Сведения об образовательной организации

ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ АДАПТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ АДАПТИВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

 

 

Нечаев М.П.

Академия социального управления

mpnechaev@mail.ru

 

Реализация современной концепции высшего образования наглядно демонстрирует необходимость решения многих задач, связанных с проблемой создания воспитывающей среды вузов и эффективной реализацией ее педагогического потенциала.

Воспитывающая среда образовательной организации есть самоорганизующаяся, относительно целей воспитания, система внешних воздействий на обучающихся, задающая организационный порядок, образ жизни, виды деятельности, в которые включаются обучающийся, оценку их действий. Она является не только социальным компонентом образовательной среды, но и средой личностного становления личности обучающегося, развития его успешности [1].

Совокупность наличных средств воспитывающей среды, её возможностей и ресурсов называется воспитывающим потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействий студентов и профессорско-преподавательского состава.

Объединенные во времени, пространстве, движении педагоги и обучающиеся, взаимодействуя, сознательно создают в учебном заведении организованную воспитывающую среду, являющуюся целью, условием и результатом их сотрудничества.

От многолетней позиции «делай как все» сегодня произошел резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека. В новых социокультурных условиях образовательные организации не могли развиваться, не обновляя свою деятельность [2].

В этой связи всё большее внимание в российской образовательной системе стало уделяться адаптивной образовательной среде и это не случайно, поскольку адаптивная среда гарантирует высокое качество личностно-ориентированного образования.

Для анализа воспитывающего потенциала адаптивной образовательной среды большое значение имеет предварительное уточнение вопроса о сущности понятия «адаптивная образовательная среда» и ее функциях.

Широкое использование в педагогической практике рассматриваемого понятия с необходимостью предполагает определение таких категорий как «адаптация», «адаптивная система».

Термин «адаптация» трактуется как приспособление системы к реальным внешним условиям. Исходя из такого понимания адаптации, под «адаптивной системой» понимается система, обладающая способностью к приспособлению [4].

Согласно данному определению адаптивная образовательная среда – социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды. С другой стороны, она сама оказывает обратное воздействие на внешнюю среду с целью обеспечения максимально возможного соответствия параметров среды существенным характеристикам образовательной организации. Но такое толкование сущности адаптивной образовательной среды отражает лишь один из аспектов ее жизнедеятельности. Важнее другой аспект деятельности адаптивной среды, характеризующийся её приспособлением к условиям внутренней среды, определяемой отношениями участников педагогического процесса между собой и к образовательной организации. Поскольку категория «отношение» рассматривается как связь субъекта с другими субъектами и объектами окружающего мира, избирательно установленная им и проявляющая себя в трех формах: поведении, рациональных суждениях и эмоциях, то адаптивная образовательная среда должна «приспосабливаться» к интеллектуальной, эмоционально-оценочной и поведенческой сферам каждого участника педагогического процесса.

Однако и подобная трактовка сущности адаптивной образовательной среды, на наш взгляд, сужает понимание адаптивного характера педагогической деятельности. Приспособление к условиям внутренней среды, включая учёт возможностей, потребностей и интересов участников педагогического процесса – необходимый, но не достаточный признак адаптивности вуза. Развитие способности личности к самосовершенствованию на основе учёта её возрастных особенностей, внутренних ресурсов, возможностей – определяющий признак адаптивной образовательной среды, в фокусе внимания которой находятся не столько технологические аспекты деятельности, сколько личностные.

Адаптивный характер деятельности вуза предполагает переориентацию всей его работы, внесение существенных изменений в его повседневную жизнь, изменение педагогической позиции преподавателя, руководителя образовательной организации. Оптимистическая гипотеза по отношению к личности студента, педагога должна стать определяющей во взаимодействии участников образовательных отношений. «Принимая его таким, какой он есть, мы делаем его хуже; принимая же его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он может быть».

Генеральная цель адаптивной образовательной среды вуза состоит в создании условий для самостоятельного осознанного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способа существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры и современной науки.

Достижение указанной цели возможно при условии реализации пяти функций адаптивной образовательной среды: ориентационной, коррекционной, реабилитационной, функций стимулирования и предупреждения затруднений обучающихся.

Деятельность адаптивной образовательной среды базируется на следующих концептуальных идеях: идее развития целостного образовательного процесса и составляющих его компонентов, идее гуманитарно-культурологического подхода, идее свободного развития, идее творчества, идее рефлексивного управления.

В диссертационных исследованиях М.Г. Березиной, А.В. Иванова, С.В. Красикова, Р.Е. Пономарева, Н.В. Смирновой, В.Н. Яковлева, Е.А. Ямбурга, а также в монографиях Н.П. Капустина раскрываются особенности адаптивной образовательной среды, которая напрямую зависит от способностей обучающихся.

Обобщая проанализированный материал, следует отметить, что ценностно-смысловой план жизнедеятельности адаптивной среды – общность людей, имеющих сходные или близкие интересы, занятия; сообщество похожих людей, обеспечение участников воспитывающей среды опытом совместной деятельности. Образовательная составляющая определенным образом подчинена организации социального опыта, а педагогическое обеспечение наиболее сообразно индивидуальной траектории развития. Правила и нормы взаимодействия отличают низкая регламентированность общения и отношений, рамочные ограничения; структура социальных ролей педагогов и студентов включает лидеров и ведомых, знатоков и любителей, партнеров по виду предпочитаемой деятельности. Воспитывающий потенциал призван в значительно большей степени, чем в других модификациях образовательных сред, актуализировать социально значимые качества личности обучающихся, способствовать гармонизации отношений с педагогами, социального статуса в группе сверстников и пр. Двойственность задач воспитывающей среды, направленных с одной стороны на социализацию и адаптацию во внешней среде посредством освоения культуры и науки, а с другой – преодоление внутренних, личностных трудностей обучающегося, указывает на ее социокультурную сущность и доминанту социального и духовного компонентов [6].

Особенности воспитывающего потенциала адаптивной образовательной среды вуза выражены в следующих характеристиках:

эмоциональность откликаемость на эмоциональное состояние студента, распределение учебной нагрузки в связи с его физическими возможностями, создание особых условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

доминантность, основанная на таких ценностях как: компетентность, духовное развитие, дисциплина, социальная адаптация и пр.;

мобильность какбыстрота реагирования и изменения тактики воспитательного воздействия в связи с состоянием обучающегося;

согласованность, базирующаяся на учёте влияния на личность студента других факторов среды обитания: нюансы воспитания в семье, состояние здоровья и особенности личности и пр.;

безопасность и благоприятность условий как гарантия комфорта, защищённости и соблюдения этических принципов, безусловное принятие и понимание любого студента и педагога;

интегративность и интегрированность характеризует целостность и неразрывность адаптивной образовательной среды вуза с социокультурной средой, а также сформированность особой воспитательной общности разных по физическим, социальным, возрастным, культурным проявлениям студентов и педагогов;

кооперативность слаженность, синхронность в деятельности всех участников образовательных отношений, построенная на корпоративности интересов.

Адаптивная образовательная среда вуза обладает следующими особенностями воспитывающей среды:

– развитие личности в целях самореализации;

– приобщенность к социокультурной среде;

– приоритет компетентностной парадигмы,

– достаточный уровень мотивированности обучающихся к получению образования;

– выбор дальнейшего образовательного маршрута зависит от степени развития адаптивных способностей и мотивированности.

Воспитывающий потенциал адаптивной образовательной среды вуза характеризуется следующими компонентами:

1. Материальный компонент:

– материальная база, максимально приближенная к социально-культурной среде и адаптированная к психофизическим особенностям обучающихся;

– символические практики на основе современной студенческой субкультуры;

– размещение и группирование студентов на основе их адаптивных возможностей: по способностям, интересам, приоритетам в деятельности;

– целесообразное, простое и достойное оформление помещений, гарантирующее безбарьерность передвижения, деятельности и общения.

2. Социальный компонент:

– высокий статус учебного заведения;

– изучение предметов на основе эмпирического типа мышления;

– виды и методы обучения традиционны и направлены на освоение необходимого набора компетенций;

– педагогическое обеспечение наиболее сообразно индивидуальной траектории развития;

– педагоги, обладающие специальными знаниями в области адаптивной педагогики;

– различные клубные формы организации групп обучающихся: секции, студенческие объединения, клубы и пр.;

– доступ к информации: традиционная библиотека и электронные ресурсы, индивидуальная работа со студентами в форме тьютерства.

3. Духовный компонент:

– ценности индивидуальности и неповторимости каждой личности;

– дух понимания и принятия, стремления к самореализации;

– благоприятный психологический климат вуза, общность интересов студентов и педагогов, атмосфера дружелюбия и доверия;

– правила и нормы взаимодействия отличают низкая регламентированность общения и отношений, рамочные ограничения.

Приоритетные характеристики воспитывающего потенциала:

эмоциональность откликаемость на физическое и психическое состояние обучающегося;

доминантность, основанная на социальной адаптации;

мобильность какбыстрота реагирования на состояние обучающегося;

согласованность как учёт всех возможных факторов;

безопасность и благоприятность условий;

интегративность и интегрированность как целостность и неразрывность адаптивной среды вуза с социокультурной средой, кооперативность слаженность, синхронность в деятельности всех участников среды.

В заключении отметим, что инвариантность образовательных сред на фоне массы разнообразных типов, видов и направлений вузов, задаёт такую же инвариантность их воспитывающего потенциала; компоненты, типологические характеристики и свойства воспитывающего потенциала тождественны компонентам, типологическим характеристикам и свойствам его источника – образовательной среды вуза.

 

Литература

  1. Нечаев М.П. Воспитывающая среда – успешная личность. Германия, Саарбюкен, 2011.

  2. Нечаев М.П. Моделирование развития культурно-образовательной среды в условиях системных изменений // Педагогическое образование и наука.  2014. № 4. С. 16-21.

  3. Нечаев М.П. Теоретико-методологические основы развития воспитывающего потенциала образовательной среды. М., 2015.

  4. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М., 2002.

Разделы