Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОСУГОВЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОСУГОВЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Е.И. Григорьева

А.А.Перегудов 

Проблема формирования толерантного сознания у подрастающего поколения выступает, в современных условиях, чрезвычайно важной. По нашему мнению немаловажную роль в ее решении могут сыграть досуговые общественные объединения. С целью проверки теоретических выводов на практике, нами было проведено социологическое исследование.

Целью исследования выступила необходимость оценить потенциал досуговых общественных объединений в формировании толерантного сознания молодежи.

Для достижения цели и решения задач исследования использовалась комплексная методика, включающая применение общетеоретических методов исследования (анализ, синтез, обобщение), психологических методов (выявление различных аттитюдов) и эмпирических методов. Базовым методом проведения исследования являлся анкетный опрос, в ходе которого было опрошено 451 респондент в возрасте от 15 до 23 лет. Отбор учащихся осуществлялся при помощи многоступенчатой выборки. Отбор ВУЗов проводился на основе применения гнездовой выборки.

В частности были опрошены студенты Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж), Мичуринского государственного аграрного университета, Белгородского государственного института культуры и искусств, Московского гуманитарного педагогического института. В качестве контрольной группы опрашивались учащиеся 10 и 11 классов, представляющие тамбовский Дом молодежи.

Выборочную совокупность составили 325 девушек, что представляет 72,1% от всех опрошенных, и 123 юноши (27,3%), 3 человека отказались указать свой пол. При этом учащиеся 10-11 классов составили 19,3% от всех опрошенных, студенты 1 курса – 17,3%, 2-х – 31,7%, 3-х – 9,1%, 4-х – 6,2% и 5-х – 14,6%. Не указали курс обучения 1,8% респондентов.

Для определения типов развития толерантного сознания была применена авторская методика, основанная как на общетеоретических представлениях о толерантности, в том числе научно-теоретических подходах к проблеме воспитания толерантной культуры молодежи, так и на достижениях в области прикладной психологии и социологии (различные аналоги для исследования социальных установок и модификации методики).

Для того, чтобы понять степень толерантности учащихся и, в конечном счете, ответить на вопрос «толерантна ли молодежь?» испытуемым было предложено оценить ряд суждений, предусматривающий 4-балльную шкалу оценивания («от абсолютно не верно» до «верно в высшей степени»).

Данная методика позволила выделить 4 кластера, различающихся по показателям средних значений оценки суждений. В результате было установлено количество респондентов с различным уровнем развития толерантного сознания: 46,1% (208 чел.) – высокий уровень (средний балл по большинству суждений не превышает 1 или 2, что означает полное или частичное несогласие с приведенными суждениями), 24,6% (111 чел.) – средний уровень, 19,3% (87 чел.) – ниже среднего, 10% (45 чел.) – низкий уровень развития.

Среди наиболее популярных форм досуга учащихся на первом плане стоит общение с друзьями, что справедливо и в разрезе кластеров. Однако, как можно заметить, общение имеет большую актуальность для группы с высоким уровнем развития толерантности нежели для диаметрально противоположной группы.

В рейтинге популярных форм досуга молодежи вторую строчку составляют прослушивание музыки, далее с резким отрывом – уличные прогулки, занятия за компьютером, просмотр телевизора, работа по дому, чтение, занятия спортом.

В сравнении наиболее контрастных форм развития толерантности отмечается большая открытость и конструктивная направленность ребят из группы с высоким индексом(Рис.1).

Рис. 1. Сравнительные данные проведения досуга в соответствии с  кластерами развития толерантности, в %

Интересными представляются данные, полученные в рамках исследования жизненных целей сквозь призму толерантного сознания. Полученные данные свидетельствуют, что среди молодежи доминируют как ценности коллективистского порядка – семья, друзья, так и индивидуалистические установки на достижение собственного благополучия – самореализация, материальное благополучие, престижная работа, карьера, образование.

Так, в кластере с высокой степенью толерантности наибольшую важность получили цели следующей направленности: сплоченная семья, дело по душе, интересная профессия, самореализация, верные друзья, хорошее образование, интеллектуальное развитие, приобретение новых навыков.

В группе с низким показателем толерантного сознания первые строчки заняли цели, отражающие стремление к личному первенству: высокие заработки, материальное благополучие, престижная работа, карьера. На третьем месте расположилась ценность интеллектуального развития, приобретения новых знаний, навыков. Самореализация и сплоченная семья набрали одинаковое количество выборов и заняли следующую строчку в рейтинге у респондентов с низким показателем толерантного сознания.

Рис.2. Сравнительные данные жизненных целей в соответствии с кластерами развития толерантности, в %

Необходимо отметить, что результаты выбора в качестве цели в жизни – ничегонеделания – актуальнее для респондентов с низким уровнем толерантности. Таким образом, подтверждается идея о том, что ценностная направленность личности характеризует уровень толерантного сознания.

Однако среди определяющих ориентиров молодого поколения можно заметить высокую ценность удачи, связей и знакомств, денежного достатка, т.е. ресурсов нерефлексивного уровня и продиктованных переоценкой экономико-политических условий и социально-культурной ситуации.

Затем, в логике нашего исследования, предстояло реакцию испытуемых на представителей различных целевых групп.  Из таблицы видно, что в ряду лидеров лояльности выступают социальные объекты близкого окружения – это родители (в целом по выборке набирает самый высокий балл 9,8% или 399 чел.), друзья (9,5% или 386 чел.), пожилые люди (9,5% или 389 чел.), преподаватели (9% или 368 чел.).

Таблица 1. Характер отношения к представителям различных социальных групп населения в соответствии с кластерами (в % по столбцу)

Социальные объекты

В целом

Кластеры

Количество выборов

В %

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

Родители

399

9,8

90,8

86,2

92,9

86,7

Друзья

386

9,5

90,3

82,6

87,1

80,0

Представители другой национальности

282

6,9

79,1

63,3

29,4

55,6

Физические больные и умственно отсталые

354

8,7

85,4

81,7

70,6

64,4

Люди другой расы

289

7,1

82,5

60,6

32,9

55,6

Преподаватели

368

9,0

89,8

78,9

74,1

75,6

Пожилые

389

9,5

92,2

82,6

88,2

75,6

Мигранты

249

6,1

70,9

51,4

32,9

42,2

Люди другой веры

309

7,6

81,6

73,4

43,5

53,3

Богатые

235

5,8

62,1

46,8

40,0

48,9

Бедные

339

8,3

81,1

72,5

76,5

62,2

Бомжи

211

5,2

58,3

45,9

32,9

28,9

Наркоманы

78

1,9

19,9

10,1

11,8

35,6

Алкоголики

77

1,9

19,9

11,9

11,8

28,9

Власть имущие, чиновники

117

2,9

27,7

24,8

24,7

26,7

Далее учащиеся демонстрируют  довольно высокий уровень лояльности к людям, нуждающимся в защите, к так называемой группе социального иждивения – это физически неполноценные люди (8,7% или 354 чел.), бедные (8,3% или 339 чел.). Далее поступательно происходит минимизация лояльного отношения к людям другой веры, другой расы и.т.д.

Интересно, что по всем остальным пунктам дифференциация учащихся по кластерам получает яркое подтверждение в оценках собственной дистанции. При этом фиксируется контрастное восприятие в группах на разных полюсах толерантности.

О необходимости толерантного поведения в социальных кругах чаще заявляют опрошенные с высоким уровнем толерантного сознания. По мере нивелирования последнего снижается и востребованность данного качества в обществе среди опрошенных. И напротив, респонденты с высоким индексом реже говорили о толерантности, как о вредном качестве, чего не скажешь о молодежи с низким индексом.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, должны люди быть толерантными» в разрезе кластеров (в % по строке)

Варианты

Кластеры

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

Да, это нужное человеческое качество

49,9

25,1

17,6

7,5

Нет, это вредное человеческое качество

7,7

30,8

23,1

38,5

Затрудняюсь ответить

31,7

20,6

28,6

19,0

 

Рис. 3. Сравнительные данные распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, должны люди быть толерантными» в разрезе кластеров, в %

Следующий блок вопросов был связан с активностью молодых людей в различных досуговых объединений и оценкой их деятельности.

На прямой вопрос о том, посещает ли в настоящее время респондент тот или иной центр досуга, утвердительно ответили 55,9%. Из них 42,9% представляют учащихся, характеризующихся высоким уровнем развития толерантности, 24,6%  - со средним уровнем, 18,7% - ниже среднего уровня, 13,9% - с низким уровнем. Однако утверждать то, что досуговые центры предопределяют характер выраженности толерантного сознания, на данном этапе, было бы неверно.

В этой связи поводом для размышлений становятся данные о продолжительности участия в жизнедеятельности центров досуга,  а также о практикуемых и востребованных формах взаимодействия учащихся в рамках центров.

Таким образом, становится очевидным, что во многом успех деятельности по формированию толерантного сознания будет зависеть от того, насколько активно будут востребованы в педагогическом процессе, внедряемые методики и формы взаимодействия. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности и культурные запросы учащихся.

Разделы