Сведения об образовательной организации

КОНФЛИКТ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

КОНФЛИКТ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В ПРЕДСТАВЛЕНИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

 

Костюшина Е.В.

Мичуринский государственный аграрный университет

elena-kostyushina@yandex.ru

 

Конфликт является неотъемлемой частью социальной жизни общества и поэтому проблема этого явления вызывает живой интерес в научных кругах. Любой человек на протяжении своей жизни постоянно сталкивается с разного рода конфликтами. Без них невозможно представить нашу жизнь. Конфликтные ситуации неизбежно возникают там, где есть люди, имеющие различные представления, принципы, мировоззрения, вероисповедование, где не подавляется проявление индивидуальности и творческих начал.

Следовательно, важной способностью современного человека является умение эффективно действовать в конфликтных ситуациях, разрешать конфликты, находя приемлемые способы. Всё это является не менее важной основой и для комфортного существования всего человечества.

На современном этапе развития общества можно констатировать всё возрастающий интерес к конфликту как социальной проблеме. Это можно объяснить следующими фактами. Во-первых, во всех сферах социального взаимодействия наблюдается тенденция к увеличению числа конфликтов. Основные причины этого кроются в отсутствие взаимопонимания между людьми, в росте насилия, агрессии, разгуле терроризма, т.е. постоянное  усложнение самой проблемы конфликта в реальной жизни, делают вопрос важным и актуальным. Во-вторых, сегодня общество оказались в совершенно  новой точке эволюционного развития, когда человечество осознанно берет на себя ответственность за свое дальнейшее существование. Сегодня всё более очевидно, что девизом современной жизни становится выражение «Помоги себе сам». В этом аспекте очень важно иметь знания по разрешению и профилактике конфликта.

Невозможно обеспечить профессиональную реализацию и творческий успех, в выбранной сфере деятельности, не развивая себя, свою личность, не формируя активную жизненную позицию. Становление профессионально и личностно зрелого индивида, способного достигать вершин развития, думается, является сегодня одной из важнейших задач образования. Профессиональная компетентность будущего учителя в отрыве от психологической и конфликтологической сегодня просто немыслима. По роду своей деятельности учитель находится в постоянном взаимодействии с другими участниками образовательного процесса. В силу различных причин могут возникать межличностные конфликты между учителем и обучающимся, учителем и родителями, учителем и администрацией, коллегами по работе. Причинами возникновения таких конфликтов могут быть [1]:

- искаженное восприятие информации в процессе межличностной коммуникации;

- расхождения в способах оценки деятельности и личности;

- психологическая несовместимость;

- натянутые межличностные отношения;

- борьба за лидерство, власть;

- несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей.

Проведённое нами исследование среди студентов 1-2 курса, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», позволило установить ряд закономерностей о роли и месте конфликта в жизнедеятельности молодых людей. Анализируя ответы студентов на анкету «Восприятие конфликта» (автор М.С. Мириманова) [2], мы выявили такое понимание конфликта: 33% определяют конфликт как разногласие между людьми, 20% – считают конфликт ссорой, 22% – воспринимают его как столкновение мнений, 15% классифицируют конфликт как непонимание. Среди прочих ответов были и такие, которые определяют конфликт как неуважение, плохие взаимоотношения, отрицательные эмоции и т.д.

В повседневной жизни сложилось однозначное отношение к конфликту как негативному, нежелательному явлению. И это подтвердил наш опрос. При ответе на вопрос, какую функцию выполняет конфликт, большинство респондентов (71,5%) считает, что – негативную, разрушающую. 17% увидели в конфликте позитивные моменты и 11,5% утверждают, что конфликт может выполнять как негативную, так и позитивную функции.

Как видим, отношение большинства опрошенных к конфликту весьма определённое. Это объясняется, как мы считаем, весьма скудными научными знаниями об этом сложном  понятии, а также неумением увидеть за негативным моментом положительный аспект и направить течение конфликта в конструктивное русло.

В целом ответить на вопрос, конструктивен ли конфликт или деструктивен, можно в зависимости от того, к каким результатам мы придём к его окончанию.

Привычные модели поведения закладываются в раннем детстве путём «списывания» родительских моделей. Позднее они списываются с учителей и закрепляются всей системой воспитания. 40% юношей и девушек училось умению действовать в конфликтной ситуации на собственном опыте, 53% – у родителей и друзей, 4% – у литературных героев, 3% – действуют, полагаясь на интуицию.

Отвечая на вопрос о своем поведении в конфликте большинство студентов (65%) им довольно, а 50% ничего не хотели бы изменить в своем поведении. Только 25% недовольно своим поведением в конфликтной ситуации, а 35% хотели бы его изменить. Остальные 10% и соответственно 15% – не знают и не хотели бы.

Типичным поведением в конфликтной ситуации являются возмущение, раздражение, бурные эмоции, слезы. Это характерно для 60% опрошенных.

30% – доказывают свою правоту, стараются действовать по обстоятельствам, сдерживают свои порывы. И только 10% пытаются быть благоразумными и прекратить конфликт.

58% респондентов считают, что наиболее часто происходят конфликты во время занятий и возникают они из-за пустяков, недоразумений, просто, из-за хамства и невоспитанности. Наиболее характерным типом конфликта в студенческой среде является конфликт, вызванный отсутствием эмпатии. В основе такого конфликта лежит отсутствие понимания психического состояния другого человека.

Такая позиция, во многом, объясняется тем, что опрос мы проводили среди студентов 1-2 курсов. Малый срок обучения вместе, не позволил сложиться устоявшимся, крепким связям. Для первокурсников свойственны такие проявления как максимализм, категоричность, обостренное чувство собственного достоинства. Идёт процесс самоутверждения в группе сверстников, складываются межличностные отношения с новыми партнерами, формируются микрогруппы. На старших курсах межличностные взаимодействия приобретают осознанный характер, устанавливаются устойчивые взаимосвязи, в основе которых лежат симпатии, межличностная совместимость, общность взглядов, интересов. Межличностные конфликты в таких сложившихся группах бывают редко.

Что касается поведения в конфликте, то здесь за основу мы взяли методику «Стиль конфликтного поведения» К. Томаса и  выделенные им пять основных способов поведения – соперничество, уступчивость, избегание, компромисс, сотрудничество [2]. Выбор той или иной тактики в конфликте зависит от конкретной ситуации.

1. Соперничество (по некоторым классификациям «настойчивость», «принуждение») используется в таких ситуациях, когда одна из сторон пытается заставить другую сторону принять свою точку зрения во что бы то ни стало. Чаще всего такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими. Однако, может быть и эффективной, если используется в ситуации, угрожающей или препятствующей достижению своих целей.

2. Избегание (уход, уклонение) – это поведение используется в том случае, когда человек хочет уйти от конфликта. Бесспорно, такое поведение уместно, если предмет конфликта не представляет большой ценности или конфликт не является реалистическим.

3. Уступчивость (приспособление) данный вид поведения целесообразен в случае отказа от собственных интересов, готовности пойти навстречу другому. Эту тактику можно использовать в том случае, когда предмет разногласий имеет меньшую ценность, чем отношения с противоположной стороной.

4. Компромисс выбирается в том случае, когда одна из конфликтующих сторон принимает точку зрения другой и поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.

5. Сотрудничество, как тактика поведения в конфликтной ситуации имеет положительный результат, когда конфликтующие стороны признают право друг друга на собственное мнение. Это наиболее оптимальный способ поведения в конфликтной ситуации, так как даёт возможность проанализировать причины разногласий и выработать приемлемый для всех выход.

В результате диагностики бакалавров 1-2 курса, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», были получены следующие данные:

- 50% отдают предпочтение компромиссу;

- 40% за сотрудничество в конфликте;                                                         

- избегание, как тактика поведения, популярно у 28% студентов;

- соперничество предпочтительно у 11% опрошенных;

- 14% будущих учителей используют в конфликтной ситуации уступчивость.

По сути, нет хороших или плохих стратегий поведения в конфликте, а есть целесообразное или нецелесообразное их использование. И будущий педагог должен владеть всеми стратегиями поведения и уметь осознанно ими пользоваться. Каждая стратегия в какой-то ситуации незаменима, но если делается ставка на одну из них, то желательно знать о ее преимуществах.

И последнее, на что мы обратили внимание в нашем исследовании, это на взаимосвязь акцентуаций характера с уровнем конфликтности респондентов. Для выявления акцентуаций характера мы использовали методику Шмишека [3]. Было установлено, что 44% юношей и девушек имеют гипертимный тип акцентуаций, который относится к конфликтному типу; 42% – экзальтированный тип, что тоже является конфликтным; 27% имеют эмотивный тип, который характеризуют как неконфликтный. И ещё 27% присущи акцентуации тревожного типа (неконфликтный), 22% характеризуются циклоидным конфликтным типом акцентуаций. Остальные 22% приходятся на застревающий конфликтный (9%); демонстративный конфликтный (9%) возбудимый конфликтный (4%) типы акцентуаций характера.

Для профилактики конфликтов и снижения уровня конфликтности среди студентов можно рекомендовать проведение психологических тренингов направленных на развитие навыков коммуникативного общения, толерантности, эмпатии, на освоение способов конструктивного поведения в конфликте. Особенно это актуально для бакалавров 1-2 курсов, что, несомненно, будет способствовать повышению их конфликтологической грамотности и профессиональной компетентности.

Подводя итог всему выше изложенному, можно сделать следующие выводы:

1) конфликт воспринимается молодыми людьми как негативное явление, проявляющееся в разногласиях, отрицательных эмоциональных реакциях, ведущее к разрушению устоявшихся связей. Такое восприятие во многом, объясняется конфликтологической неграмотностью;

2) особенности поведения в конфликте закладываются с раннего детства примером родителей, учителей и закрепляются всей системой воспитания;

3) основным способом поведения в конфликте будущие учителя выбрали компромисс, хотя для этого вида деятельности предпочтительнее сотрудничество. Но это не отрицает и всех остальных способов поведения в конфликтной ситуации (соперничество, избегание, уступчивость). В целом, хотелось бы подчеркнуть, что владение всеми стратегиями поведения в конфликте и умение осознанно ими пользоваться, важны для каждого человека, а не только для будущего педагога;

4) высокая степень проявления конфликтности в выявленных акцентуациях характера студентов говорит о том, что конфликт занимает важное место и играет значимую роль в жизни юношества. В. связи с этим очень важна профилактика конфликтов, которая предполагает обретение конфликтологической грамотности, повышение эффективности общения, а также изменение социальных установок и норм, мешающих или просто не способствующих жизни в мире с собой и другими.

 

Литература

1. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М., 1999.

2. Мириманова М.С. Конфликтология. М., 2004.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2008.

Разделы