Сведения об образовательной организации

ПОНЯТИЕ «ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ», КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

ПОНЯТИЕ «ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ  ЦЕННОСТИ», КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Н.С.Шарапова

Сегодня социокультурная сфера переживает ряд негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утрата духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых. В период, когда многие из прежних идеалов престают быть значимыми, особое внимание необходимо уделять формированию гуманистических ценностей, ценностных ориентиров, системе развития социально-культурной активности молодежи, как наиболее активной и передовой социальной группы.

Проблемы, связанные с гуманистическими ценностями, привлекают внимание исследователей из самых различных областей научного знания. Философы, социологи, педагоги, культурологи, психологи отмечают, что в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей, их творческое переосмысление. В это связи гуманистические ценности приобретают особое значение. Осознание того, что именно является  ценностью, становится решающим фактором, предопределяющим развитие личности.

Проблема ценности зародилась в рамках философской науки и положила начало ее специальной области – аксиологии (теории ценности), которая исследует природу ценностей, их место в реальности, структуру ценностного мира, их отражение в структуре личности. Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей.

В античной и средневековой философии «ценность» трактовалась, как атрибут, либо объект, существующий в качестве идеала. «Ценность» носила объективных характер и не имела зависимости от человека. Об этом упоминали в своих трактатах Платон, Аристотель. Стоит отметить, что античная философия также заложила и основы гуманизма и предложила наличие у человека внутреннего мира. Но гуманистические начала распространялись только на свободных граждан. Примирившись с таким явлением, как рабство, античная философия лишила себя основополагающих принципов гуманизма, а именно свободы и равенства всех людей и народов, и не смогла возвысить человека ни в индивидуальном, ни в общественном сознании до понимания его исключительной ценности.

В средние века понятие «ценность» приобретает духовный характер. Философы средневековья  (Августин, Фома Аквинский, Данте и др.) считали, что конечной целью, следовательно, высшей ценностью, является Бог. Бог и материальный мир приобретают аксиологическую окраску. Чем больше вещь отвергает человека от материального и приближает к сакральному, внутреннему, духовному, тем больше она ценна.

Только в эпоху Возрождения «ценность» приобретает субъективный, оценочный характер. При смене исторических эпох всякий раз возникал вопрос об образе человека, соответствующего духу времени. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма и определяет непосредственно человека, как главную ценность. Его внутреннее богатство и достоинство становятся в один ряд с истиной, добротой и красотой. Гуманистический идеал определялся, как творчески активная, душевно спокойная, мудрая личность. В этот период речь зашла о формировании члена общества с хорошими манерами, развитого телесно и духовно, воспитанного в процессе трудовой деятельности, что позволило приобретать, как отмечал Л.Альберти, «совершенные добродетели и полное счастье».[1]

В период Просвещения, благодаря И. Канту, понятие «ценность» (wert «абсолютная ценность») впервые было введено в научный оборот. И. Кант разграничил и противопоставил сферу сущего (физического) и должного (ценностного).[12] Ценность, по И.Канту, «есть предмет, существование которого само по себе всегда есть цель, а не средство».[6] Идеи гуманизма и равенства также получили более широкое развитие. В трудах А. Дистервега звучат идеи равенства людей разных национальностей. Он писал, что «любовь к своему народу и человечеству должна развиваться одновременно».[4]   Философы и педагоги того времени (М. Монтень, И. Кант, А. Дистервег) начали говорить о системе ценностей, которая была обусловлена экономическими условиями деятельности общества. Эпоха просвещения углубила понятие  гуманистических ценностей. Они были дополнены ценностями социально-политическими, а именно идеалами равенства, свободы личности, справедливости  необходимого для достойного существования человека, а также «ценность» стали понимать, как определенного рода отношение между субъектом и объектом.

Интерес к понятиям «ценность», «нравственность», «гуманизм» носили лавинообразный характер. В XIX -XX вв. произошел новый теоретический интерес к проблеме ценностей в философии. Понятие ценности по-разному интерпретировалось в различных философских системах. В аспекте "натуралистической" аксиологии Р. Б. Перри и Дж. Дьюи. М. Вебер и Э. Дюркгейм осуществляли социологический подход и саму социологическую проблематику осмысляли аксиологически.[8] В этот период стоит отметить работы Р.Б. Перри. В своих книгах "Общая теория ценностей" и "Сфера ценностей" он всячески подчеркивает значение духовных ценностей, считая, что "не машины и вещи, а социализированные и насыщенные эмоциями устойчивые идеи образуют сущность культуры и цивилизации".[13] Рассматривая в этой связи общую теорию ценностей Р. Б. Перри, нельзя не признать ее гуманистической направленности. Р. Б. Перри хочет видеть будущую цивилизацию прогрессирующей во всех сферах творчества, совместимой с наукой и личной свободой. Натуралистический психологизм рассматривает ценности как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывает с биологическими и психологическими потребностями человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

Существовали и другие подходы к изучению «ценности». Логико-семантический и семиотический анализ ценности осуществляли Дж. Мур и Б. Рассел, Л. Витгенштейн и А. Ричардс, Ф. де Соссюр и Ч. У. Моррис, Я. Мукаржовский и К. И. Льюис. Серьезную разработку получила аксиология в феноменологической философии Э. Гуссерля, М. Шелера, Н. Гартмана, Р. Ингардена, Г. Шпета, М. Дюфренна, поскольку она выявила одну из важнейших аксиом аксиологии - интенциональность ценностного отношения.[8] В объективно-онтологических системах (В. Виндельбанда, Г. Риккерта, М. Шелера, Н. Гартмана) ценность рассматривалась как понятие, обозначающее достоинства духовного бытия человека. [2]

Разнообразие трактовок ценности было обусловлено необычайной сложностью и многосторонностью самого ценностного отношения и различием философско- методологических подходов к его теоретическому осмыслению.

В наше время в мире стала складываться принципиально новая ситуация. Все с большей силой заявляет о себе тенденция глобализации, и это накладывает свой отпечаток на все философские понятия. Понятие "глобализация", предполагающее процесс экономического, технического, культурного, информационного объединения различных регионов земного шара, трактуется многозначно и оценивается положительно или же отрицательно в зависимости от той или другой его трактовки.[5] Однако, помимо субъективно-оценочного аспекта глобализация обладает и ценностной стороной. Ценностная сторона глобализации заключается, по мнению Л.Н. Столовича, в интенсивном обмене материальными и духовными ценностями, созданными и создаваемыми в локальных общностях людей, и, в то же время, в обнаружении и возникновении общечеловеческого начала в ценностном богатстве мира, создающего предпосылки для новой эпохи человеческой цивилизации.[9] В наше время система ценностей дополняется миром между народами.

В этой связи и встает остро проблема существования общечеловеческих ценностей, ценностей, обладающих значимостью для всего человечества, человеческого общества в целом как субъекта исторического развития.

Анализ литературы показал, что иерархия ценностей менялась в зависимости на протяжении веков от уровня культурного и общественно-политического развития общества, существует немало оснований для классификации ценностей как в зарубежной (М. Рокич, В. Франкл) [7], [11], так и в отечественной науке (О.Г. Дробницкий [3], В.П. Тугаринов  [10]). На современном этапе развития общества субъективное содержание ценностей не позволяет выделить среди них главные и в этом смысле абсолютные. Вместе с тем, стоит отметить, что понятие «ценность» всегда носила гуманистический характер и к базовыми гуманистическими ценностями всегда относились: собственное достоинство, трудолюбие, ответственность, сохранение и развитие собственной культуры, творческая активность, терпимость к другим народам и их обычаям и т.д.

Жизнь часто ставит нас в ситуации, где необходимо сделать выбор. Именно гуманистические ценности становятся для нас ориентиром.

Литература 

  1. Альберти Л. Рок и Фортуна // Сочинения итальянских гуманистов эпохи возрождения (XV век) / под ред. Л.М. Брагиной. М., 1985. – 157 с.
  2. Высоцкая Е. В. Ценности личности в социальном и онтологическом аспектах // Известия Саратовского университета. Е.В. Высоцкая - Нов. сер., 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 4, - 10 с.
  3. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия / О.Г.Дробницкий. — М., 1967. – 352 с.
  4. Зорина Е.В., Рахманкулова Н.Ф. и др. Философия в вопросах и ответах: учеб. Пособие /  под ред. А.П. Алексеева, Л.Е., Яковлева- М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007 – 336с.
  5. Мазур И. И. и Чумаков. А. Н. ГЛОБАЛИСТИКА. / Энциклопедия. М.: Радуга, 2003.
  6. Розов Н. С. Ценности в проблемном мире. Новосибирск 1998 - 46 с.
  7. Рокич М. Методика «Ценностные ориентации» // Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / по ред. А.Ф. Кудряшова. – Петрозаводск: Петраком, 1992. – 318 с.
  8. Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. - 178 – 264 с. - 375 – 456 с.
  9. Столович Л. Н. Об общечеловеческих ценностях. // Вопросы философии. – 2004 - №7. -86с.
  10. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме / В.П. Тугаринов. – Л.: ЛГУ, 1968. - 124 с.
  11. Франкл В. // Краткий психологический словарь / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; ред.-сост. Л.А.Карпенко.— 2-е изд., испр. и доп.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. – 512 с.
  12. Шохин В. К. Классическая философия ценностей: предыстория, проблемы, результаты. // Альфа и Омега, - 1998,  №17 (3) – с 296-315
  13. Perry R. B. General theory of value. — N.Y., 1950.
Разделы