на законы строения формы и передачи пространства. В работе над наброском объекта действительности мыслительный процесс направлен на синтез. В длительном рисунке метод обучения аналитический. Рисовальщик мысленно разделяет формы на конструктивные части, сравнивает их между собой, сопоставляет пропорции.

Убедительность и выразительность многосеансного рисунка над многоплановой композицией во многом зависит от приобретенных студентами умений во время выполнения краткосрочных рисунков, где детально изображаются элементы пейзажа, прорабатывается форма основных его объектов и деталей. Без такого опыта, например, деревья в пейзаже будут получаться одинаковыми, а земля, облака, лес вдали будут выглядеть приблизительным пятном, мёртвой, маловыразительной схемой.

Работа над длительными рисунками во время пленэрной практики требует от рисовальщика знаний линейной и воздушной перспективы. Эти две перспективы дополняют друг друга. Соблюдение только воздушной перспективы не даст грамотного изображения. Объем и пространство в многоплановой композиции невозможно передать без знаний перспективы и конструкции предметов и объектов изображения.

В процессе работы с натуры рисовальщик должен воспринимать предметы и объекты пейзажа все сразу, одновременно сравнивая первый, второй и дальний планы. Только имея навык такого цельного восприятия, рисующий может избавиться от дробности и пестроты в длительных рисунках, которые являются следствием раздельного видения натуры.

В длительных многосеансных работах осуществляется:

- закрепление и совершенствование ранее полученных знаний, умений и навыков при выполнении краткосрочных рисунков (набросков и зарисовок);

- выработка умений решать многоплановость пейзажа, передавать пространство, объем и форму предметов с учётом их фактурности и материальности;

- приобретение навыка вести длительную работу с натуры в определённой последовательности (компоновка, плановость, передача общей формы, работа над деталями, обобщение);

- формирование профессионально-художественного мышления. 

Таким образом, обучение будущих зодчих организации материально- пространственной среды достигается путем активного формирования профессионально-художественной направленности мышления. Композиционно-художественный и объемно-пространственные его компоненты эффективно можно развивать в работе со студентами во время пленэра по рисунку, когда происходит непосредственное взаимодействие с природой и архитектурным пространством. 

 

Литература

1. Мамугина В.П. Творческое развитие будущих архитекторов в подготовке по рисунку // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов. 2014. Вып. 8 (136). С. 60-66.

2. Мамугина В.П. Рисунок в формировании мышления будущего архитектора //Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста / под ред. Л.Н. Макаровой. Тамбов, 2015. С. 321-324.

Разделы