Сведения об образовательной организации

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ
ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ

 

Николаева Е.В.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

lisanikolaeva17@gmail.com

 

В современных условиях реформирования российской системы образования всё более важной представляется задача воспитания молодежи в духе понимания и принятия ценностей гражданского общества, способной к социализации, уважающей историко-культурное наследие, приобщающейся к духовным ценностям и истокам народной культуры.

Социальный заказ требует от системы образования осуществления подготовки активной, конкурентоспособной личности, компетентной в решении жизненных, профессиональных проблем, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны.

На сегодняшний день актуализируется проблематика, связанная с активной гражданской позицией. «Патриотизм, гражданственность и любовь к Отечеству  наши фундаментальные ценности, которые всегда скрепляли многонациональное Российское государство» (В.В. Путин). Интегративным качеством, определяющим воспитание гражданских качеств, является гражданская идентичность. В современных источниках гражданская идентичность трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе.

Главное в выборе подхода к воспитанию гражданственности – это создание условий для самореализации человека в пространстве своей страны и своего времени, это возможность достойно жить и работать по специальности. Исходя из образовательного стандарта, стране нужен выпускник  «социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед  семьёй, обществом, Отечеством» [1].

Современное гражданское образование нацелено на овладение гражданскими компетенциями личности. По мнению В. Ш. Масленниковой, гражданская компетенция – это совокупность готовности и способности, позволяющих личности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике [2].

В педагогическом процессе, в частности в формировании и гражданской позиции, проблемой является определение отдельных параметров, которые можно интерпретировать как компетенции, а также систему контроля по их овладению. Компетенции формируются в процессе обучения и воспитания, и не только вузе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В воспитании необходимо смоделировать разные векторы компетенций, связанных с гражданской позицией, которые в сумме создают целостную и функциональную личность. Таким образом, личность с выраженной гражданской позицией должна обладать определенными компетенциями. 

Компетенции – это особенности, заключающиеся в знаниях, понимании и действиях. Эти особенности следует понимать соответственно многомерно, а именно как в размерности общих способностей, выходящих за рамки специальности, имеющих интеллектуальный, социальный характер и включающих способности к саморегуляции, так и с точки зрения специфики специальности, а также ценностной ориентации [3]. Согласно Европейской системе квалификаций, понятие компетенция включает в себя:

 – когнитивную компетенцию, предполагающую использование теории и понятий, а также «скрытых» знаний, приобретенных на основе практики;

– функциональную компетенцию, а именно то, что человек должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере обучения или социальной деятельности;

– личностную  компетенцию, предполагающую поведенческие умения в конкретной ситуации;

– этическую компетенцию, предполагающую наличие определенных личностных и профессиональных ценностей [4, c. 49]. 

С точки зрения когнитивной компетенции, необходимо знать историю своей страны и края, жизненный путь созидательных личностей, героев, иметь базовые знания о символике, государственном устройстве и конституции, знать инфраструктуру гражданских отношений и систему информирования, степень ответственности, объекты культурного, природного наследия, понимать значение гражданского долга.

В контексте функциональных компетенций индивид должен быть способным к действию, способным мобилизовать личностные и другие ресурсы при определенных обстоятельствах, уметь содействовать в решении задач и пользоваться современными информационными ресурсами, связанными с функционированием государственных структур.

Личностные компетенции – проявление терпения, внимания, любознательности, заботы и интереса, уважение к ближнему. Что также является неотъемлемой частью гражданского воспитания.

С точки зрения этических компетенций, студент должен понимать, что такое социальное служение, справедливость, достоинство и значимость человека, важность человеческих взаимоотношений, честность, выступающие как требования этического кодекса, это является основой формирования этической компетентности личности. Человеческая жизнь имеет непреходящую  ценность [5].

Гражданская позиция проявляется в совокупности компетенций развивающейся личности, позволяющей не только интегрироваться в социум, но и менять социальную, культурную, экологическую среду. Она может проявляться в разных сторонах жизни, не замыкаясь на одном конкретном направлении. Обладая совокупностью компетенций, рассмотренных выше, в условиях открытости социальных институтов учащийся становится самостоятельной личностью, способной успешно функционировать в современном  обществе. При этом важно, чтобы приобретенные способности он смог использовать на развитие себя как личности, своего окружения и общества в целом. 

Таким образом, компетентностный  подход, требуемый в международной образовательной системе, позволяет создавать четкие индикаторы результативности, в том числе воспитательного процесса. Притом многие востребованные личностные и этические компетенции связаны с формированием гражданской позиции и являются универсальными.

 

Литература

1. Приказ министерства образования и науки РФ от 8декабря2009 г. N 709 «Обутверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр»)»

2. Масленникова В.Ш. Педагогическая модель социально ориентированной личности студента. Казань, 2006.

3. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.

4. Колер Ю. Европейская структура квалификаций // Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций / под ред. В. И. Байденко. М., 2009. С. 46–62.

5. Савельев Д. С. Педагогическая среда, педагогическое пространство как категории педагогической науки (анализ и определение терминов и понятий) // Инновации в образовании: специализированный образовательный портал. URL:http://sinncom.ru/content/publ/info/saveliev/index.htm (дата обращения 30.10.2015).

Разделы