Сведения об образовательной организации

ПОЗНАНИЕ ЭТИМОЛОГИИ РОДНЫХ ИСТОКОВ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

ПОЗНАНИЕ ЭТИМОЛОГИИ РОДНЫХ ИСТОКОВ КАК ОСНОВА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

 

Извеков И.Н.

Международный инновационный университет

Izvekov37@mail.ru

 

Современная инновационная технология в воспитательной сфере образовательных учреждений на основе приобщения молодежи к изучению микроистории родных истоков в истории Отечества в последние десятилетия набирает популярность и становится духовно-нравственной потребностью осознавать преемственность поколений в формирующемся гражданском обществе РФ. Методологической основой воспитательной инновации выступает ценностно-генеалогический подход в целостной образовательной среде семьи и образовательного учреждения, который формируется на осознании личной (семейной) информации, классифицируемой как генеалогические ценности.

Как показывает наше многолетнее исследование, такой подход в воспитании молодежи плодотворно влияетна духовно-нравственное воспитание, гражданское самосознание, толерантность и патриотические чувства молодежи. Относительно целей и задач воспитания в педагогике существуют разные суждения. Не отвергая других целей воспитания, ценностно-генеалогический подход особо вычленяет задачи воспитания качеств личности, раскрывающие ее нравственность.

При сохранении целевой установки на развитие патриотических, гражданских и общечеловеческих (нравственных) качеств личности в оптимизации государственной воспитательной политики в субъектах РФ все чаще прибегают  к научно-обоснованному ценностно-генеалогическому подходу с целью акцентирования внимания на формировании генеалогической культуры молодежи как инновационной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся [1]. Проведение исследования истории семьи, ветви рода в аспекте изучения истории Отечества несет в себе огромный потенциал духовно-нравственного воспитания молодежи [2; 3].

Сущность формирования генеалогической культуры личности заключается в целенаправленном приобщении ее к общечеловеческим и семейным культурным ценностям, этике и эстетике поведения, социально и индивидуально значимой творческой деятельности. Установлено, что личность, приобщенная к генеалогической культуре, более восприимчива к осознанию гражданских и социальных компетенций, адекватному восприятию гуманных, патриотических и толерантных качеств личности. Приобщение личности к генеалогической культуре сказывается на ее поведении, что проявляется не только в личностной, но и общественной активности, стремлении делать добро людям, бережно относиться к родительской семье, чтить преемственность поколений, помнить предков, сохранять семейные традиции, быть отзывчивыми, честными, добропорядочными, целеустремленными и проявлять другие нравственные общечеловеческие качества.

Решение проблем развития генеалогической культуры личности в образовательных учреждениях во многом зависит от организации учебно-воспитательной работы в них. Обращение к ценностно-генеалогическому подходу воспитания молодежи связано с менеджментом формирования генеалогической культуры в образовательных учреждениях, что, в первую очередь, связано с формулирования воспитательных задач:

- воспитание генеалогических и нравственных ценностей личности;

- воспитание генеалогической и нравственной культуры и на этой основе актуализация нравственного становления личности;

- воспитание патриотов России, достойных граждан своей страны, своего края, помнящих свое родство, знающих свою родословную, микроисторию семьи в истории Отечества;

- воспитание толерантности, культуры межличностных и межэтнических отношений;

- формирование у молодежи активной жизненной позиции, позитивного отношения к учебе и общественной деятельности на основе осознания семейных традиций, обычаев, поступков родителей, родственников и предков;

- нравственное обогащение личности средствами литературного представления своей семейной истории (воссоздание и систематизация семейного архива, составления монографии, написания биографических очерков, исторического рассказа, повести и др.);

- привитие нравственной культуры, бережного отношения к родительской семье, родным и свойственным корням, породненным семьям,  своей будущей семье;

- нравственные проявления в поведении и деятельности в современном гражданском обществе.

В соответствии с психологической структурой личности объектом педагогического влияния становятся взаимосвязанные сферы внутреннего мира личности - нравственные ценности, нравственное сознание, нравственные чувства и нравственные привычки, определяющие линию поведения молодого человека не только в изучении истории семьи, но и в других ситуациях. Это оказывает воздействие на все образующие компоненты генеалогической культуры – целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Введение программы курса «История семьи в истории Отечества» [4] в учебно-воспитательный процесс предполагает использование инновационных образовательных технологий, включение следующих методов обучения и воспитания, направленных непосредственно на духовно-нравственное  развитие молодежи средствами генеалогии:

- методы формирования нравственного сознания и нравственных чувств (рассказ, лекция, беседа, диспут, диалог, пример, использование средств массовых коммуникаций и компьютерных технологий;  нравственно-эстетического потенциала искусства и другие на материале генеалогической направленности);

- методы формирования нравственных привычек и опыта нравственного поведения (организация воспитывающих ситуаций, игра, индивидуальное проектирование, творческие конкурсы, волонтерская, музейная, краеведческая, природоохранная деятельность, военно-патриотическая поисковая работа и др.).

В контексте ценностно-генеалогического подхода к духовно-нравственному воспитанию молодежи целесообразно руководствоваться следующими модулями, характеризующими индивидуальную генеалогическую культуру личности: 

- ценностно-ориентационный, отражающий интересы и мотивы изучения истории семьи;

- научно-познавательный, характеризующий знания молодежью генеалогических понятий, терминов; постулирующий наличие установки на изучение истории семьи; отображающий умения поисковой деятельности;

- эмоционально-нравственный, отражающий сопереживание, эмоциональное отношение к предкам в поколениях и современникам;

- творчески-созидательный, включающий поисковую деятельность, творческое оформление результатов генеалогических исследований.

Рассматриваемый ценностно-генеалогический подход в воспитании молодежи в образовательном пространстве семьи и образовательного учреждения педагогический коллектив, как правило, акцентирует внимание учащейся молодежи на приемах формировании абстрактно логического мышления обучаемых, при этом стиль изложения учебной литературы и педагога также ориентированы на данную когнитивную стратегию. С другой стороны, современные исследования на основе внедрения новых информационных технологий находят методологическое противоречие между механизмами психической активности субъекта и существующими технологиями обучения, апеллируя лишь к сфере рационального сознания и игнорирующими возможности формирования продуктивного поведения, опирающего на устойчивые паттерны психической активности.

В данном аналитическом обзоре ценностно-генеалогический подход акцентирует внимание на понятиях «сетевое взаимодействие», «сетевая теория», «сетевая методология» и других синонимов от слова «сеть», под которыми в практике просвещения понимается специфика взаимодействия, общения и активизации познавательной деятельности людей (не исключая систему Интернет). Однако актуальной потребностью сложившейся системы образования является использование инновационных технологий обучения, разработанных на основе современных методологических позиций индивидуальных образовательных траекторий, которые должны быть максимально индивидуализированными и обоснованными с позиции теоретико-прикладного аспекта их психологического содержания (так же, как, например, и технологии компетентностного формата) [5].

В учебно-воспитательном процессе молодежи, нацеленного на формирование нравственной компетентности, практикуются и нетрадиционные подходы для мотивации познавательной активности в контекстном обучении, задействованные через систему сетевого взаимодействия. Такие инновации способствует развитию интереса не только к профессиональной деятельности, общего гуманитарного, социально-экономического, математического и общего естественнонаучного циклов, но и в большей степени к нравственной воспитанности и гражданской компетентности молодежи.

Такое сетевое взаимодействие призвано обеспечить успешность профессиональной подготовки и формирование профессиональной и общей компетентности воспитанников. Взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки, овладение практическими профессиональными умениями и навыками реализуются в процессе всех видов самостоятельных и коллективных работ, учебных и производственных практик, подготовки курсовых и выпускных исследований, участия в научно-организационной творческой деятельности учащейся молодежи.

 

Литература

1. Извеков И.Н.История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы. М., 2014.

2. Извеков И.Н., Зимовина О.А. К вопросу оптимизации государственной воспитательной политики в субъектах РФ // Профессиональное образование в современном мире. Новосибирск, 2015. № 1 (16). С. 211-225.

3. Извеков И.Н., Зимовина О.А. Развитие генеалогической культуры учащейся молодежи // Профессиональное образование в современном мире. Новосибирск, 2014. № 4 (15). С. 140-154.

4. Извеков И.Н. Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы: дис. … док. пед. наук. Сочи, 2011.

5. Зимовина О.А. Теоретические основы индивидуализации обучения. Сочи, 2007.

Разделы