aaink@rambler.ru
Важнейшей составляющей качественного образования в современных условиях является воспитательная работа со студентами в любом вузе, тем более педагогическом. Формирование нравственного облика современного студента, его мировоззрения происходит не только во время учебного процесса, но и во внеучебной деятельности. И здесь связующим звеном является именно преподаватель, поскольку его деятельность не должна ограничиваться только передачей профессиональных знаний и умений. В вузе именно преподаватель может оказать то позитивное влияние, которое должно способствовать развитию и совершенствованию гармоничной личности студента, будущего специалиста.
А.В. Шестакова называет воспитательную работу «неотъемлемым компонентом педагогической деятельности, суть которого во всестороннем содействии гармоничному развитию личности, которая характеризуется сочетанием в себе духовного богатства, нравственной чистоты и духовного совершенства»[1, с.1]
Основной целью воспитательной работы на факультете филологии КФ НГПУ является создание благоприятных условий для личностного и профессионального формирования выпускников вуза, сочетающих в себе глубокие профессиональные знания и умения, высокие моральные и патриотические качества, обладающих правовой и коммуникативной культурой, способных к творческому самовыражению и активной гражданской позиции.
Поэтому, планируя свою воспитательную работу, преподаватели нашего факультета учитывают следующие направления: информационное, научно-исследовательская деятельность студентов, развитие студенческого самоуправления, гражданско-патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание, культурно - досуговая и интеллектуально - развивающая деятельность, пропаганда здорового образа жизни и физическое воспитание, формирование трудовой мотивации и профориентационная деятельность, тьюторское движение.
1. Информационное направление способствует формированию активной жизненной позиции, сохранению и приумножению историко-культурных традиций. На факультете по инициативе студентов и преподавателей создан и выходит 1 раз в месяц студенческий вестник о жизни факультета филологии КФ НГПУ «ФилФакт». Информационные сообщения наших студентов регулярно публикуются на сайте филиала, в городской и районной газетах. Информационный сектор есть и в студенческом совете факультета.
2. Научно-исследовательская работа студентов организуетсяпреподавателями двух выпускающих кафедр: кафедрой русского языка, литературы и методики обучения и кафедрой иностранных языков. Преподаватели не только руководят работой студентов в подготовке к олимпиадам различного уровня, привлекают к участию в студенческих конференциях, но и часто выступают соаторами научных исследований.
3. Развитие студенческого самоуправления
Координация различных видов внеаудиторной деятельности студентов осуществляется при активном участии Студенческого совета, в который помимо студентов избранных на факультетском собрании, в качестве координаторов, способствующих взаимодействию и сотрудничеству преподавателей и студентов в сфере их совместной деятельности, входит зам. декана ФФ по воспитательной работе и кураторы 1 курса. Студенческий совет согласно существующей модели управления действует через институты старостата и тьюторства. В структуре Студенческого совета 5 центров: информационный, научный, творческий, спортивный, волонтёрский.
Заседания студенческого совета проводятся с регулярностью один раз в месяц.
4. Гражданско-патриотическое, нравственно-эстетическоеи правовое воспитание включает: выработку у студентов норм толерантного поведения, навыков межкультурного взаимодействия между представителями разных национальных и культурных традиций. Так, на факультете налажены тесные связи с культурными центрами и народными коллективами, функционирующими в г. Куйбышеве Новосибирской области. Этот Центр украинской народной культуры «Свiтанок», Народный коллектив исполнителей русской народной песни «Ярилин день», Куйбышевское отделение Русско-немецкого дома г. Новосибирска и др.
Становлению гражданско-патриотических позиций способствуют: беседы со студентами об истории факультета, кафедр, вуза, родного города; совместное посещение студентами и преподавателями экспозиций и выставок в городском музее, художественной школе и т.д.; организация мероприятий, направленных на формирование нравственного облика педагога, его профессиональных качеств, активной жизненной позиции и др.
В рамках реализации программы «Школа – вуз – территория сотрудничества», разработанной на нашем факультете, налажено взаимодействие с коллективами школ, в которых работают наши выпускники.
5. Огромная роль в организации воспитательной работы на ФФ играет культурно - досуговая и интеллектуально – развивающая деятельность студентов. Работа преподавателей факультета в данном направлении способствуетраскрытию творческого потенциала студента, его самосовершенствованию в избранной специальности, приобщению к традициям и ценностям профессионального сообщества, развитию лидерских качеств, организационных способностей и др.
Так, на факультете 19 лет существует театральное объединение студентов факультета филологии «Балаганчик». Самодеятельное театральное творчество, опирающееся на богатство не только русской, но и мировой литературы, позволяет апеллировать к глубинным чувственным и эмоциональным переживаниям, подсознательным морально-нравственным установкам, художественному вкусу и предпочтениям.
Состав «Балаганчика» меняется с каждым новым выпуском и новым набором, но все участники сходятся в оценке работы объединения: «В театре повседневное общение переходит на другой уровень. На сцене невозможно без поддержки и помощи друг друга, поскольку мы все связаны одним сценарием. Здесь нет конкуренции или борьбы за роли, здесь есть общее, объединяющее нас всех дело».
В настоящее время в нашем театре играют и преподаватели. Это еще больше увлекает студентов.
Интересным является процесс совместного творчества при подготовке и проведении традиционных на нашем факультете «Литературных гостиных». Тематика их разнообразна: это может быть как творчество авторов изучаемых в том или ином блоке учебных дисциплин или творчество авторов, интересных участникам объединения.
Функционирует на факультет и поэтический клуб, в который входят как опытные авторы-студенты, получившие призвание на многих международных, региональных, областных конкурсах, так и начинающие авторы. А оттачивать своё мастерство, работать над стилем им помогают преподаватели кафедры РЯЛиМО.
6. Пропаганда здорового образа жизни и физическое воспитание включает привлечение преподавателей и студентов к участию в различных спортивных мероприятиях и занятиям в спортивных секциях. Так, на факультете стало традицией проведение «Малой олимпиады ФФ», в которой участвуют команды студентов и преподавателей. Не обходятся без участия филологов и такие мероприятия, как «Кросс наций», «Лыжня России», Спартакиада КФ НГПУ и др. При работе именно в этом направлении, как ни в каком другом, для студентов очень важен личный пример преподавателя.
Как показывает наш опыт организации воспитательной работы на факультете, именно профессорско-преподавательскому составу принадлежит ведущая роль в воспитании студентов. Личный пример, активная жизненная позиция, отношение к работе, стремление к интеллектуальному и творческому росту и др. помогают формированию этих качеств и в студенческом сообществе.
Шестакова А.В. Воспитательная работа как один из элементов педагогической деятельности преподавателя вуза / ИНТЕРЭКСПО ГЕО-СИБИРЬ. 2009. Т. 6. [Электронный ресурс]. URL http: //cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-rabota-kak-odin-iz-elementov-pedagogicheskoy-deyatelnosti-prepodavatelya-vuza (дата обращения: 29.10. 2015)