Сведения об образовательной организации

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

 

Морозова Н.М.

Воронежский институт МВД России

vimvd@mail.ru

 

В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования, в том числе и в вузах МВД. Сегодня одна из важнейших задач высшей школы – это воспитание гражданина с активной жизненной позицией, способного решать различные профессиональные задачи, но в то же время человека творческого, эстетически развитого. Кроме того, в условиях роста этнического и религиозного экстремизма остро встает проблема воспитания гражданина и патриота. Как никогда, важное место в деятельности вуза занимают воспитание политической сознательности, формирование мировоззрения молодых людей, пропаганда боевых и трудовых традиций сотрудников органов внутренних дел. Реализация этих учебно-воспитательных идей, как показывает опыт, возможна при грамотном использования средств культурно-просветительной работы как элемента воспитательной работы в целом. Именно культурно-просветительная работа приобретает особое значение в современных условиях функционирования образовательных организаций МВД России.

Понятие «культурно-просветительная работа» в научной литературе трактуется по-разному. Сам термин менял не раз свое значение. Термину «культурно-просветительная работа» предшествовали термины «внеклассное образование», «культурно-массовая работа», «культурно-политическая работа», «политико-просветительная работа». В конце 1920 г. был создан Главный политико-просветительный комитет, объединивший всю политико-просветительную работу в стране, и вся массовая политико-воспитательная и образовательная работа среди взрослого населения стала называться «политико-просветительной». В 1945 г. все виды политико-просветительной работы стали называться культурно-просветительной работой и организационно перешли в ведение Министерства культуры, Министерства просвещения и ВЦСПС.

Следует отметить, что данное понятие никогда не ограничивалось конкретными терминологическими рамками. Термины «культурно-массовая», «культурно-политическая», «культурно-просветительная» работа всегда употреблялись как синонимы. Многообразие терминов объясняется тем, что на разных этапах культурно-просветительной работы на первый план выступали разные ее функции, что находило отражение в наименовании данного вида воспитательной деятельности. Так, когда на первый план выдвигалась познавательная функция, культурно-просветительная работа именовалась внеклассным образованием. Политико-просветительная работа характеризовалась преобладанием ценностно-ориентационной функции.

Сегодня под термином «культурно-просветительная работа» понимают, как правило, такую сферу деятельности, которая аккумулирует богатый культурный, образовательно-просветительный и воспитательный опыт работы с различными коллективами. Ее существование является одним из условий совершенствования воспитательной и педагогической деятельностей образовательных организаций.

Другими словами, культурно-просветительная работа есть педагогически организованная свободная воспитательная деятельность, направленная на формирование всесторонне гармонически развитой личности. При таком подходе культурно-просветительную работу правомерно рассматривать как педагогическое явление. Именно поэтому культурно-просветительная работа выступает сегодня как неотъемлемый компонент духовной жизни любого образовательного коллектива, помогая решать первостепенные задачи воспитания. Можно сказать, что и в вопросах нравственного, эстетического воспитания культурно-просветительная работа играет ведущую роль. Таким образом, культурно-просветительная работа может быть определена как интегративная многофункциональная сфера воспитательной деятельности.

Культурно-просветительная работа, выделяясь из ряда других видов человеческой деятельности, имеет свои характерные черты. Прежде всего, это деятельность, которая осуществляется в свободное время, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативностью. Она обусловлена национально-этническими, профессиональными, региональными особенностями и традициями, многообразием видов, многообразием интересов, способностей, личностной ориентированностью. 

Анализ сущностной характеристики культурно-просветительной работы как элемента воспитательной работы отражает наличие взаимодействия в ней различных элементов, определяющих ее своеобразные уровни, а именно:

- творческий (преобладание творческих моментов);

- репродуктивно-творческий («открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым»);

- репродуктивный (воспроизведение уже известных форм, способов).

Культурно-просветительную работу, являющуюся одним из важных средств гражданского, нравственно-этического, эстетического формирования личности, несомненно можно рассматривать как самостоятельную систему воспитания в вузе.

Человек, участвующий в культурно-просветительной работе, создает, сохраняет, распространяет, развивает культурные духовные ценности. В результате индивидуального развития человека средствами искусства возникает желание самому участвовать в процессе создания духовных ценностей. Именно культурно-просветительная работа предоставляет возможность молодому человеку во время его учебы в вузе ощутить себя творческим человеком, получить социальное признание.

Успешная организация культурно-просветительной работы в образовательных организациях основывается на конкретных правилах. Во-первых, необходимо четко определять воспитательные цели каждого конкретного мероприятия, во-вторых, внимательно относиться к выбору средств воздействия, которые должны соответствовать художественно-поставленным задачам, в-третьих, педагог-воспитатель, куратор должен в совершенстве владеть методикой их применения.

Как видим, культурно-просветительная работа как элемент воспитательной работы носит многогранный характер. Это – сложное и разноплановое проявление воспитательной деятельности человека.

В Воронежском институте МВД России культурно-просветительной работе уделяется большое внимание. В его стенах проводятся различные мероприятия: плац-концерты, фестивали, спортивно-театрализованные представления, концертные программы, посвященные Дню знаний, принятию Присяги сотрудника органов внутренних дел, Дню сотрудника органов внутренних дел, Дню защитника Отечества, Дню Победы, смотры-конкурсы художественной самодеятельности «Первокурсник», «Салют Победы», конкурс бального танца «Вальс Победы». В институте работают клубы бальных и эстрадно-бальных танцев, кружок вокально-эстрадного пения, хор, команда КВН, духовой оркестр. Коллектив художественной самодеятельности института выступает на всероссийских мероприятиях самодеятельного творчества, отстаивая честь вуза: курсантский вокальный ансамбль «Созвездие», танцевальный ансамбль «В ритме танца» являются многократными лауреатами и победителями Всероссийского фестиваля МВД России «Щит и Лира», благотворительного фестиваля «Милосердие белых ночей», а также неоднократными участниками праздничных концертов в Государственном Кремлевском Дворце.

Проведение подобных мероприятий формирует в обществе позитивный образ сотрудника ОВД – защитника правопорядка, развивает у будущих полицейских потребность в личностном совершенствовании, повышает уровень образования и культуры средствами художественной культуры и искусства. Все проводимые мероприятия способствуют воспитанию у курсантов уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации, приобщению к ценностям и лучшим образцам отечественной и мировой культуры.

В заключении можно констатировать, что культурно-просветительная работа как элемент воспитательной работы занимает важное место в культуре нашей страны, являясь базой духовного развития молодого поколения.

Разделы