Сведения об образовательной организации

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

 

Анциферов В.В.

Воронежский институт МВД России

avv1367@ mail.ru

 

Образовательные организации МВД России выполняют важную социальную задачу – подготовка и воспитание сотрудников, способных выполнять оперативно служебные задачи. Воспитание в образовательной организации МВД России осуществляется через педагогическую деятельность руководства организации, преподавателей, сотрудников подразделений морально-психологического обеспечения, руководителей и сотрудников факультетов, курсов и педагогический процесс как форму организации педагогической деятельности.

Как отмечают исследователи, «воспитание –это целенаправленная деятельность государства и общества, их институтов и учреждений, а также коллективов, должностных лиц и отдельных воспитателей по формированию и развитию личности гражданина и побужде­нию его к самосовершенствованию в соответствии с потребностями общественного развития» [1, с. 17].

Это определение показывает два аспекта деятельности воспитателей, с одной стороны формировать и развивать компетенции личности специалиста, применяя формы, методы организации своей воспитательной работы. А с другой, создавать условия для самовоспитания и саморазвития курсантов и слушателей в процессе обучения.

Проведенные нами исследования понимания сущности воспитательной деятельности различными категориями сотрудников, по долгу задействованных в ней, показывают, что в подавляющем большинстве преподаватели, сотрудники факультетов, курсов, сотрудники подразделений морально-психологического обеспечения понимают сущность своей служебной деятельности в воспитании дисциплинированности, ответственности, посещении занятий, четком соблюдении распорядка дня, строгом несении службы и мало внимания уделяют развитию личности, обеспечению быта, заботе о досуге и создании условий для самосовершенствования. При этом формы и методы их воспитательной работы, в основном сводятся к поощрению и наказанию.

Вместе с тем проникновение идей демократической педагогики в сознание и деятельность воспитателей в широком смысле этого слова обуславливает все большее проникновение в реальный педагогический процесс. В нашем исследовании около 30% воспитателей уже осознают необходимость изменения подхода к организации своей воспитательной работы. Эта категория определяет сущность своей работы как деятельность по созданию условий, при которых личность обучающегося осознает требования общества, министерства и условия успешности будущей профессиональной деятельности и самостоятельно с помощью воспитателей развивает у себя необходимые компетенции.

Исследования и опыт показывают, что в современных условиях больших результатов добиваются воспитатели, помогающие развитию курсантов и слушателей, создающие условия для наиболее полного творческого проявления личности. Их воспитанники, как показало исследование, по всем показателям более успешные.

Воспитание следует рассматривать как взаимообусловленную деятельность воспитателя и воспитуемых. Эта деятельность дает желаемые результаты, если она обеспечена организационно, материально, технически и методически, если приобретает характеристики воспитательного процесса, то есть имеет временную и пространственную протяженность и обеспечивающие ее силы и средства.

Как отмечается в руководящих документах МВД России, одна из задач, стоящих перед руководителями всех уровней, это формирование у сотрудников органов внутренних дел комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально-значимых качеств личности, обусловленных потребностями и особенностями оперативно-служебной, деятельности [2]. В целом эта задача выполняется, но в воспитательном процессе, на наш взгляд, присутствует ряд недостатков, среди которых можно отметить следующие:

-               частое применение руководителями командно-административных форм и методов воспитательной работы;

-               отсутствие единой стратегии воспитания у субъектов воспитания: профессорско-преподавательского состава, сотрудников подразделений морально-психологического обеспечения и сотрудников факультетов, курсов в ведении воспитательной работы;

-               отсутствие единых требований к организации жизни, быта и отдыха курсантов и слушателей;

-               слабая подготовленность к организации и проведению воспитательной работы.

-               слабая методическая обеспеченность ведения воспитательной работы.

Важную роль в воспитании курсантов и слушателей играет работа сотрудников курсов (начальников курсов, заместителей начальников курсов, командиров взводов). Это мощный отряд профессионалов-воспитателей.

Согласно должностным обязанностям, сотрудники курсов отвечают: за служебную и мобилизационную готовность курса, успешное выполнение им учебных и служебных задач, воспитание личного состава, дисциплину и морально-психологическое состояние, за поддержание внутреннего порядка и выполнение распорядка дня и другие. Основным организатором работы с личным составом курса, а также воспитательной и спортивно-массовой работы является начальник курса.

Этот отряд воспитателей воспитывает сотрудников органов внутренних дел и в этом высокая значимость из роли. Поэтому так важно посмотреть, что за люди выполняют эту роль. В исследовании был проанализирован кадровый потенциал этой категории и их психолого-педагогическая подготовленность к воспитательной работе.

Уровень подготовки, умение работать с личным составом курсантов и слушателей существенно сказывается на проведении воспитательной работы. От 8 до 49% курсантов и слушателей при возникновении проблемных ситуаций обращаются именно к сотрудникам курсов.

Выполнение служебных обязанностей сотрудниками курсов включает несколько функций, среди них: организационная, проведение занятий и инструктажей, решение хозяйственных вопросов, организация и проведение воспитательной работы и другие.

Опрос сотрудников курсов образовательных организаций МВД России показывает, что наиболее успешно справляются с функциональными обязанностями сотрудники курсов, имеющие военное, педагогическое образование. Данная категория сотрудников видят цели воспитательной работы, способствуют улучшению успеваемости, дисциплины на курсе, вникают в проблемы курсантов и слушателей, способствуют их развитию. Анализ деятельности этой категории показывает их успешность во взаимодействии с подчиненными, они стараются создать условия, помочь курсантам и слушателям. О результатах взаимодействия можно судить по опросу курсантов. При возникновении проблем в 64 случаях из 100 они обращаются к сотрудникам курсов.

Руководители факультета отмечает, что данная категория сотрудников более полно охватывает все стороны жизни и деятельности курсантов и слушателей, видят и прогнозируют воспитательную работу, и как результат занимают ведущие места на факультете по успеваемости и дисциплине. Кроме этого данная категория сотрудников привлекает профессорско-преподавательский состав для проведения воспитательных мероприятий на курсе.

Другая категория сотрудников курсов, отнесенная нами к группе «педагогически ориентированные» (обучавшиеся на курсах повышения квалификации или самостоятельно), стараются строить свою воспитательную работу с точки зрения педагогических идей. Они уделяют внимание успеваемости и дисциплине на курсе, способствуют развитию курсантов. Руководителям факультетов при работе с данной категорией сотрудников приходится оказывать существенную помощь, проводить инструктажи и беседы.

Третья категория сотрудников курсов не руководствуются в своей работе педагогическими знаниями, используют в основном методы поощрения и наказания, не всегда учитывают интересы курсантов и слушателей. Данная категория не видит перспективных воспитательных целей. Курсанты и слушатели прибывают к ним по вызову, и решают возникшие проблемы с курсовыми офицерами в 30 случаях из 100. Руководителям факультетов данную категорию сотрудников приходится постоянно контролировать. И как результат, их подразделения не занимают призовых мест на факультете.

Таким образом, одна категория руководителей курсов стремится к взаимодействию, другая только к воздействию на подчиненных.

Исследовалась так же теоретически и практически значимая характеристика всех уровней воспитателей участвующих в работе с курсантами и слушателями, видение и предвидение целей и задач воспитания конкретного человека. Анкетирование показало, что 77,7% сотрудников курсов видят результаты своей воспитательной работы и стараются приблизить их к требованиям ФГОС выпускника, 22,3% видят результаты своей воспитательной работы не в полной мере.

Таким образом, практика свидетельствует, что подавляющее большинство сотрудников курсов видят конечную цель, но не всегда умеют поставить конкретные задачи воспитания. С позиций педагогической теории и педагогической практики важными для характеристики педагогического потенциала является их умение организовать педагогическую среду, включить как можно больше сил и средств в работу по воспитанию, сплотить единый педагогический коллектив.

Привлечение сотрудниками курсов профессорско-преподавательского состава и сотрудников подразделений морально-психологического обеспечения, как показывают исследования, еще не отвечают современным требованиям.

Воспитывающая деятельность преподавателя любой учебной дисциплины заключается в организации взаимодействия с курсантами и слушателями, направленная на достижение педагогических целей. Воспитательные возможности они реализуют средствами своего предмета, формируя у обучающихся разносторонние мотивы учебной, общественной, профессиональной деятельности. Процесс воспитания они осуществляют в ходе обучения. Однако, как показывает опрос, 23,2% сотрудники курсов указали на то, что преподаватели, помимо процесса обучения, оказывают помощь в воспитательной работе, они участвуют в курсовых мероприятиях, являются кураторами, членами учебно-воспитательного совета.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: те сотрудники факультетов, курсов, которые имеют педагогические умения и навыки, более успешно осуществляют воспитательную работу в своем подразделении, видят ее цели и результаты, привлекают профессорско-преподавательский состав к проведению мероприятий, что дает больший воспитательный эффект, делает воспитательный процесс целостным.

 

Литература

  1. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации / под ред. В.Я. Кикотя. М., 2009.

  2. Приказ МВД России от 01.02.07 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел».

Разделы