Сведения об образовательной организации

РОЛЬ ИГРЫ И ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СТРУКТУРЕ СЕМЕЙНОГО ДОСУГААрхипова Л.Е.

РОЛЬ ИГРЫ И ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СТРУКТУРЕ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА

Архипова Л.Е. 

В отечественной философии существует определение семьи как важнейшей формы организации личного быта, которая основана на союзе супругов и родственных связях.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова под семьей понимается группа живущих вместе близких родственников или объединение людей, сплоченных общими интересами. При этом семьянином является человек, обладающий определенными качествами, необходимыми для семейной жизни.

Видный специалист в изучении семьи А.Г. Харчев определяет семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, в которой обусловлена потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Современные исследователи семьи А.И. Антонов и В.М. Медков понимают под семьей основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Важнейшей функцией семьи в жизнедеятельности является организация досуга. Ее главная цель - общение, поддержание гармонии в семье между ее членами. Эта функция предполагает организацию рационального досуга при одновременном социальном контроле.

Совместный семейный досуг является достаточно совершенным механизмом сплочения членов семьи, разрешения конфликтов, достижения общих целей и ценностей. Через досуговую деятельность возможно проведение психолого-педагогических мероприятий учреждениями социально-культурной сферы, для восстановления дефицитарности функций семьи и в первую очередь воспитательной, эмоциональной, социального контроля.

Игра – это сложное социально-психологическое явление, при достаточно осознанном отношении она становится средством стрессового контроля, самообновления, самосовершенствования, преодоления внутреннего конфликта, а также стимулирования приподнятого настроения.

Учеными доказано, что игра не является случайностью, она непременно возникает у самых разных народов на всех стадиях культурной жизни и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы.

Игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

По мнению Г.В. Селевко игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную;

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Целью организации семейного досуга является восстановление физического и психическою баланса каждого члена семьи , произошедшее в результате осуществления целенаправленной деятельности в свободное время в соответствии с рекреационными потребностями каждого  из них.

Среди принципов наиболее целесообразными являются следующие: активности, комплексности, социальности, эмоциональной насыщенности, добровольности, принцип насыщения содержания рекреационно-оздоровительной деятельности культурными ценностями, принцип коллективности, принцип единства целей и интересов, принцип дифференцированного подхода.

В основе организации семейного досуга лежат определенные функции, обусловленные необходимостью удовлетворения рекреативных потребностей каждого члена семьи; рекреативно-оздоровительная, социализирующая, рекреативно-игровая, интегративно-коммуникативная, культуротворческая, духовно-нравственная, креативная, образовательно-развивающая, информационно-просветительная.

К формам организации семейного досуга относятся: прогулки, экскурсии, походы, путешествия, экспедиции, соревнования, выездные лагеря, конкурсы, смотры, спортивные и зрелищные мероприятия, тренинги  и  т. д.

В семейно-бытовых традициях особое место занимает организация культурного досуга. С увеличением свободного времени проблема досуга становится все более важной социальной проблемой. Социологи все чаще пишут о рационализации, оптимизации досуга, педагоги и родители сетуют на недостаток свободного времени и на возрастающую загруженность школьников; юристы и правоведы одной из причин преступности и антиправового поведения называют низкую культуру досуга у части населения. Очевидно, все, кто занимается вопросами человековедения, не могут обходить эту проблему. В связи с этим необходимо иметь более четкое представление о досуге и его культурной организации, как в большом общественном масштабе, так и в масштабе семейно-бытовом.

Семейный досуг занимает особое место в развитии нравственно-эстетической культуры. Это, во-первых, объясняется тем, что в семье создаются наиболее интимные условия жизнедеятельности людей, их общения и взаимоотношений. Во-вторых, большинство людей свою значительную часть свободного времени проводят именно в семейной обстановке. В-третьих, семейный досуг характеризуется относительной стабильностью, связан с семейно-бытовыми традициями и обычаями.

В культурной организации семейного досуга большое значение, особенно в городских условиях, имеют коллективные семейные прогулки. Здесь важно то, чтобы они были не от случая к случаю, а вошли в привычку, стали маленькой семейной традицией (и именно прогулки общие). Ведь часто бывает, что родители и дети совершают прогулки врозь. Вроде из тактичных соображений — не мешают одни другим. А в результате прогулки детей временами оказываются отнюдь не безобидными.

Очень важно в организации культурного досуга в семье развивать любительские занятия (коллекционирование, техническое конструирование, вязание, фотография, сбор грибов, выращивание цветов, рыбалка и т.п.), туризм, проведение интеллектуально насыщенных семейных вечеринок и т.д. Главное — надо воспитывать хорошие привычки культурного отдыха и помнить при этом, что они утрачиваются легче, чем приобретаются. Привычки положительного досуга остаются надолго, если становятся традицией. Создание и поддержание семейно-бытовых традиций и организация культурного досуга в семье — условие формирования личности.

По статистике две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.

Формы работы с семьей:

1.      Беседы - к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Проводятся как для членов семей всех возрастов, так и отдельно для детей, подростков, родителей. Роль беседы как формы работы с семьей, прежде всего, состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.

2.      Игровые досуговые программы - это способ «взрослым» ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я - дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная - вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др.

3.      Рекреативный семейный отдых - туризм, походы.

4.      Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т. д.).

5.      Семейные сеансы в кинотеатрах.

6.      Экскурсионная работа - семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест.

7.      Совместное посещение концертов и массовых праздников.

8.      Семейные коллективы художественной самодеятельности - редко встречающаяся, нон очень популярная у зрителей форма культурной деятельности [32].

Концептуальные основы игровых технологий:

- психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

- игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного(неотъемлемость, внутреннюю связь в противоположность внешней). личности .

- игра - пространство "внутренней социализации", средство усвоения социальных установок.

- игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов".

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

В игре отражаются   отношения между людьми, и, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между  ними.

Таким образом, роль игры и игровых технологий в структуре семейного досуга невозможно оценить и исчерпать развлекательно-рекреативными возможностями. Феномен игры состоит в том, что, являясь  отдыхом, развлечением, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель  человеческих отношений и проявлений в труде.

Разделы