Сведения об образовательной организации

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ФИЛОЛОГИИ КФ НГПУ

Опыт организации воспитательной работы со студентами
на факультете филологии КФ НГПУ

 

Кожевникова И.Н.

Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического университета

aaink@rambler.ru

 

Важнейшей составляющей качественного образования в современных условиях является воспитательная работа со студентами в любом вузе, тем более педагогическом. Формирование нравственного облика современного студента, его мировоззрения происходит не только во время учебного процесса, но и во внеучебной деятельности. И здесь связующим звеном является именно преподаватель, поскольку его деятельность не должна ограничиваться только передачей профессиональных знаний и умений. В вузе именно преподаватель может оказать то позитивное влияние, которое должно способствовать развитию и совершенствованию гармоничной личности студента, будущего специалиста.

А.В. Шестакова называет воспитательную работу «неотъемлемым компонентом педагогической деятельности, суть которого во всестороннем содействии гармоничному развитию личности, которая характеризуется сочетанием в себе духовного богатства, нравственной чистоты и духовного совершенства»[1, с.1]

Основной целью воспитательной работы на факультете филологии КФ НГПУ является создание благоприятных условий для личностного и профессионального формирования выпускников вуза, сочетающих в себе глубокие профессиональные знания и умения, высокие моральные и патриотические качества, обладающих правовой и коммуникативной культурой, способных к творческому самовыражению и активной гражданской позиции.

Поэтому, планируя свою воспитательную работу, преподаватели нашего факультета учитывают следующие направления: информационное, научно-исследовательская деятельность студентов, развитие студенческого самоуправления, гражданско-патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание, культурно - досуговая и интеллектуально - развивающая деятельность, пропаганда здорового образа жизни и физическое воспитание, формирование трудовой мотивации и профориентационная деятельность, тьюторское движение.

1. Информационное направление способствует формированию активной жизненной позиции, сохранению и приумножению историко-культурных традиций. На факультете по инициативе студентов и преподавателей создан и выходит 1 раз в месяц студенческий вестник о жизни факультета филологии КФ НГПУ «ФилФакт». Информационные сообщения наших студентов регулярно публикуются на сайте филиала, в городской и районной газетах. Информационный сектор есть и в студенческом совете факультета.

2. Научно-исследовательская работа студентов организуетсяпреподавателями двух выпускающих кафедр: кафедрой русского языка, литературы и методики обучения и кафедрой иностранных языков. Преподаватели не только руководят работой студентов в подготовке к олимпиадам различного уровня, привлекают к участию в студенческих конференциях, но и часто выступают соаторами научных исследований.

3. Развитие студенческого самоуправления

Координация различных видов внеаудиторной деятельности студентов осуществляется при активном участии Студенческого совета, в который помимо студентов избранных на факультетском собрании, в качестве координаторов, способствующих взаимодействию и сотрудничеству преподавателей и студентов в сфере их совместной деятельности, входит зам. декана ФФ по воспитательной работе и кураторы 1 курса. Студенческий совет согласно существующей модели управления действует через институты старостата и тьюторства. В структуре Студенческого совета 5 центров: информационный, научный, творческий, спортивный, волонтёрский.

Заседания студенческого совета проводятся с регулярностью один раз в месяц.

4. Гражданско-патриотическое, нравственно-эстетическоеи правовое воспитание включает: выработку у студентов норм толерантного поведения, навыков межкультурного взаимодействия между представителями разных национальных и культурных традиций. Так, на факультете налажены тесные связи с культурными центрами и народными коллективами, функционирующими в г. Куйбышеве Новосибирской области. Этот Центр украинской народной культуры «Свiтанок», Народный коллектив исполнителей русской народной песни «Ярилин день», Куйбышевское отделение Русско-немецкого дома г. Новосибирска и др.

Становлению гражданско-патриотических позиций способствуют: беседы со студентами об истории факультета, кафедр, вуза, родного города; совместное посещение студентами и преподавателями экспозиций и выставок в городском музее, художественной школе и т.д.; организация мероприятий,  направленных на формирование нравственного облика педагога, его профессиональных качеств, активной жизненной позиции и др.

В рамках реализации программы «Школа – вуз – территория сотрудничества», разработанной на нашем факультете, налажено взаимодействие с коллективами школ, в которых работают наши выпускники.

5. Огромная роль в организации воспитательной работы на ФФ играет культурно - досуговая и интеллектуально – развивающая деятельность студентов. Работа преподавателей факультета в данном направлении способствуетраскрытию творческого потенциала студента, его самосовершенствованию в избранной специальности, приобщению к традициям и ценностям профессионального сообщества,  развитию  лидерских  качеств,  организационных способностей и др.

Так, на факультете 19 лет существует театральное объединение студентов факультета филологии «Балаганчик». Самодеятельное театральное творчество, опирающееся на богатство не только русской, но и мировой литературы, позволяет апеллировать к глубинным чувственным и эмоциональным переживаниям, подсознательным морально-нравственным установкам, художественному вкусу и предпочтениям.

Состав «Балаганчика» меняется с каждым новым выпуском и новым набором, но все участники сходятся в оценке работы объединения: «В театре повседневное общение переходит на другой уровень. На сцене невозможно без поддержки и помощи друг друга, поскольку мы все связаны одним сценарием. Здесь нет конкуренции или борьбы за роли, здесь есть общее, объединяющее нас всех дело».

В настоящее время в нашем театре играют и преподаватели. Это еще больше увлекает студентов.

Интересным является процесс совместного творчества при подготовке и проведении традиционных на нашем факультете «Литературных гостиных». Тематика их разнообразна: это может быть как творчество авторов изучаемых в том или ином блоке учебных дисциплин или творчество авторов, интересных участникам объединения.

Функционирует на факультет и поэтический клуб, в который входят как опытные авторы-студенты, получившие призвание на многих международных, региональных, областных конкурсах, так и начинающие авторы. А оттачивать своё мастерство, работать над стилем им помогают преподаватели кафедры РЯЛиМО.

 6. Пропаганда здорового образа жизни  и физическое воспитание включает привлечение преподавателей и студентов к участию в различных спортивных мероприятиях и занятиям в спортивных секциях. Так, на факультете стало традицией проведение «Малой олимпиады ФФ», в которой участвуют команды студентов и преподавателей. Не обходятся без участия филологов и такие мероприятия, как «Кросс наций», «Лыжня России», Спартакиада КФ НГПУ и др. При работе именно в этом направлении, как ни в каком другом, для студентов очень важен личный пример преподавателя.

Как показывает наш опыт организации воспитательной работы на факультете, именно профессорско-преподавательскому составу принадлежит ведущая роль в воспитании студентов. Личный пример, активная жизненная позиция, отношение к работе, стремление к интеллектуальному и творческому росту и др. помогают формированию этих качеств и в студенческом сообществе.

 

Литература

Шестакова А.В. Воспитательная работа как один из элементов педагогической деятельности преподавателя вуза / ИНТЕРЭКСПО ГЕО-СИБИРЬ. 2009. Т. 6. [Электронный ресурс]. URL http: //cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-rabota-kak-odin-iz-elementov-pedagogicheskoy-deyatelnosti-prepodavatelya-vuza (дата обращения: 29.10. 2015)

Разделы