Сведения об образовательной организации

ТВОРЧЕСКИЕ СКИТАНИЯ НИКОЛАЯ ХРИСАНФОВИЧА РЫБАКОВА

ТВОРЧЕСКИЕ СКИТАНИЯ НИКОЛАЯ ХРИСАНФОВИЧА РЫБАКОВА

Гомонова Наталья
Научный руководитель: Сазонова В.А., к. искусствоведения, профессор

 В 2015 году в Тамбове состоится девятый межрегиональный театральный фестиваль имени великого русского актера Н. Х. Рыбакова.  Фестиваль организуется   в целях поддержки, стимулирования и развития отечественного театрального искусства, взаимообогащения творческими идеями, активизации гастрольной деятельности между регионами, приобщения публики к ценностям искусства, сочетающим в себе преемственность и новаторство.  Фестиваль не случайно назван именем Николая Хрисанфовича Рыбакова, известного русского актера XIX века. Ведь последние годы жизни и творчества Николая Хрисанфовича неразрывно связаны с Тамбовом.

Рыбаков родился 7 мая 1811 года в Курске в небогатой семье. Отец, управлял имением курского помещика Вельяминова, мать содержала белошвейную мастерскую и дамский магазин, приносившие очень небольшой доход. Одиннадцатилетним гимназистом Рыбаков впервые в жизни посмотрел свой первый спектакль в Курском театре. С этого дня Николай Хрисанфович мечтал лишь об одном – о театре, жил подвигами и страстями виденных им театральных героев, знал наизусть все их эффектные монологи [2, с. 4].  Горячая любовь к театру, которая зародилась в душе молодого гимназиста, прошла через всю жизнь Рыбакова, перенесла все испытания, всю горечь лишений и обид и сохранилась в нем до конца его дней, становясь с годами лишь более мужественной и более зрелой.

После окончания гимназии, сделавшись канцеляристом, Рыбаков становится ревностным посетителем курского театра, подобно другим русским актерам, начав с «райка» свой путь к завоеванию сцены.  В это же время принимается в курскую труппу под руководством И. Ф. Штейна на правах статиста, за право бесплатного посещения театра.

Первая самостоятельная работа не заставила себя долго ждать. 5 февраля 1826 года Николаю Хрисанфовичу поручают крошечную роль римлянина в водевиле Федорова «Чудные встречи, или Суматоха в маскараде». Именно в те года, отбросив все сомнения, юноша решает окончательно посвятить себя сцене. В этом театре Рыбаков познал первые радости и первые неудачи в искусстве, здесь совсем еще юный актер впервые был удостоен одобрения и аплодисментов зрителей. В 1832 году в труппе происходит раскол: главные силы с балетом и самим Штейном уезжают в Харьков, а в Курске осталась небольшая группа актеров, в числе которых был и Рыбаков, или Львов, как он тогда именовался на афишах. Эту группу, решившуюся отделиться от Штейна и организовать свой самостоятельный театр, возглавил талантливый актер и антрепренер, в будущем крупный деятель русской театральной провинции Людвиг Юрьевич Млотковский [2].

В последствии Млотковский обосновался в Харькове, в то время одном из значительных культурных центров Российской империи. Людвиг Юрьевич первым замечает и поощряет талант Рыбакова и начинает давать молодому артисту одну за другой значительные роли в трагедиях. В 1832 году он ставит комедию Скриба, Мельвиля и Кормуши «Графиня поселянка или медовый месяц», Николаю Хрисанфовичу поручает главную роль графа Алексея.

Известный критик и писатель А.Я.  Кульчицкий так писал об игре Николая Хрисанфовича: «Рыбаков играл свою роль превосходно, верно, воодушевленно… Кто не видел Рыбакова в роли Алексея, тот решительно не имеет никакого понятия о его даровании… он стал на такую точку истины в искусстве, что это прямо можно назвать вдохновением, светлым не помраченным. Эта простая неизысканная позиция, этот печальный, растроганный голос этот грустный, умоляющий взор, и смущенная преданность, и глубокая любовь - все, все столько благородно и просто, верно…» [2, с. 24]. В этом театре Рыбаков сыграл много ведущих ролей в текущем репертуаре, включающим все жанры - от мелодрамы до трагедии и водевиля [3].

 На рубеже 30-40 годов Млотковский приглашает Павла Степановича Мочалова выступать с его труппой в качестве высокого образца для актеров. Уже тогда Павел Степанович отмечал своим вниманием и доверием молодого трагика Рыбакова. Вечера и ночи проводил актер в обществе великого трагика, в нескончаемых задушевных разговорах они делились своими мыслями об искусстве, разбирали новые роли Николая Хрисанфовича. Именно Мочалов стал для Рыбакова не просто учителем, а образцом высокого актерского таланта. Мочалов всячески поддерживал и поощрял мечту актера попробовать свои силы в трагедиях Шекспира. Он поручил ему роль Кассио в «Отелло» и сам подготовил его к выступлению. Поддержка Мочалова оказалась решающей для Рыбакова. Когда после отъезда Мочалова Млотковский поссорился с первым трагиком труппы Бабаниным и тот накануне премьеры «Гамлета» ушел из театра, главную роль в трагедии поручили Рыбакову. Подготовить роль Гамлета за одну ночь совершенно невыполнимо, но Рыбаков все же сумел с ней справиться и даже произвести «фурор».  Рецензент «Репертуара и Пантеона» из Екатеринослава отмечал «эстетически прекрасную, высоко одушевленную, в некоторых местах даже истинно художественную игру господина Рыбакова в «Гамлете»» [2, с.43].

Гамлет в исполнении Рыбакова - благородный человек, столкнувшийся с несправедливыми общественными порядками. Актер выделял в образе Гамлета тему скорбного раздумья о жизни.  Он был жертвой безвременья, мучеником разительных людских слабостей.  Несправедливость и неправда существующего порядка – вот причина душевного недуга Гамлета, удивительно раскрывавшаяся Рыбаковым. Гамлет был признан лучшим творением молодого артиста. Затем последовали наиболее значительные трагические роли шекспировского репертуара - Отелло, Кориолан, Ричард III, Лир, Макбет и Шейлок. «Во всех этих ролях Рыбаков потрясал мощью темперамента, глубиной и художественной правдой, что принесло ему славу трагического актера» [3, с. 220].

Так же велико влияние на творчество Николая Рыбакова и величайшего театрального художника того времени- Михаила Семеновича Щепкина. Щепкин начал свой актерский путь в том же театре Штейна. Он сумел осознать новые художественные запросы той эпохи, обобщить их в систему и воплотить в своих сценических созданиях с невиданной яростью, силой и полнотой. Он внушал серьезную любовь к искусству и своими советами об игре актера способствовал творческому развитию Рыбакова. 

В 40-х годах театр Млотковского распадается. И Николай Хрисанфович расстается с горячо полюбившей его харьковской публикой, с товарищами по театру и решительно вступает на путь актера-гастролера, актера - «бродяги». В провинции Рыбаков имел огромный успех. Он исполнял следующие роли: Болотникова в «Князе Михаиле Васильевиче Скопине – Шуйском» Кукольника, Тяпкина-Ляпкина в «Ревизоре» Гоголя, Президента в «Коварстве и любви» Шиллера, Неизвестного в «Параше Сибирячке» Полевого, рыцаря Паулета в «Марии Стюарт» Шиллера и многие другие. Актер многократно выступал в таких городах как Воронеж, Саратов, Тула, Одесса, Таганрог.

В лице Рыбакова русский театр приобрел актера ярко выраженного реалистического направления, и притом актера вдумчивого и ищущего.   Именно эти замечательные черты актерского облика Рыбакова в сочетании с общим демократическим направлением его искусства и обеспечили ему то безоговорочное призвание и громкую славу, какими артист пользовался в провинции, начиная с 40-х годов прошлого столетия и до конца его жизни [2].

В 1852 году Рыбаков дебютировал в Малом, в 1854 году - в Александринском театрах. Но вследствие столкновения с директором императорских театров А.М. Гедеоновым Рыбаков принят туда не был. Гражданственность в творчестве, вольнолюбие, независимость и чувство собственного достоинства в жизни – те черты, которые не могли принять чиновники и из министерства двора и Конторы императорских театров. Однако столичные дебюты сыграли положительную роль в жизни актера, дали ему возможность ознакомиться с искусством мастеров Малого и Александринского театров, с первыми пьесами А.Н. Островского [5].

В 1870-ых годах выступает Рыбаков, в основном, в русском репертуаре, воплощая персонажи А. С. Грибоедова, Д. И. Фонвизина, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя. Но центральное место в его творчестве принадлежит героям пьес Островского. Артист послужил драматургу прототипом провинциального трагика Несчастливцева в «Лесе», и эта роль стала вершиной в творчестве Рыбакова. Страстную силу ненависти, веру в торжество справедливости вкладывал актер в монологи своего героя.

Вскрытие социальной сущности образа, современного звучания было отмечено исполнение Рыбаковым ролей Простакова, Скотинина- «Недоросль» Фонвизина; Скалозуба- «Горе от ума» Грибоедова; Мельника – «Русалка» Пушкина и др.

Мастерство актера совершенствовалось, расширялся кругозор, формировались эстетические и гражданские принципы, чему способствовал высокохудожественный репертуар.

Время от времени Рыбаков все же играет в Москве на сцене Народного театра Политехнической выставки.По утверждению известного тамбовского театроведа А.Н.Смирнова «Всплеск творческих сил, вызванный огромным успехом этого театра, созданного по инициативе представителей московской художественной интеллигенции во главе с молодым талантливым режиссером А. Федотовым; сотрудничеством с блестящим созвездием таких величин, как Стрепетова, Медведев, Писарев, Ленский, Макшеев,- сменился тяжелейшей депрессией, когда этот театр происками реакционных кругов был закрыт. Трудно сложились отношения Рыбакова и с театром Артистического Кружка, сулившим поначалу радость творчества» [3 с.221].

Потом был кратковременный, безрадостный сезон в Павловске. Тогда в июне 1876 г.  Рыбаков приезжает в Тамбов и подписывает контракт с антрепренёром И. И. Ознобишиным.  Театр Ознобишина тогда еле сводил концы с концами, актеры начинали разъезжаться из города.  А между тем в составе тамбовской труппы были талантливый, образованный режиссер А.П. Грубин и способный и дружный коллектив актеров, в числе которых находился молодой, только что вступивший на театральное поприще В.Н. Давыдов, в последствии ставший знаменитым русским артистом Александринского театра.

«Рыбаков, сам потерпевший жестокое разочарование во многих больших своих надеждах и планах, встречая уныние и тоску у своих товарищей, сумел объединить вокруг себя всю трупу, увлечь ее и тем самым спасти, казалось окончательно падавшее дело» - рассказывал Давыдов [2, с. 166].В этом и заключался удивительный талант оптимизма Н.Х. Рыбакова.

Однажды во время сценки «В театре и на свадьбе» Давыдов внезапно обратился к публике с горячими словами любви и благодарности старому мастеру: «Полвека русскую сцену украшает великий талант художника и не менее великое сердце человека, которые для русского артиста горят путеводной звездой в искусстве. Пусть же и Тамбов приветствует гениального артиста, славное имя которого – Рыбаков!» [2, с.167 ].

Стихийно возникшее чествование артиста принесло Рыбакову чувство глубокого удовлетворения. А между тем, здоровье актера ухудшилось. 12 ноября 1876 года Николай Хрисанфович должен был выступать в мелодраме «Адская жизнь».  Перед спектаклем с ним случился обморок. Больше в театре Рыбаков не показывался. Болезнь быстро обострялась и 15 ноября 1876 года - Рыбаков скончался «от разрыва сердца». Последние слова артиста были – «Пора! Птенцы уже подросли и сами летают!» [2, с.169]. В этих словах выражалось его глубокая вера в будущее торжество русского искусства и мыслит и в то, что он своим примером подготовил себе достойную смену.  Похоронен Рыбаков на Успенском кладбище в Тамбове. Огромное количество почитателей его таланта проводили его в последний путь. В 30-е годы Успенское кладбище было уничтожено. И лишь в 2005 году стараниями общественности в Театральном сквере установлен закладной камень с именем Николая Хрисанфовича и датами его жизни. На здании бывшего Зимнего театра появилась, наконец, мемориальная доска, указывающая, что здесь выступал замечательный деятель отечественной сцены, великий трагик России - Николай Хрисанфович Рыбаков.

Ежегодно, с 2006 года, в мае проводится театральный фестиваль имени Н.Х. Рыбакова. На сцене Тамбовского драматического театра показывают лучшие спектакли театры Москвы, Воронежа, Пензы, Иркутска, Самары, Ярославля и многие другие. По итогам фестиваля определяются «Лучший актер России» и «Лучшая актриса России» и другие номинации для провинциальных театров. В рамках фестиваля работает Молодежный проект, дающий возможность показать свои учебные спектакли студентам творческих ВУЗОВ: Саратова, Воронежа, Москвы, Нижнего Новгорода и др. городов. Будущие актеры имеют замечательную возможность посещать мастер-классы по актерскому мастерству, сценической речи, пластике. Для проведения их приглашаются ведущие мастера сценического искусство Москвы и Санкт-Петербурга. Оценивает творческие работы Молодежного проекта высокопрофессиональная критика в лице Н. Старосельской, А. Ефремовой, А. Оганесян, В. Пешковой, Т. Голаховой. В заключении фестиваля проводится митинг у Театрального сквера и молодежь вместе с ведущими актерами возлагает цветы к памятнику Н.Х. Рыбакова и на мемориальную доску.

Как и предвидел ученик Мастера, великий русский актер В.Н. Давыдов «Имя Николая Хрисанфовича Рыбакова гремело, гремит и будет греметь в России, которую он обошел чуть не из конца в конец, всюду встречаемый и сопровождаемый овациями» [2, с.3].

Литература

  1. Булыгина С.В. Тамбовские даты. -Тамбов: Пролетар. светоч, 2010
  2. Клинчин А.П. Николай Хрисанфович Рыбаков. Серия «Жизнь в искусстве». –М: Искусство, 1972
  3. Смирнов А.Н. Театр и вся жизнь. – г. Тамбов: Юлис, 2005
  4. Смирнов А.Н. Тамбовская энциклопедия. – г.Тамбов, 2004
  5. Театральная энциклопедия. Т. 4.М.,1963
Разделы