Сведения об образовательной организации

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ МВД РОССИИ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ВУЗАХ МВД РОССИИ

 

Ермошина М.А.

Воронежский институт МВД России

mail@vimvd.ru

 

Известно, что профессиональная деятельность преподавателя включает в себя две основные составляющие: образовательную и воспитательную (отсюда и понятие «учебно-воспитательный процесс»). При этом образовательные и воспитательные аспекты обучения находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности, гармонично сочетаются и переплетаются. Главная задача преподавателя – обеспечить комплексность и системность учебно-воспитательного процесса, а в итоге – его результативность.

Остановимся более подробно на воспитательной роли гуманитарных дисциплин в образовательном процессе вузов МВД России. В соответствии с учебными планами курсанты и слушатели изучают целый блок гуманитарных дисциплин: философию, социологию, политологию, культурологию, профессиональную этику, религиоведение и др.

Обратим внимание на дисциплины, которые в наибольшей мере способствуют духовно-нравственному воспитанию молодого поколения, в том числе курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России. Это, в первую очередь, культурология и религиоведение, в содержательном плане которых представлены философские основы  культуры и религии, а также история возникновения, развития и функционирования основных религий мира и религиозной культуры.

Подчеркнем, что именно эти дисциплины особенно эффективно реализуют не только познавательную функцию, но и функцию духовно-нравственного воспитания будущих российских полицейских. Изучение культурологии и религиоведения способствует формированию и совершенствованию духовно-нравственной культуры личности курсанта.

К сожалению, в настоящее время проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи особенно актуальны. Сегодня в российском обществе происходит определенная переоценка нравственных ценностей. С одной стороны, растет авторитет и влияние Русской православной церкви, внимание населения к морали и религии, а с другой стороны, наблюдается рост преступности, нигилизма, моральной индифферентности, этнического и религиозного экстремизма. Распространяются теории, провозглашающие культ силы, антиценности «сверхчеловека», пренебрежение к морали. Такие явления особенно опасны для молодых людей, у которых еще не сформировалось устойчивое мировоззрение,  недостаточно соответствующих знаний, нет жизненного опыта.

Сегодня духовность и нравственность должны стать основой личности молодого человека. В связи с этим важнейшей задачей российских вузов, в том числе и образовательных организаций системы МВД России, следует считать духовно-нравственное воспитание обучаемых.

Целью духовно-нравственного воспитания является духовное совершенствование, этическое развитие и раскрытие творческих ресурсов личности. Духовно-нравственное воспитание должно способствовать принятию таких духовно-нравственных ценностей, которые легли в основу религиозной (нравственной) этики. Существенный вклад в процесс такого воспитания должны вносить дисциплины гуманитарного цикла.

Изучение таких гуманитарных дисциплин, как культурология и религиоведение, показывает, что ни одна из традиционных религий мира не призывает к совершению безнравственных поступков, в частности, к насилию, стяжательству, коррупции, экстремизму и ксенофобии. Доказательством этого могут служить отдельные положения этики и морали наиболее распространенных в мире религий.

Великие моралисты Конфуций, Иисус Христос, Моисей, Гаутама, Мухаммед и другие сводили основной смысл морали к «золотому» правилу, которое с наибольшей выразительностью сформулировано в Библии, в Нагорной проповеди Христа: «Как Вы хотите, чтобы с Вами поступали, так и Вы поступайте с ними».

Эту же мысль провозгласил Конфуций еще в первом тысячелетии до нашей эры, утверждая, что людям надо желать все то, что мы сами себе желаем. Совершенный человек, по Конфуцию, это тот, который честный, искренний, образованный, гуманный, уважающий старших, почитающий закон, не склонный к стяжательству. В конфуцианстве основной упор делается на духовно-социальное совершенствование человека, в частности, на образование, интеллектуальное развитие, строгое соблюдение определенных традиций и правил поведения, регулирующих все стороны общественной жизни.

Другая национальная религия Китая – даосизм – призывает своих приверженцев к достижению Дао, который можно трактовать как «праведный путь» или «закон». Лишь строгое соблюдение правил и свершение добрых дел дают человеку возможность приобщиться к Дао, познать божественную природу бытия, а в конце жизни гармонично слиться с Дао и достичь бессмертия.

Что касается буддийской этики, то следует обратить внимание на ее пассивный характер, который находит свое выражение в том, что Будда Гаутама и его последователи никогда не принуждали своих приверженцев следовать по указанному пути (так называемый «восьмеричный путь»), а лишь показывали его людям. Как утверждал Будда, совершенствовать нужно не общество и не государство, а самого себя. В то же время буддийская этика призывает не воровать, не лгать, не причинять вреда ничему живому, делиться с другими людьми своими знаниями, опытом и имуществом, быть скромными и доброжелательными, избегать невежества, коварства и злобы.

Ислам, в свою очередь, учит жить честно и достойно, помогать нуждающимся и соблюдать социальные нормы. Истинный ислам – это религия добра и справедливости, мира и сострадания. Он удерживает своих приверженцев от совершения аморальных поступков, призывает вести праведную жизнь, делает людей ответственными за свои поступки. И даже один из «столпов» ислама Джихад, который обычно трактуют как «война с неверными», провозглашает следующие нравственные нормы: борьба со своими страстями и устранение социальной несправедливости.

Таким образом, изучая в рамках культурологии и религиоведения основы религиозной культуры, этики, морали и духовности в целом курсанты образовательных организаций МВД России «волей или неволей» приобщаются к доброму и вечному.

При этом сам преподаватель-воспитатель должен соответствовать духовно-нравственному идеалу современного человека, а значит обладать, как минимум, следующими нравственными качествами: гуманностью, справедливостью, совестливостью, толерантностью, любовью к воспитуемым, упорством в достижении цели, дружелюбием и приветливостью. Преподаватели гуманитарных дисциплин российских вузов должны работать над приобщением обучаемых к православным традициям, христианской этике, христианскому пониманию единства любви к Богу и человеку.

В заключение отметим, что преподаватель, осуществляющий функции гуманитарного просвещения и одновременно воспитания, должен стремиться к тому, чтобы быть «чистейшим и святым», а образование в любом вузе, в том числе и в вузах МВД России, должно касаться тела, души и духа воспитанников. Именно на достижение этой цели и направлено изучение таких гуманитарных дисциплин, как культурология и религиоведение.

Разделы