Сведения об образовательной организации

ТРАДИЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ СТУДЕНТА СПО

ТРАДИЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ СТУДЕНТА СПО*

 

Стрельникова А.А.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

strelnikova.anna@inbox.ru

 

*Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 15-36-01032а1

 

На современном этапе развития общества, особую значимость представляет формирование духовных ценностей у подрастающей молодежи. Негативная социально-экономическая ситуация, порождаемая общемировым кризисом, привела к существенному изменению многих привычных ценностных установок и ориентаций. В настоящее время высок риск возникновения идеологических (политических, национальных, расовых, конфессиональных) конфронтаций на фоне общего нравственного оскудения людей. Очевидно, что на современном этапе развития российского общества сместилась шкала ценностей. Любые реформы общества  открывают новые возможности и новые опасности. Так, в России стали нарастать негативные явления, связанные с наличием «ценностного вакуума», «эмоционального бескультурья» и «нравственной деградации».

Главными причинами современного нравственного кризиса можно обозначить: отлучение молодежи от социальной жизни; трудно доступность культуры для подростков; отдаление молодежи от старшего поколения; «одномыслие», долгое время навязываемое государством, и как результат - формирование массовой культуры, которая ведет к снижению у молодежи уровня моральных притязаний и изменение системы ценностей; социально-материальное расслоение и дефицит элементарных жизненных благ, формирующий у молодежи зависть и, как следствие, агрессию [1, с. 5].

Сегодня проблема формирования этических норм на всех этапах образовательного процесса приобретает особое значение в связи с тем, что в учреждения среднего профессионального образования приходят студенты, в сознании которых деформированы или вообще не сформированы эталоны поведения и отношения к другим людям. А именно им предстоит стать компетентными специалистами, способными эффективно осуществлять профессиональную деятельность [2, с. 187].

С точки зрения этики под этической культурой понимается система ценностей, включающих нравственные обычаи, традиции, верования и надежды, нравственные качества национального характера, моральные нормы и принципы, идеалы и понятия, укоренившиеся в обществе, и рефлексии над ними в рамках философско-этических теорий, реализующих себя в мировоззренческих представлениях морального сознания и в системе этического просвещения [3, с. 195].

Анализ практики воспитания молодежи все больше убеждает, что эффективная организация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях немыслима без глубокого изучения лицами, работающими с молодёжью, системы нравственных ценностей молодых людей, которой она руководствуется в своей жизни, как в конкретном единичном поступке, так и в жизненных принципах.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. С позиций традиционной педагогики целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, ориентированной на формирование общечеловеческих нравственных ценностей (доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие), является стержневым показателем сформированности этических норм, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

В современной педагогике актуальны идеи самоценности человека, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности, эмпатии и толерантности [4]. Следовательно, встает задача создания обучающемуся условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей, для этого необходимо, чтобы воспитательная среда в образовательном учреждении была как можно более разнообразной, вариативной.

При организации процесса обучения студентов среднего специального образования на базе Института права и национальной безопасности особое внимание уделяется не только организации образовательного, но и особенно воспитательного процесса при подготовке по специальности «Правоохранительная деятельность». Особенность подготовки по данной специальности заключается в формировании у обучающихся не только системы знаний и навыков по данной специальности, но и в формировании высокого уровня правосознания, основанного на традиционных морально-нравственных ценностях. Исходя из этого, большое внимание уделяется внеучебной работе с обучающимися, которой в формировании морально-этических норм отводится основная роль.

С первых дней процесса обучения студентов знакомят с правилами поведения в стенах университета, изложенных в кодексе корпоративного поведения ТГУ имени Г.Р. Державина. Данный документ, основанный на традиционных общечеловеческих ценностях, определяет основные морально-этические нормы поведения профессорско-преподавательского состава, сотрудников и обучающихся государственного образовательного учреждения между собой и с другими лицами, в том числе с представителями органов государственной власти и средствами массовой информации.

Внеучебная работа включает в себя совместную деятельность по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности совместно с сотрудниками правоохранительных органов. Данная деятельность не только профессионально ориентирует учащихся, но и формирует у студентов отзывчивость на чужую беду, чувство справедливости, уважение прав и свобод личности.

Многолетняя деятельность привела к формированию традиций - ценностного элемента содержания социального и культурного наследия. Традиции передаются из года в год самими обучающиеся (посвящение в студенты, первое совместное дежурство с правоохранительными органами, получение удостоверения дружинника и т.д.). Одна из главных функций традиций – обеспечение непрерывности образовательного процесса. К. Поппер указывает на другую важную функцию традиций: «Традиции могут служить своего рода связующим звеном, посредником между личностями и институтами». Таким образом, традиции играют важную роль не только развитию коллектива, но и в  социализации личности [5, с. 68].

Поддержка позитивных традиций, сформированных студентами в процессе обучения, и формирование новых - является одной из задач учебно-воспитательной работы со студентами СПО. Участие студентов в общественных социально-ориентированных организациях является одним из средств формирования морально-этических норм для будущих специалистов в сфере правоохранительной деятельности. Вариативная реализация своих потенциальных возможностей в образовательном учреждении посредством участия в различных кружках и секциях (КВН, содружество молодых юристов, спортивные секции и т.д.) приводит к формированию позитивных традиций, вносящих свой положительный вклад в формирование этических норм студента.

 

Литература

  1. Степанюк Л.А. Формирование базовых моральных ценностей у студентов университета как основы развития нравственности. Магнитогорск, 2007.

  2. Колунина Н.В. Диагностика при проектировании педагогической модели формирования этических норм студентов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 8. С. 187-191.

  3. Зорина В.В. Пути совершенствования этической культуры будущих педагогов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. №2. С. 195-198.

  4. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: дис… д-ра пед. наук. Белгород, 2005.

  5. Кузьменко И.В. Роль традиций в развивающей среде образовательных учреждений // Научный поиск. 2015. № 3.1. С. 68-69.

Разделы