Сведения об образовательной организации

ПРОЕКТ «ПРОФИ» ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВИЗИРУЮЩИХ МЕТОДОВ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПРОЕКТ «ПРОФИ» ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВИЗИРУЮЩИХ
МЕТОДОВ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Белова Л.Н.

Куйбышевский филиал

Новосибирского государственного педагогического университета

ljubela@yandex.ru

 

Многие вузы испытывают проблему набора абитуриентов. Без эффективной профориентационной деятельности современный вуз не может быть конкурентоспособным. В связи с этим актуальной является эффективная  профориентационная работа с целью привлечения  абитуриентов в вуз. Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки не только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении [1, с. 21].

С целью повышения эффективности профориентационной работы в педагогическом вузе с учащимися и выпускниками школ был разработан проект «Профи» с использованием активизирующих методов профориентационной работы. В ходе реализации проекта мы решаем следующие задачи:

-привлечение студентов к участию в профориентационной работе;

-использование активизирующего подхода в профориентационной работе с целью создания положительной мотивации у школьников;

-развитие профессионально важных качеств педагога у старшеклассников на профориентационных тренингах.

Проводя профориентационную работу, мы не только обеспечиваем мотивацию к получению педагогической профессии абитуриентами, но и совершенствуем систему профориентационной работы в вузе. В профориентационной работе мы выделяем 2 этапа: обучающий и практический. Цель первого этапа - научить студентов использовать активизирующий подход в профориентационной работе со школьниками. Активизирующие методики направлены на формирование субъекта профессионального самоопределения и предполагают не только формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив [2, с.54].

По мнению Н.С. Пряжникова, активизирующая методика имеет и свои особенности: интересность, увлекательность процедуры, личную значимость для клиентов обсуждаемых в методике вопросов, добровольность участия, двухплановость действия, предполагающая, с одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных действий. Разрабатывая обучающие занятия «Значимые для жизни ценности», «Социально-психологический портрет профессионала», «Особенности престижных профессий», «Особенности педагогической деятельности», «Профпригодность», «Проектирование карьеры», в качестве основного содержания мы использовали профориентационные игры и упражнения, бланковые игры, карточные игры, дискуссии, активизирующие опросники, созданные Н.С. Пряжниковым. Активизирующие профориентационные опросники - это скорее «игры в тесты», т.к. главная цель - заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении их в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся скучными, а в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка. Опыт показал, что данные методики обладают и некоторым диагностическим эффектом (заметим, что часть таких методик даже снабжена приблизительными нормами, что является редкостью для традиционных профориентационных опросников).

Начиная обучение студентов, в ходе организационной встречи не только определяем цель, задачи и основное содержание проекта, но создаем условия, благоприятные для командообразования, мотивируя студентов для дальнейшей работы. Разговор о профессиональном самоопределении начинаем с дискуссии о значимых для жизни ценностей. Осознанию основных смыслов трудовой деятельности способствует упражнение «Три судьбы», а жизненных ценностей и путей их достижения - игра «Торг». В рамках темы «Социально-психологический портрет профессионала» используем методику «Внутренний и внешний выбор» с целью активизации профессиональных интересов студентов. Особое внимание уделяем теме развития профессионально важных качеств, делая акцент на работе педагога.

В игре «Комплимент» участники получают обратную связь, что способствует осознанию не только личностных качеств, но и наиболее важных для профессионала. Упражнения «День из жизни профессионала», «Подарок» актуализируют специфические моменты в профессиональной деятельности. Модифицируя профориентационное упражнение «Самая-самая», продолжаем разговор о мотивах выбора профессии и важности самостоятельного и осознанного выбора. Профориентционная игра «Бизнес-риск-мен» заостряет внимание не только на особенностях престижных профессий, коммерческой деятельности, но заставляет задуматься о нравственных ценностях, о волонтерстве, поэтому мы сделали два дополнительных выбора «банк» и «благотворительность». Начинаем игру с размышления: «Если бы я занимался благотворительностью, то куда бы направил деньги». На заключительном этапе игры мы «чествуем» тех, кто активно занимался благотворительностью, проводим пресс-конференцию, актуализируя проблему нравственных ценностей: «Что сподвигло меня на благие дела».

Утверждения методики «Будь готов» являются качественной основой для проведения дискуссии  о профессионально важных качествах педагога, а также диагностикой для определения готовности к педагогической деятельности. Игра «СССР» помогает задуматься о соотношении развитых личностных качеств и качеств, необходимых для профессионала. Упражнение «Ловушки – капканчики» создает условия для повышения уровня осознания возможных препятствий на пути к профессиональным целям. Целесообразно начинать работу в группах, а в качестве демонстрации приглашать 1-2 участников от группы. Важно на заключительном этапе задать вопрос участникам: «Благодаря каким ресурсам вы будете преодолевать препятствия». Акцент делаем на использовании внутренних ресурсов. Заключительные занятия создают условия для эффективного проектирования карьеры, можно использовать упражнения «Важные события профессиональной жизни», «Жизненное расписание» и другие.

На 2 этапе студенты участвуют в конкурсе «Лучший профконсультант», цель которого - развитие педагогической компетенции и стимулирование студентов к качественной профориентационной деятельности. Теоретический этап конкурса предполагает решение следующих задач:

-публичная защита авторского проекта участников конкурса;

-выявление лучших студентов-профконсультантов;

-формирование методической копилки профориентационной работы ;

-тиражирование положительного инновационного опыта работы.

Практический этап включает в себя организацию и проведение профориентационных занятий со школьниками. Решая проблему компетентного отражения мира профессий и образа выбираемой профессии, Э.Ф. Зеер считает необходимым активно использовать диагностические и профориентационные игры, тренинги профессионального самоопределения. Развивающие технологии обращены к личностным механизмам, регулирующим активность оптанта, формирующим позитивное самоотношение, готовность к изменениям и способность проектировать альтернативные сценарии профессионального становления, принятие на себя ответственности за свое профессиональное будущее [3, с.155].

В заключение можно сказать: если вуз хочет выжить в условиях конкурентной борьбы, ему необходимо подходить творчески к выбору методов профориентационной деятельности.

 

Литература

  1. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). М., 2005.

  2. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения. М., 2001.

  3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2007.

Разделы