Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ КАК АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Формирование поликультурной среды как аспект
профессиональной деятельности преподавателя вуза

 

Анохин Д.Г.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ilirpe@rambler.ru

 

Современные мировые процессы глобализации, интеграции и дифференциации культур обуславливают необходимость такого понятия, как поликультурное образование и устанавливают ряд многообразных условий для создания поликультурной среды, в которой будет воспитываться современное поколение, готовое к сотрудничеству и взаимодействию в многонациональном поликультурном обществе и не приветствующее культурные конфликты.

Без разрешения проблемы поликультурного образования и воспитания невозможно в полной мере ставить и решать задачи современной отечественной системы образования, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, подготовки подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений современного мира. Организация поликультурной образовательной среды должна осуществляется на всех ступенях отечественной системы образования с учетом предполагаемых компетенций и образовательных результатов, то есть в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Вместе с тем необходимо отметить, что вуз часто выступает в качестве последней ступени профессионального образования, в рамках которой происходит становление личности подрастающего человека, ее подготовка к предстоящей профессиональной деятельности, «взрослой жизни». Этот факт, на наш взгляд, налагает особую ответственность на преподавателя в вопросах поликультурного воспитания личности будущего специалиста.

В западной и американской педагогической теории и практике в последней четверти XX века поликультурное образование уже оформилось в отдельную отрасль науки и в некоторых странах возведено в ранг национальной политики, стало частью правительственных целей и программ, объектом исследования научно-педагогических ассоциаций и центров. В западных педагогических вузах вводятся «Основы поликультурного образования» как обязательная учебная дисциплина при подготовке учителей. В российском образовании поликультурность как компетентность только начинает изучаться. Поликультурное образование - это способ противостоять этноцентризму, попытка помочь обучающимся понять свою и иную культуру, осознать роль стереотипов и истоки противоречий в коммуникации между различными культурами [1]. Таким образом, понятие «поликультурное образование» может быть сформулировано как приобщение подрастающего поколения к различным культурам с целью духовного обогащения личности, развития ее планетарного сознания, а также уважения и сохранения культурного многообразия.

Немаловажными представляются нам и способы организации поликультурной образовательной среды, к которым относится, прежде всего, изучение соответствующих учебных дисциплин. Ученые, педагоги, занимающиеся разработкой вопросов поликультурного образования, полагают, что наличие поликультурной составляющей в учебных дисциплинах позволяет решать две задачи: стимулировать интерес обучающихся к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир.

Понятия «поликультурная» и «полиэтническая» образовательная среда тесно взаимосвязаны и находятся в соподчинении, тем не менее, их нельзя синонимизировать. В нашем понимании полиэтническая образовательная среда – это совокупность условий совместного существования и развития представителей двух и более этнических групп, «создаваемых субъектами образовательного учреждения или системой образовательных учреждений, которая характеризуется этнической идентификацией, способствует диалогу этнокультур, направленному на эффективное межэтническое взаимодействие» [2, с. 300]. Исходя из вышесказанного, необходимо подчеркнуть, что для успешного позитивного участия личности в межкультурном диалоге важно изначальное постижение ребенком своей этнической культуры, усвоение родных традиций, формирование ценностного отношения к ним. Только в том случае, если человек знает и любит свою национальную культуру и традиции он способен принять и понять национальную культуру и традиции других народов [Там же]. Существует несколько этапов, которые позволят преподавателю сформировать полиэтническую среду, которая будет выступать в роли условия реализации поликультурного образования и воспитания. Во-первых, это диагностика уровня этнокультурной компетентности обучающихся. Такая диагностика позволит установить наличный уровень этнокультурной компетентности отдельного студента и обдумать наиболее выгодные стратегии повышения такой компетентности.

Во-вторых, это создание и разработка учебно-методических комплексов, педагогических технологий для обучения студентов и их апробация. Сюда же следует отнести и проведение различных мероприятий, например международный лагерь-семинар или обмен студентами на международном уровне сотрудничества вузов. Этот этап служит для удовлетворения и развития познавательных, культурно-образовательных потребностей субъектов учебно-воспитательного процесса, развития их творческого потенциала в области интересов, связанных с этнокультурами.

В-третьих, создание развивающей речевой среды в группе обучающихся. Известно, что изучение иностранного языка приводит к формированию картины мира у обучающихся, и здесь важно, не столько овладение системой языка, сколько преодоление социокультурного барьера при соотнесении своей картины мира и картины мира, созданной в текстах предмета иностранный язык.

Кроме того, организация поликультурной образовательной среды должна являться интересом не только образовательных учреждений, но и семьи, религиозной сферы, средств массовой коммуникации, чтобы новое поколение было открытым для всех и сумело преодолеть ловушки экстремизма и маргинализма.

Современный мир испытывает потребность в новом принципе, который будет направлен на интеграцию культур и народов для их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Отсюда и значимость поликультурного образования, цель которого в формировании человека культуры, приобщении личности к общечеловеческим ценностям, развитии индивидуальной культуры человека, осознании им собственной уникальности и создании возможностей для творческой самореализации личности.

 

Литература

1. Лунюшкина И.С. Формирование поликультурной компетентности будущих педагогов в процессе обучения иностранному языку [Электронный ресурс]; автореф. дис. … канд.пед.наук // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. Режим доступа: http://www.dissercat.com. Дата обращения 26.10.2014.

2. Ильинская И.П. Феноменология поликультурной образовательной среды: от концептуальных основ – к реалиям нравственно-эстетического развития личности // Российское учительство в модернизации духовно-нравственной культуры общества: традиции, судьбы, идеи. Опыт / под ред. А.В. Репринцева. Курск, 2011. С.300-310.

3. Анохин Д.Г., Белогорцева И.Е. Поликультурное образование школьников в процессе изучения английского языка // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. Новосибирск, 2012. С. 199-204.

Разделы