Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАНИЮ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ
К ОБРАЗОВАНИЮ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

Сафошина З.М., Терещенко Г.Ф.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

bingo1668@mail.ru

 

Образование является одной из отличительных особенностей социальной действительности. Практически каждый человек имеет контакты с образованием, так как в любой сфере деятельности можно найти какие-то образовательныеаспекты. Благодаря этому, общество в целом может не только уверенно поддерживать свое состояние, но и совершенствоваться. В статье 17 «Общие требования к содержанию образования» Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «...содержание образования должно обеспечивать духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих и социокультурных ценностей...».

Содержание образования как фактор достижения ожидаемого результата должно выполнять такие функции, которые бы способствовали становлению и удержанию положительного отношения студентов к образованию. Мы остановимся только на тех функциях, которые, на наш взгляд, способствуют воспитанию ценностного отношения к образованию.

1. Эмоциональная функция заключается в восприятии содержания через эмоциональную сферу, то есть студенты переживают эмоциональное потрясение, например, когда им в яркой форме преподносят образ жизни необразованных людей, и они видят, какие последствия могут быть из-за необразованности.

2. Разъяснительная функция состоит в объяснении студентам значимости образования, то есть, какие возможности будут им предоставлены как образованным людям.

3. Профессиональная функция - это ориентация студентов на будущую профессию. Очень часто студенты не испытывают никакого интереса к дисциплинам, не относящимся к их специализации, поэтому не посещают занятия и не успевают по данным дисциплинам. Следовательно, необходимо ориентировать студентов на то, что знания по той или иной дисциплине пригодятся в будущей профессии, и, конечно же, по возможности включать в материал ту информацию, которая связана с профессией студентов. С этой целью имеет смысл опираться на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС ВО), в которых представлены не только профессиональные, но и общекультурные компетенции.

4. Творческая функция реализуется благодаря тому, что образование помогает создавать продукты творчества. Студенты получают знания и, таким образом, они могут сами создавать совершенно новые объекты для общества.

5. Социальная функция обеспечивается образованием как социально значимой ценностью, то есть образование способствует интеграции студентов в социальное пространство. Таким образом, студенты получают свои роли в социуме благодаря образованности.

6. Мотивационная функция. Говоря о влиянии мотивации на образовательную деятельность студентов, необходимо отметить, что чем выше мотивация, тем результативней образовательная деятельность. 

7. Наглядная функция - это демонстрация результатов образованности людей и обладания ценностным отношением к образованию [1].

Только используя содержание образования, которое может выполнять вышеперечисленные функции, мы приобретаем возможность использовать его как фактор воспитания ценностного отношения студентов к образованию. Для реализации этих функций необходимо использовать следующие методы образования наряду с традиционными (беседа, рассказ, дискуссия, иллюстрация и т. д.): лекция-диалог, лекция-дискуссия, интерактивная лекции, ролевая игра, метод проектов, мозговой штурм, кейсовый метод, метод погружения, моделирование. Это вполне согласуется с требованиями ФГОС ВО, в которых подчеркивается целесообразность, актуальность и адекватность использования интерактивных методов и форм [2].

Содержание термина «ценностное отношение студентов к образованию» опирается на такие понятия, как «ценность», «ценностные ориентации», «отношение» и «ценностное отношение». Надо отметить, что ценностное отношение к образованию отражает общественный и личный аспект отношения с действительностью. Существует несколько трактовок термина «ценностное отношение» (Е.С. Бородина, О.В. Лешер, Ю.В. Тягунова), но нам ближе определение Г.Н. Серикова и О.А. Ханжиной, которые рассматривают ценностное отношение как аспект сложившихся ценностных ориентаций, так как в них выражается отношение человека к различного рода социальным аспектам жизнедеятельности [3].

Анализируя ценностное отношение студентов к образованию, мы выделяем такие его признаки, как:

- значимость образования для человека;

- средство удовлетворения потребностей и интересов человека;

- связь человека с образованием;

- образованность;

- профессиональная направленность образовательной деятельности человека;

- стремление человека к осуществлению образовательной деятельности;

- результативность образовательной деятельности.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что ценностное отношение к образованию - это связь человека с образованием, проявляющаяся в стремлении человека к осуществлению и продолжению образовательной деятельности и рассматривающаяся как нечто значимое для его жизнедеятельности, благоприятствующая результативности образовательной деятельности.

В образовательный процесс органично включен процесс воспитательный, в связи с чем на результаты воспитания влияют особенности методик преподавания лингвистических дисциплин (в частности, английского и французского языков). Методики, применяемые в рамках дисциплин «Английский язык» и «Французский язык», основываются на теориях, раскрывающих роль и функции языка и языковых единиц в воспитании ценностного отношения студентов к образованию. При этом содержание образования включает в себя составляющие: ценностные аспекты педагогической деятельности и содержание лингвистического образования (ценностная и лингвистическая составляющие) [4]. Среди базовых ценностей особое место, безусловно, занимает образование.

Предлагаемая к рассмотрению методика воспитания ценностного отношения к образованию у студентов средствами иностранных языков имеет следующие признаки: ориентацию на образование как базовую ценность, интеграцию языковых и воспитательных целей, использование теории ассоциативности представления материала средствами английского и французского языков.

В программе курса английского и французского языков, предлагаемого к рассмотрению, реализуется воспитательный аспект, имеющий целью формирование мировоззренчеcкой позиции, сориентированной на ценностное отношение к образованию у студентов. Студент должен научиться анализировать преимущества и недостатки существующей образовательной системы (как в России, так и за рубежом), определить собственное сознательное отношение к высшему образованию. Кроме того, у студента нарабатываются навыки и умения выражения своего ценностного отношения к образованию и его проблемам на иностранном языке. Формируется позиция студентов, сориентированная на достоинства российского образования, как на социальные ценности.

При этом реализуются и языковые цели: аудирование (обучение произношению и интонации), в частности, формирование фонематического слуха, овладение техникой произношения иноязычных звуков в слове, словосочетании, предложении и т.д. в процессе речи и чтения, формирование аудитивных умений восприятия, адекватного воспроизведения интонации. Соответственно происходит формирование монологического высказывания в ситуациях общения на темы, связанные с будущей профессиональной деятельностью; развитие у студентов способности осуществлять устное речевое общение, в том числе и в образовательной сфере.

Таким образом, реализуется интеграция воспитательных и языковых целей в образовательном процессе. Интеграция представляет собой объединение частей в целое. Она осуществляется за счет установления связей, отношений, выстраивания структур. Связи бывают иерархические (соподчинение), причинно-следственные, прямые и обратные. Интеграция в образовании есть отражение интеграционных процессов в обществе и науке. Те связи, которые реализуются в предлагаемой методике между воспитательными и языковыми аспектами, основываются на общей цели - воспитании ценностного отношения у студентов к образованию.

Другим специфическим признаком методики воспитания ценностного отношения к образованию у студентов средствами иностранного языка является наличие ассоциативных взаимосвязей. Суть их заключается в узнавании слова (или другой языковой единицы), которое затем вызывает определенные ассоциации (в данном случае об «образовании» как о ценности).

Для более наглядной демонстрации применения методики воспитания ценностного отношения к образованию у студентов, используемой на занятиях иностранным языком, приведем примеры заданий одного блока, посвященного теме «Образование». Блок предлагаемой программы («Зачем человеку высшее образование?») состоит из трех занятий.

1 занятие. Какая система высшего образования лучше?

В структуре этого занятия предлагаются тексты, в которых акцентируется внимание на том, какие качества необходимо развивать студенту и какие правила соблюдать для успешного обучения, а также текстовые задания сравнения особенностей высшего образования в Росси, США, Великобритании.

2 занятие. Инновации высшего образования. Дистанционное образование в России.

В рамках занятия рассматриваются темы, касающиеся необходимости инноваций в сфере образования.

3 занятие. Ценность высшего образования.

Предлагаются задания и тексты, базирующиеся на раскрытии личной и социальной ценности образования.

Языковой блок содержит: словарь (общий словарь в конце учебника); введение в тему (Lead-in) - выявление знаний студентов по теме, отношение к изучаемой теме; чтение (изучающее); языковые упражнения на лексику урока; языковые упражнения на грамматику урока; речевые упражнения по теме урока; обсуждение; аудирование; домашнюю работа (лексику, грамматику, изучающее чтение, монолог); зачет (лексико-грамматический тест, индивидуальный проект по теме, ролевую игру; справочные материалы.

В языковом блоке «Грамматический справочник» интегративно с языковыми целями реализуются цели воспитания ценностного отношения к образованию у студентов средствами иностранного языка. В начале изучения курса студентам предлагается ознакомиться и выучить базовый лексический запас, который поможет им ориентироваться в предлагаемых далее заданиях по теме «Образование». Предлагаемый словарный запас содержит лексические единицы, направленные на воспитание ценности образования, например такие как: система образования; среднее, высшее и профессиональное образование; обучение в аспирантуре; квалификационная степень; дальнейшее образование и другие. Студент усваивает изучаемую лексику, в том числе и на уровне ассоциативного восприятия. Ассоциативность реализуется в дальнейшем и в предлагаемых студентам заданиях, образуя ассоциативные связи от языковых единиц к образам, связанным с ценностью образования на основе слухового, зрительного и эмоционального восприятия. Этому способствуют также иллюстративный материал, озвучивание словарного минимума урока, текста, выделение шрифтом ключевых слов в тексте, объяснение понятий, отсутствующих в русском языке, таблицы, схемы, помогающие лучше усвоить информацию текста, тематические схемы (слова распределяются по группам, комбинации существительных и глаголов), сводные таблицы, перевод заданий на русский язык и наоборот.

В ряде заданий студентам предлагается произвести сравнительный анализ образования в России и за рубежом, они знакомятся с образовательными системами России, Великобритании, Франции, с особенностями обучения в зарубежных вузах, анализируя их сходства и различия. У студентов формируются умения сравнивать различные образовательные системы и анализировать преимущества и недостатки существующих образовательных систем. При этом у них развиваются умения выражать согласие или несогласие с точкой зрения собеседника, умения выражать свою точку зрения на проблему, используя соответствующие лингвистические средства иностранного языка. С помощью этих языковых средств реализуется одновременно воспитательная цель – формирование у студентов ценностного отношения к образованию.

 

Литература

  1. Пономарева Е.П. Факторы, влияющие на развитие ценностного отношения студентов к образованию. М., 2009.

  2. Сивцева А.А.Модель формирования ценностных ориентаций у студентов младших курсов. М., 2008.

  3. Котлярова И.О., Сериков И.О., Сериков И.О., Ханжина O.A. Показатели оценки качества результатов образовательного процесса //Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Здравоохранение. Физическая культура». 2008. Вып. 17. №29(129).

  4. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 2000.

Разделы