Сведения об образовательной организации

ОСНОВНЫЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

ОСНОВНЫЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

 

Дормидонтов Р.А.

Липецкий государственный педагогический университет

dormi@lipetsk.ru

 

Проблема формирования ответственности как важнейшего компонента структуры личности, является актуальной и недостаточно изученной проблемой педагогики высшей школы. Актуальность её определяется особенностями современного этапа социально-экономического развития нашей страны, радикальными изменениями во многих сферах жизни общества, в том числе и в сфере образования, которые зачастую приводят к не предполагавшимся последствиям.

В результате часто наблюдается низкий уровень общей культуры студентов, иждивенческие настроения, неспособность самостоятельно решить многие жизненные проблемы цивилизованным путём, отсутствие целеполагания, примитивные интересы и неуважение к окружающим людям – социальный эгоизм. Данные обстоятельства делают необходимым изучение проблемы формирования ответственности у студентов – активных субъектов социальной жизни общества и будущих специалистов.

В психологических исследованиях ответственность рассматривается как обобщённое свойство личности, характеризующее, прежде всего, её социальную типичность и нравственную позицию.

Ответственность – интегративная категория, охватывающая сознание, чувства и поведение человека, структурными компонентами которого является субъект ответственности (личность, общество) и объект ответственности (то, за что или за кого субъект несёт ответственность, что возложено на него или принято им для исполнения). Предполагается, что воспитание чувства ответственности за свою страну и за родной народ является необходимым условием становления гражданственности личности.

По мнению А.А. Реана и Я.П. Коломинского, ответственность является одной из важнейших характеристик личности. Это то, что в первую очередь отличает социально зрелую личность от социально незрелой [1, с. 92]. Развитие ответственности можно представить как несколько направлений, идущих:

- от коллективной к индивидуальной ответственности;

- от внешней (взгляд на ответственность с точки зрения того, какое место человек занимает в системе общественных отношений) к внутренней (активная жизненная позиция личности);

- от ретроспективного к перспективному (ответственность за будущее).

Появление нового вектора (ответственности за будущее) является результатом способности субъекта осознавать личную ответственность за осуществление своих обязанностей и предвидеть их последствия в собственной деятельности.

В процессе эволюции ответственности возникает внутренний механизм контроля, который помогает личности превратиться из простого исполнителя в активного субъекта. Становясь активным субъектом деятельности, человек отвечает за свои действия и поступки, прежде всего, перед собой.

В.И. Сперанский отмечает, что одним из структурных компонентов ответственности является гражданская ответственность личности, которая предполагает соблюдение гражданином конституции страны, приумножение общественного достояния, преданность родине, готовность защищать свою страну с оружием в руках [2, с. 39]. Как видно из приведенной характеристики, гражданская ответственность во многом совпадает с определением патриотизма и гражданственности личности. 

К признакам ответственности можно отнести ряд характеристик, таких как точность, пунктуальность, верность личности в исполнении своих обязанностей и её готовность отвечать за последствия своих действий. Всё это подразумевает честность, справедливость, принципиальность личности. В то же время названные качества не могут реализовываться успешно, если у человека не развиты эмоциональные черты: способность к сопереживанию, чуткость к чужой боли и радости. Исполнение любых обязанностей требует волевых качеств и усилий – настойчивости, усердия, стойкости, смелости, выдержки.

Ответственность как социальное качество личности – это одна из сторон жизненной позиции человека. Ответственность направляет действия человека в соответствии с принятыми в обществе социальными нормами. Социальная ответственность предполагает свободу выбора и готовность дать отчет за свои действия. Она диктуется объективными условиями, их осознанием, предполагает понимание возможностей данной ситуации и собственных возможностей в ней, собственного места и должной роли в этой ситуации. Социальная ответственность, прежде всего, проявляется как самоконтроль, саморегуляция, самоограничение действий личности и выражается в единстве слова и дела, социальной дисциплинированности, добросовестности человека.

Экспериментальные исследования психологов свидетельствуют, что ответственное отношение к порученным обязанностям (и их исполнение) могут быть сформированы еще в дошкольном возрасте. Уже к пяти годам ребенок усваивает и соблюдает правила коллективной жизни, несмотря на то, что эти правила пока не достаточно осознаны им. Социализация личности не завершается в дошкольном и школьном возрасте. Она продолжается и в зрелые годы. Принципиальное значение имеет выявление особенностей формирования ответственности студентов высших учебных заведений.

Так, Ю.В. Шафигуллина рассматривает ответственность студента как системное, интегральное качество, включающее в себя следующие элементы [3]:

а) глубокие знания, соответствующие курсу обучения;

б) хорошую общегуманитарную подготовку, эрудицию;

в) компетентность, т. е. наличие определенных навыков исследовательской и практической деятельности в своей будущей профессии в зависимости от курса обучения;

г) умение работать с людьми, находить общий язык с товарищами;

д) способность к конструктивному диалогу и конструктивным компромиссам;

е) доброжелательность, которая проявляется в поведении в форме оказания помощи людям;

з) умение отстаивать свою позицию по защите не только собственных интересов, но, прежде всего, интересов дела.

Под ответственностью студента как будущего специалиста нами понимается социально значимое качество, которое характеризует его способность осознанно выполнять совокупность объективно необходимых требований, предъявляемых к нему как субъекту образовательного процесса высшей школы и будущему специалисту выбранной профессии, и отчитываться за свои действия перед самим собой, коллективом студентов, педагогами.

Сформированность ответственности студента как будущего специалиста проявляется:

- в личностно-профессиональной мотивации, в  принятии возлагаемых обязанностей;

- в понимании содержания обязанностей учащегося и специалиста, их нравственного аспекта, значения для саморазвития и профессионального развития;

- самостоятельном принятии ответственных решений профессионального и личностного характера и организация их эффективного выполнения в соответствии с поставленной целью;

- проявление ответственного отношения к выполнению обязанностей как в учебно-профессиональной деятельности, так и в других сферах общественной жизни

- в активной гражданской позиции, участие в деятельности социальных институтов;

- в небезразличном отношении  к другим людям и стране в целом.

Возможными направлениями формирования ответственности будущего специалиста выступают:

- включение студентов в целеполагающую деятельность по формированию ответственности через моделирование будущей профессиональной деятельности в учебной деятельности студентов;

- использование активных методов обучения  в образовательном процессе вуза, направленных на формирование профессиональных компетенций, активной гражданской позиции, толерантности, умения вырабатывать и принимать решения и отвечать за их реализацию;

- включение студентов в разнообразные формы воспитательной работы вуза, позволяющие примерить на себя разные социальные роли;

- участие студентов в деятельности общественных, благотворительных организациях, волонтерском движении;

- привлечение студентов к выработке решений и их реализации относительно учебного, воспитательного процесса вуза.

Таким образом, ответственность является структурным компонентом личности и характеризует отношение студента к деятельности. Перед педагогами вуза, как основного звена подготовки специалистов, стоит социально значимая задача по созданию условий, способствующих развитию у студентов ответственности как личностно и профессионально значимого качества, отвечающего потребностям российского общества.

 

Литература

1. Реан А.А., Коломинский Я.П. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.

2. Сперанский В.И. Социальная ответственность личности: сущность и особенности формирования. М., 1987.

3. Шафигуллина Ю.В. Роль преподавателя современного вуза в формировании социальной ответственности студенчества // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №113. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-prepodavatelya-sovremennogo-vuza-v-formirovanii-sotsialnoy-otvetstvennosti-studenchestva (дата обращения: 28.10.2015).

Разделы