Сведения об образовательной организации

ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

С.П.Зайцева

Формирование правовой культуры студенческой молодёжи это целенаправленный процесс правового воспитания, обращенный на качественное изменение правового сознания молодого человека. Любое такое изменение сопряжено с использованием разного рода воспитательных технологий.

Применяемые в настоящее время правовоспитательные технологии требуют обновления, так как изменения в социально-политической ситуации в стране диктуют  расширение творческих и научных способностей студентов. На наш взгляд, большими возможностями в контексте формирования правовой культуры студенческой молодёжи, наделены игровые технологии социально-культурной деятельности, которые позволяют сформировать качественно новый уровень правового воспитания.

Игровые технологии отличаются от других методов воспитания тем, что позволяют молодому человеку быть лично причастным к процессам, протекающим в правовой жизни общества, дают возможность прожить некоторое время в реальных жизненных условиях, и получить социально правовой опыт.

Следует отметить функции игровых технологий, которые способствуют формированию правовой культуры студента:

- дидактическая, направленная на процесс закрепления и углубления знаний, практических умений и навыков;

- развивающая, которая направлена на стимулирование положительных изменений в личности студента, поддержку самовыражения, обеспечение развития студенческой группы, а также развитие творческих способностей, познавательной деятельности и волевой сферы личности;

- информационно-просветительская, направлена на получение необходимой информации и приобретение системы знаний, характеризуется постоянством и всеобщностью;

- воспитывающая, направлена на формирование таких качеств студенческой молодёжи, которые наиболее полно проявляются в педагогическом процессе: инициативность, самостоятельность, гуманность, предприимчивость,  широта интересов, коммуникативность,  трудолюбие;

- познавательная, которая направлена на развитие психических процессов студентов (восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, речи), выступающих важнейшими компонентами любой человеческой деятельности;

- ценностно-ориентационная, направленная на освоение студентами социальных, культурных, нравственных и правовых ценностей через систему личностно-значимой деятельности;

- коммуникативная, позволяющая расширить круг общения, узнать правила и формы сотрудничества, уважительного отношения к партнерам, умения вести диалог;

- социально-адаптационная, обеспечивающая студентам умение решать реальные жизненные проблемы, становиться активным членом сообщества, гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми.

Успех применения игровых технологий зависит от правильности выбранных принципов формирования правовой культуры.

Нами были сформулированы следующие принципы формирования правовой культуры студенческой молодёжи средствами игровых технологий.

1. Принцип гуманистической направленности воспитания вполне соответствует гуманистической направленности системы образования в настоящее время. Главная ценность воспитания это человек, раскрытие и развитие его способностей. Данный принцип основывается на уважительном отношении к каждому человеку, обеспечении свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье человека.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наукой изучены особенности деятельности, психических процессов, поведения людей на разных возрастных ступенях[1]. Именно в студенческий период происходит психологическое и биологическое созревание индивида как личности, и в это время молодой человек  наиболее предрасположен к обучению, осознанию своих поступков и выбора жизненных ориентиров.

Индивидуальные особенности каждого студента также требуют учета при осуществлении педагогической работы, поэтому необходимо его психолого-педагогическое изучение, чтобы увидеть и оценить проблемы и найти правильные средства его обучения и воспитания.

3. Принцип воспитания в деятельности. Согласно основному закону воспитания выдвигается и главное требование к процессу воспитания: чтобы правильно воспитывать, надо вовлекать воспитуемых в различные виды деятельности, например игровую.

4. Принцип доброжелательности предполагает опору на положительное в личности и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия, так как раскрытие положительных резервов личности молодого человека становится возможным лишь в атмосфере благожелательности, при наличии тесных эмоциональных контактов, что особенно важно в формировании правовой культуры[2].

5. Принцип интегративности предполагает осуществление целостного воспитательного воздействия, слияние педагогического процесса воспитания с другими направлениями воспитательной работы и процессами обучения и развития.

6. Принцип научности предполагает получение достоверной учебной информации об организации правовой жизни общества, раскрытие объективных законов и закономерностей правового развития общества.

7. Принцип доступности. Создает условия для преодоления трудностей всеми студентами в процессе воспитания.

8. Принцип личностной самоценности. Данный принцип, с одной стороны, подчеркивает ценность становления индивидуальности во всех ее проявлениях в культурно-образовательном пространстве современности, ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности, с другой, ориентирует на развитие и формирование личностной целостности[2].

9. Принцип связи с жизнью - одно из фундаментальных положений мировой педагогики. Направленность воспитания на успешное вхождение в жизнь проявляется, например, в том, что цели образования формулируются как компетенции, т.е. способности студента не столько воспроизводить законы, сколько осознавать свою позицию по каждому правовому вопросу в жизни, сотрудничать с людьми, работать в разных группах, уметь получать и использовать информацию, которая позволит наилучшим образом изменить жизнь общества.

10. Принцип прогностичности. Актуализирует проблему формирования у студентов чувства предвидения и заботы о будущем, способности прогнозировать возможные пути развития жизни.

11. Принцип систематичности и последовательности. Обеспечивает целенаправленное упорядочение знаний и умений студенческой молодёжи[3].

Вышеперечисленные принципы организации педагогического процесса формирование правовой культуры студенческой молодёжи средствами игровых технологий позволяют осуществлять эффективное комплексное воздействие на личность.

Таким образом, определив  принципы и функции игровых технологий, способствующих формированию правовой культуры студенческой молодёжи, мы определили основы работы в данном направлении, а так же взаимосвязь права c другими сферами жизнедеятельности общества.

Литература

  1. Григорьева  Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов: Першина, 2004.
  2. Соловьёв Н.Н. Социально-культурная деятельность как средство формирования правовой культуры молодёжи: автореф. дис… к.п.н. - Тамбов. 2010.
  3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.
Разделы