Сведения об образовательной организации

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

 

Булыгина Н.В.

 Социально-педагогический институт Мичуринского государственного аграрного университета

notka.71@mail.ru

 

Профессиональной подготовке специалистов – учителей начальных классов – всегда уделялось достаточно большое внимание. Следует заметить, однако, что будущее культуры, искусств, наук, образования в XXI веке связано с технической и информационной эволюцией Особая роль в цивилизованном мире принадлежит эффективному инновационному развитию педагогической и психологической технологий. «В современной социокультурной ситуации все более остро очерчивается круг проблем совершенствования нравственного и общекультурного воспитания молодежи»[1, с.2].

Что такое современный учитель накальных классов? Это и преподаватель, и воспитатель, и организатор, и активный участник процесса с обучающимися, родителями и коллегами, и исследователь педагогического процесса, и консультант, и умелый психолог. Он должен постоянно повышать уровень своего профессионального и педагогического мастерства, вести творческий поиск нового. Функции профессиональной деятельности учителя начальных классов шире, чем учителя-предметника, так как он практически всё время проводит с детьми, преподаёт практически все разнопрофильные дисциплины. Тем выше требования предъявляются сейчас к студентам.

Современная педагогика и методики обучения требуют от студентов глубоких теоретических знаний и практических навыков, т.к. учитель начальных классов должен быть человеком широко образованным и иметь в своём арсенале умения и навыки музыкально-исполнительской деятельности, необходимые для развития духовного потенциала учащихся в дальнейшем [2]. В педагогических вузах в последние годы не уделяется должного внимания общекультурной подготовке студентов: основная программа имеет лишь несёт ознакомительные функции таких дисциплин, как «Культурология», «Теория и методика музыкального воспитания», «Мировая художественная культура». Тем более ответственной становится задача преподавателей данных дисциплин.

Освоение любой дисциплины начинается с её теоретических основ, цели, задач, основных принципов. Занятия по музыкальному воспитанию – не исключение. Студенты зачастую довольно скучно и без интереса воспринимают такую информацию. На своих занятиях мы стараемся устранить этот пробел. Обязательный понятийный аппарат подкрепляется конкретными примерами. Так, на первых занятиях, при ознакомлении с темами «Музыка как вид искусства», «Цель и задачи музыкального воспитания детей» обязательно даём характеристику музыки в её связи с другими видами искусства (в частности, литературой, живописью), приводим конкретные поэтические примеры, названия картин известных художников. Очень интересным здесь оказываются понятия «программной» и «непрограммной» музыки. Студентам даются для прослушивания и сравнения фрагменты произведений П.И. Чайковского (например, пьесы из «Детского альбома»), Р. Шумана («Альбом для юношества»), а также фрагменты наиболее известных симфоний – В.А. Моцарта (№40), Л.В. Бетховена (№№5 и 9), А. П. Бородина («Богатырской»).

Обязательным элементом каждого практического занятия является слушание и анализ музыкального произведения, предусмотренного программой по музыке для начальной школы (несмотря на разнообразие программ – музыкальный репертуар практически на 100% в них повторяется). Опыт даёт основание говорить о том, что кроме вопроса «Понравилось ли это произведение или нет?» студенты не спрашивают у обучающихся ничего. Оно и понятно: ведь в большинстве своём сами не владеют элементарной терминологией. А любое музыкальное произведение - это целая поэма со своими героями, положительными и отрицательными, событиями, чувствами, переживаниями. И необходимо этому научиться; увидеть, услышать и найти те средства музыкальной выразительности, которые пытался донести до слушателя композитор. Конечно, программная музыка в этом – большой помощник: ведь название произведения уже настраивает слушателя на определённый лад, тем более, если это вокальное произведение.

А как быть с непрограммной музыкой? Насыщенная живыми интонациями, выражающими определенные человеческие переживания, она отражает реальную жизнь, которая является источником этих переживаний, но отражает через эмоции. Непрограммная музыка выражает только эмоциональное содержание, но это содержание обязательно есть. Им определяются особые познавательные возможности музыкального искусства. Поэтому студенту важно знать такие средства музыкальной выразительности, как мелодия, тембр, темп, регистр. Студенты не только анализируют музыкальные произведения, но и делают сравнительный анализ вновь услышанного произведения с ранее слышимыми по всем возможным параметрам: форма, часть, средства музыкальной выразительности, композитор, особенности письма данного композитора, отношение к услышанному. Мы в процессе обучения анализируем как небольшие произведения (см. выше), так и отрывки из крупных сочинений, например, симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и Волк», фрагменты из опер Н.А. Римского-Корсакова «Садко», «Снегурочка», балетов П.И. Чайковского «Спящая красавица» и «Щелкунчик», сюиты Э. Грига «Пер Гюнт» и др.

Также обязательным элементом занятий считаем разучивание и исполнение песенного репертуара – опыт показывает, что студентам очень нравится этот вид работы: они с удовольствием поют песни, знакомые с детства, а также учат те, которые по различным причинам не вошли в их «детский» репертуар.

В целом в процессе занятий по музыкальному воспитанию приобретают огромное значение обычные человеческие чувства - радость, горе, восторг, негодование, гордость и т.д. Эстетическое отношение человека к действительности и искусству это не только процесс восприятия, это особое состояние человека - эмоционально-эстетическое переживание.

В этой связи встает чрезвычайно важная задача - качественная подготовка воспитателей подрастающего поколения. В настоящее время значительно возросла роль эстетического воспитания молодежи, студентов. Оно способствует развитию творческих способностей, активно влияет на восприятие знаний, пробуждает глубокие гражданские чувства профессиональной ответственности, уважения к людям труда, создающим материальные и духовные ценности.

Студенческие годы - период наиболее активного формирования будущего учителя, углубления его знаний, выработки профессиональных умений, совершенствования и утверждения эстетических принципов, которые станут основой поведения молодого специалиста, критерием его отношений в коллективе. Использовать все богатство музыкально-эстетического воздействия на студентов - значит широко вводить в практику работы педагогических вузов все многообразие форм и средств музыкально-эстетического воспитания. В этом плане музыкальное искусство составляет неисчерпаемый воспитательный потенциал, способный сформировать этические и эстетические качества будущего учителя.

 

Литература

  1. Слонимская Н.Р. Развитие музыкальных способностей студентов гуманитарных вузов: автореф. дис. … докт. пед. наук. СПб, 2008.

  2. Булыгина Н.В. Методы при ознакомлении со стилями на занятиях по музыкальному воспитанию студентов педагогических вузов //Исследование различных направлений развития педагогики и психологии. Уфа, 2015. С.13-15.

Разделы