ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОСУГОВЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Е.И. Григорьева
А.А.Перегудов
Проблема формирования толерантного сознания у подрастающего поколения выступает, в современных условиях, чрезвычайно важной. По нашему мнению немаловажную роль в ее решении могут сыграть досуговые общественные объединения. С целью проверки теоретических выводов на практике, нами было проведено социологическое исследование.
Целью исследования выступила необходимость оценить потенциал досуговых общественных объединений в формировании толерантного сознания молодежи.
Для достижения цели и решения задач исследования использовалась комплексная методика, включающая применение общетеоретических методов исследования (анализ, синтез, обобщение), психологических методов (выявление различных аттитюдов) и эмпирических методов. Базовым методом проведения исследования являлся анкетный опрос, в ходе которого было опрошено 451 респондент в возрасте от 15 до 23 лет. Отбор учащихся осуществлялся при помощи многоступенчатой выборки. Отбор ВУЗов проводился на основе применения гнездовой выборки.
В частности были опрошены студенты Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж), Мичуринского государственного аграрного университета, Белгородского государственного института культуры и искусств, Московского гуманитарного педагогического института. В качестве контрольной группы опрашивались учащиеся 10 и 11 классов, представляющие тамбовский Дом молодежи.
Выборочную совокупность составили 325 девушек, что представляет 72,1% от всех опрошенных, и 123 юноши (27,3%), 3 человека отказались указать свой пол. При этом учащиеся 10-11 классов составили 19,3% от всех опрошенных, студенты 1 курса – 17,3%, 2-х – 31,7%, 3-х – 9,1%, 4-х – 6,2% и 5-х – 14,6%. Не указали курс обучения 1,8% респондентов.
Для определения типов развития толерантного сознания была применена авторская методика, основанная как на общетеоретических представлениях о толерантности, в том числе научно-теоретических подходах к проблеме воспитания толерантной культуры молодежи, так и на достижениях в области прикладной психологии и социологии (различные аналоги для исследования социальных установок и модификации методики).
Для того, чтобы понять степень толерантности учащихся и, в конечном счете, ответить на вопрос «толерантна ли молодежь?» испытуемым было предложено оценить ряд суждений, предусматривающий 4-балльную шкалу оценивания («от абсолютно не верно» до «верно в высшей степени»).
Данная методика позволила выделить 4 кластера, различающихся по показателям средних значений оценки суждений. В результате было установлено количество респондентов с различным уровнем развития толерантного сознания: 46,1% (208 чел.) – высокий уровень (средний балл по большинству суждений не превышает 1 или 2, что означает полное или частичное несогласие с приведенными суждениями), 24,6% (111 чел.) – средний уровень, 19,3% (87 чел.) – ниже среднего, 10% (45 чел.) – низкий уровень развития.
Среди наиболее популярных форм досуга учащихся на первом плане стоит общение с друзьями, что справедливо и в разрезе кластеров. Однако, как можно заметить, общение имеет большую актуальность для группы с высоким уровнем развития толерантности нежели для диаметрально противоположной группы.
В рейтинге популярных форм досуга молодежи вторую строчку составляют прослушивание музыки, далее с резким отрывом – уличные прогулки, занятия за компьютером, просмотр телевизора, работа по дому, чтение, занятия спортом.
В сравнении наиболее контрастных форм развития толерантности отмечается большая открытость и конструктивная направленность ребят из группы с высоким индексом(Рис.1).
Рис. 1. Сравнительные данные проведения досуга в соответствии с кластерами развития толерантности, в %
Интересными представляются данные, полученные в рамках исследования жизненных целей сквозь призму толерантного сознания. Полученные данные свидетельствуют, что среди молодежи доминируют как ценности коллективистского порядка – семья, друзья, так и индивидуалистические установки на достижение собственного благополучия – самореализация, материальное благополучие, престижная работа, карьера, образование.
Так, в кластере с высокой степенью толерантности наибольшую важность получили цели следующей направленности: сплоченная семья, дело по душе, интересная профессия, самореализация, верные друзья, хорошее образование, интеллектуальное развитие, приобретение новых навыков.
В группе с низким показателем толерантного сознания первые строчки заняли цели, отражающие стремление к личному первенству: высокие заработки, материальное благополучие, престижная работа, карьера. На третьем месте расположилась ценность интеллектуального развития, приобретения новых знаний, навыков. Самореализация и сплоченная семья набрали одинаковое количество выборов и заняли следующую строчку в рейтинге у респондентов с низким показателем толерантного сознания.
Рис.2. Сравнительные данные жизненных целей в соответствии с кластерами развития толерантности, в %
Необходимо отметить, что результаты выбора в качестве цели в жизни – ничегонеделания – актуальнее для респондентов с низким уровнем толерантности. Таким образом, подтверждается идея о том, что ценностная направленность личности характеризует уровень толерантного сознания.
Однако среди определяющих ориентиров молодого поколения можно заметить высокую ценность удачи, связей и знакомств, денежного достатка, т.е. ресурсов нерефлексивного уровня и продиктованных переоценкой экономико-политических условий и социально-культурной ситуации.
Затем, в логике нашего исследования, предстояло реакцию испытуемых на представителей различных целевых групп. Из таблицы видно, что в ряду лидеров лояльности выступают социальные объекты близкого окружения – это родители (в целом по выборке набирает самый высокий балл 9,8% или 399 чел.), друзья (9,5% или 386 чел.), пожилые люди (9,5% или 389 чел.), преподаватели (9% или 368 чел.).
Таблица 1. Характер отношения к представителям различных социальных групп населения в соответствии с кластерами (в % по столбцу)
Социальные объекты |
В целом |
Кластеры |
||||
Количество выборов |
В % |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Ниже среднего |
Низкий уровень |
|
Родители |
399 |
9,8 |
90,8 |
86,2 |
92,9 |
86,7 |
Друзья |
386 |
9,5 |
90,3 |
82,6 |
87,1 |
80,0 |
Представители другой национальности |
282 |
6,9 |
79,1 |
63,3 |
29,4 |
55,6 |
Физические больные и умственно отсталые |
354 |
8,7 |
85,4 |
81,7 |
70,6 |
64,4 |
Люди другой расы |
289 |
7,1 |
82,5 |
60,6 |
32,9 |
55,6 |
Преподаватели |
368 |
9,0 |
89,8 |
78,9 |
74,1 |
75,6 |
Пожилые |
389 |
9,5 |
92,2 |
82,6 |
88,2 |
75,6 |
Мигранты |
249 |
6,1 |
70,9 |
51,4 |
32,9 |
42,2 |
Люди другой веры |
309 |
7,6 |
81,6 |
73,4 |
43,5 |
53,3 |
Богатые |
235 |
5,8 |
62,1 |
46,8 |
40,0 |
48,9 |
Бедные |
339 |
8,3 |
81,1 |
72,5 |
76,5 |
62,2 |
Бомжи |
211 |
5,2 |
58,3 |
45,9 |
32,9 |
28,9 |
Наркоманы |
78 |
1,9 |
19,9 |
10,1 |
11,8 |
35,6 |
Алкоголики |
77 |
1,9 |
19,9 |
11,9 |
11,8 |
28,9 |
Власть имущие, чиновники |
117 |
2,9 |
27,7 |
24,8 |
24,7 |
26,7 |
Далее учащиеся демонстрируют довольно высокий уровень лояльности к людям, нуждающимся в защите, к так называемой группе социального иждивения – это физически неполноценные люди (8,7% или 354 чел.), бедные (8,3% или 339 чел.). Далее поступательно происходит минимизация лояльного отношения к людям другой веры, другой расы и.т.д.
Интересно, что по всем остальным пунктам дифференциация учащихся по кластерам получает яркое подтверждение в оценках собственной дистанции. При этом фиксируется контрастное восприятие в группах на разных полюсах толерантности.
О необходимости толерантного поведения в социальных кругах чаще заявляют опрошенные с высоким уровнем толерантного сознания. По мере нивелирования последнего снижается и востребованность данного качества в обществе среди опрошенных. И напротив, респонденты с высоким индексом реже говорили о толерантности, как о вредном качестве, чего не скажешь о молодежи с низким индексом.
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, должны люди быть толерантными» в разрезе кластеров (в % по строке)
Варианты |
Кластеры |
|||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Ниже среднего |
Низкий уровень |
|
Да, это нужное человеческое качество |
49,9 |
25,1 |
17,6 |
7,5 |
Нет, это вредное человеческое качество |
7,7 |
30,8 |
23,1 |
38,5 |
Затрудняюсь ответить |
31,7 |
20,6 |
28,6 |
19,0 |
Рис. 3. Сравнительные данные распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, должны люди быть толерантными» в разрезе кластеров, в %
Следующий блок вопросов был связан с активностью молодых людей в различных досуговых объединений и оценкой их деятельности.
На прямой вопрос о том, посещает ли в настоящее время респондент тот или иной центр досуга, утвердительно ответили 55,9%. Из них 42,9% представляют учащихся, характеризующихся высоким уровнем развития толерантности, 24,6% - со средним уровнем, 18,7% - ниже среднего уровня, 13,9% - с низким уровнем. Однако утверждать то, что досуговые центры предопределяют характер выраженности толерантного сознания, на данном этапе, было бы неверно.
В этой связи поводом для размышлений становятся данные о продолжительности участия в жизнедеятельности центров досуга, а также о практикуемых и востребованных формах взаимодействия учащихся в рамках центров.
Таким образом, становится очевидным, что во многом успех деятельности по формированию толерантного сознания будет зависеть от того, насколько активно будут востребованы в педагогическом процессе, внедряемые методики и формы взаимодействия. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности и культурные запросы учащихся.