Сведения об образовательной организации

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ  СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ 

О.П.Афонина

Спортивно-оздоровительный туризм по своему существу не является сферой услуг, а это достаточно самостоятельная и социально-ориентированная сфера и образ жизни значительной прослойки общества, для которой туризм служит эффективным средством физического оздоровления, нравственного развития и самосовершенствования человека, воспитания бережного отношения к природе и культурному наследию, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями.

Данный вид туризма объединяет в себе наиболее эффективные оздоровительные виды рекреационной деятельности, он существует большей частью за счет финансового и материального самообеспечения и является самым дешевым и доступным видом туризма для всех категорий населения, в первую очередь его социально незащищенных слоев, начиная от детей дошкольного и школьного возраста, и кончая пенсионерами и инвалидами.

Спортивно-оздоровительный туризм не нуждается в дорогостоящем снаряжении и высококомфортной материально-технической базе: гостиницах, стадионах, бассейнах и др. Для слаженной работы туристского движения необходимы лишь туристские клубы в городе, как организационно-методические и просветительские центры, дешевое туристское снаряжение и сеть туристских «приютов» на маршрутах.

Спортивно-оздоровительный туризм - это современная технология продуцирования у человека здоровых духовных и физических качеств, познавательных и самосберегающих начал.

Стремление человека к самовыражению, общению с другими людьми и прекрасным миром природы, к самоутверждению и спортивным достижениям, являясь внутренней мотивацией туризма, способствует формированию здорового образа жизни человека, а значит, и общества, что имеет большое государственное значение.

В настоящее время, спортивно-оздоровительный туризм необходимо рассматривать в двух проявлениях:

  • как средство досуга, когда туризм выступает в качестве способа времяпрепровождения на длительном отрезке жизни человека;
  • как средство отдыха, когда туризм выступает в виде разовых кратковременных акций.

Туризм, как средство досуга, объединяет туристские клубы и объединения, в которых занимаются подростки и молодежь, учащиеся общеобразовательных учреждений, студенты и аспиранты ВУЗов. Возрастной диапазон участников от 13 лет и старше, и все они относятся к «организованному туризму», основными формами которого являются:

1.Спортивные походы различной категории сложности.

2.Соревнования по туристскому многоборью.

3.Турслеты, фестивали.

4.Туриады, альпиниады.

5.Туристские вечера, конференции.

6.Учебно-тренировочные сборы.

7.Палаточные лагеря и другие мероприятия

Сегодня 70 областных, краевых и республиканских, организаций спортивного туризма объединены в Туристско-спортивный союз России, который информационно и методически связан с системой детско-юношеского туризма и тесно взаимодействует на местах с другими спортивными и молодежными движениями (альпинистскими, скаутскими, военно-патриотическими и др.). К настоящему времени разработана основная часть нормативной базы по спортивно-оздоровительному туризму.

Трудности, с которыми столкнулся спортивно-оздоровительный туризм сегодня, в первую очередь связаны с тем сложным временем, в котором находится наша страна. Устоявшиеся ориентиры, понятия и требования спортивного туризма, определенные уставами, правилами и классификациями, продолжают оставаться в силе, так как проверены реальной жизнью, учитывают особенности природной среды и обусловлены необходимостью обеспечения безопасности на маршруте. В ее основе - процесс движения человека из городской среды обитания в природную. На этом пути естественным образом выстраиваются следующие обеспечивающие системы:

- общественно-государственная система организации, координации и управления движением, включающая российский и региональные госкомитеты по физической культуре, спорту и туризму, туристско-спортивные союзы (федерации туризма), туристские клубы и секции, функционирующие в городской среде обитании человека;

- система спортивно-оздоровительных туристских центров, полигонов и приютов в природной среде обитания человека;

- другие обеспечивающие подсистемы: транспорт, связь, туристское снаряжение и т. п.

С точки зрения финансовой основы, во всем цивилизованном мире такие массовые не элитные спортивные движения на 70% финансируются государством так же, как искусство, образование, наука и т. п. Членские взносы составляют не более 5-10%, а остальные средства поступают от спонсоров и собственной хозяйственной деятельности.

          С другой стороны, настоящий бизнес требует сегодня огромных сил, времени и умения, постоянной смены технологий. Поэтому, берясь за него, общественная организация ставит крест на решении задач, составляющих ее содержание и основу.

Организационно-управленческая система строится на базе смешанной формы взаимоотношений, включающей симбиоз общественной организации, государства и предпринимательской спортивно-туристской деятельности, направленной на развитие движения. В настоящее время в России центральным общественным туристским органом туризма является Туристско-спортивный союз России (ТССР) - самостоятельное общероссийское общественное объединение. Основные его задачи:

- объединение различных туристских движений с целью наиболее полного удовлетворения физических и духовных потребностей граждан России средствами активного туризма;

- формирование в туристском движении бережного отношения к природе, экологической культуре и благотворительности в области охраны и восстановления памятников природы, истории и культуры народов, патриотической и миротворческой деятельности;.

- оказание членам ТССР организационно-технической, информационной, социальной и правовой помощи, зашита их интересов в государственных, общественных и других организациях;

- создание условий для гармоничного и равноправного развития всех видов и форм туристской деятельности, в основе которых лежит массовый оздоровительный и спортивный туризм как социально значимое общественное движение граждан.

Региональные туристско-спортивные органы (ТСО) создаются в областях, краях и республиках РФ но инициативе туристов, активно занимающихся вопросами развития спортивно-оздоровительного туризма, при поддержке комитетов по физической культуре, спорту и туризму, а также других организаций, заинтересованных в развитии. Организационная структура, состав, форма и направления деятельности определяются уставами ТСО, разработанными в соответствии с требованиями федерального закона «Об общественных организациях».

На уровне района работа проводится через районные туристские клубы. Туристские клубы являются основной информационной, технологической и материальной базой для развития спортивного туризма.

Основные задачи клуба:

- проведение спортивных походов, путешествий, оздоровительных лагерей, соревнований и других массовых мероприятий, обеспечивающих совершенствование туристских навыков;

- подготовка кадров для спортивно-оздоровительного туризма;

- разработка и осуществление программ развития территориального туризма, создание и развитие клубов туристов предприятий, учреждений и учебных заведений, а также комиссий по видам туризма и направлениям работы;

- развитие материальной базы туризма.

Для успешного развития туризма необходимо значительно обновить законодательную базу. Требуют законодательного решения такие проблемы как государственная поддержка внутреннего, въездного, социального туризма, создание образа России как страны благоприятной для развития туризма, определение компетенции субъектов Российской Федерации в сфере туризма, учета специфики местных, человеческих, природных и других ресурсов, координационного взаимодействия регионов как с федеральными органами, так и между собой, обеспечения прав и безопасности туристов и т.д. На этом поприще необходима инициатива Государственной Думы, ее Комитета по культуре и туризму, Минэкономразвития, а также представительных органов субъектов Федерации.

Одним из серьезных препятствий для развития оздоровительного туризма является слабое освещение в средствах массовой информации возможности путешествовать, как на региональном, так и на федеральном уровнях. Кроме того, случается, что на экранах телевизоров или на страницах газет случайно или намеренно создается негативный образ ряда регионов Российской Федерации в глазах ее жителей. А ведь это противоречит основополагающим положениям Глобального этического кодекса туризма, который отводит СМИ немалое значение в развитии туризма. 

Разделы